Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 сентября 2012 года п. Копьево Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Гладких Р.А., с участием заместителя прокурора Орджоникидзевского района Тарасенко Е.А., при секретаре судебного заседания Анистратовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к администрации муниципального образования Приисковый сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к администрации муниципального образования Саралинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к администрации муниципального образования Устинкинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к администрации муниципального образования Орджоникидзевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к администрации муниципального образования Копьевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия о понуждении разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском к администрациям муниципальных образований Приисковый сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Саралинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Устинкинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Орджоникидзевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Копьевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее по тексту – администрации муниципальных образований) о понуждении в срок до 01 января 2014 года разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, указав на то, что администрациями муниципальных образований в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей 5, 21 и 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не были приняты меры по разработке и утверждению проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог, расположенных в границах поселений. Определением суда от 05 сентября 2012 года гражданские дела по искам прокурора были соединены в одно производство. В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчиков осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, расположенных на территории муниципальных образований. Представители администраций муниципальных образований в зал судебного заседания не явились, однако просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД РФ «Ширинский» Л. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, письменных возражений на требования прокурора не представил. Выслушав доводы заместителя прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 9 Уставов муниципальных образований дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Статья 22 указанного Федерального закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие проектов организации дорожного движения, в том числе и для муниципальных автомобильных дорог, что является одним из условий повышения безопасности дорожного движения, и как следствие, служит целям защиты жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Согласно пунктам 4.1.1 и 4.2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 52289-2004, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Разметку автодорог, а также улиц в населенных пунктах следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 52289-2004 и утвержденными схемами. Как следует из Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313 разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Порядок разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги от 28 августа 1992 г. в дальнейшей работе не применяется. В соответствии с пунктом 1.4. Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который применяется на основании Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Пунктами 5. и 6. указанного Порядка предусмотрено, что проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком. Таким образом, администрации муниципальных образований как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления несут обязанность заказчика по разработке и утверждению проектов организации дорожного движения в отношении муниципальных автомобильных дорог. Из приобщенных к делу документов следует, что проекты организации дорожного движения администрациями муниципальных образований не разработаны и не утверждены. Факт отсутствия указанных проектов представителями ответчиков не оспаривался. Между тем, отсутствие в бюджете поселений финансовых средств для разработки проекта организации дорожного движения не может служить основанием к освобождению ответчиков от исполнения требований законодательства. В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просил обязать ответчиков разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения в срок до 01 января 2014 года. Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что указанный прокурором срок является явно недостаточным для выполнения требований закона, представителями ответчиков не представлено. Принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить ответчикам срок для разработки, согласования и утверждения проектов организации дорожного движения до 01 января 2014 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Приисковый сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Приисковый сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Обязать администрацию муниципального образования Саралинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Саралинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Обязать администрацию муниципального образования Устинкинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Устинкинский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Обязать администрацию муниципального образования Орджоникидзевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Орджоникидзевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Обязать администрацию муниципального образования Копьевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Копьевский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия. Настоящее решение вынесено в окончательной форме 14 сентября 2012 года. Председательствующий Гладких Р.А.