Решение по административному делу №12-6/2012 в отношении Пономарёва А.А.



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

10 сентября 2012 года п. Копьёво

Судья Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А.,

при секретаре судебного заседания Анистратовой А.В.,

рассмотрев в порядке главы 30 КоАП РФ жалобу Пономарева А.А. на постановление начальника отдела федерального государственного охотничьего надзора и федерального надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого

Пономарев А.А., ../../.. года рождения, уроженец п. ... Орджоникидзевского района Республики Хакасия, проживающий по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. ..., ул. ..., д. №.. кв. №..

подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

../../.. июля 2012 года начальником отдела федерального государственного охотничьего надзора и федерального надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, старшим государственным инспектором Республики Хакасия по охране природы Д. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого Пономареву А.А. было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.

Пономарев А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, ссылаясь на то, что обнаруженное и изъятое у него мясо не являлось продукцией охоты, а было им приобретено для употребления в пищу.

В судебном заседании Пономарев А.А. и его защитник – адвокат Яковлев М.А., настаивая на удовлетворении жалобы, просили отменить постановление по делу об административном правонарушении, указав на то, что досмотр транспортного средства, изъятие оружия и мяса животного, а также составление протокола об административном правонарушении было произведено в отсутствие понятых; объяснения от свидетелей на месте составления протокола не отбирались; видовая принадлежность мяса животного не определялась, процессуальные документы были составлены с нарушением административного законодательства.

Представители Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия Л. и П., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении жалобы отказать, указав на то, что процессуальные документы были составлены должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства, а Пономарев А.А. был обоснованно привлечен к административной ответственности.

Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, заслушав доводы представителей Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии, допросив свидетелей, исследовав приобщенные к делу документы, прихожу к следующему выводу.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что ../../.. июня 2012 года, в 10 часов 05 минут, Пономарев А.А. находился на территории охотничьих угодий Орджоникидзевского района Республики Хакасия с огнестрельным оружием и патронами, а также с шестью фрагментами туши косули сибирской, добытой без разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо иных сведений, должно быть указано мотивированное решение по делу.

Однако в постановлении по делу об административном правонарушении не приведены доказательства, на основании которых должностным лицом было установлено наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, должно оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

К материалам дела, помимо протокола об административном правонарушении, были приобщены рапорт главного специалиста-эксперта, протокол изъятия вещей, предметов и продукции, протокол досмотра транспортного средства, квитанции на принятое оружие, объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также объяснения свидетелей ФИО2, ФИО1 и ФИО3

В соответствии со статьей 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 указанного Кодекса.

Согласно статье 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель, как указано в части 5 статьи 25.6 КоАП РФ, предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Однако свидетели ФИО2 и ФИО1, а также ФИО3, принимавший участие в досмотре транспортного средства и изъятии оружия и продукции охоты, в нарушение части 5 статьи 25.6 КоАП РФ об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний должностным лицом не предупреждались.

Следовательно, объяснения свидетелей ФИО2, ФИО1 и ФИО3 были получены с нарушением требований административного законодательства.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, должностным лицом были использованы доказательства, полученные с нарушением закона, что не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Между тем, обстоятельства, отраженные в объяснениях понятого и свидетелей имели существенное значение для дела.

В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ присутствие понятых при досмотре транспортного средства, а также при изъятии вещей и документов, обязательно.

Из приобщенных к делу документов видно, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, применялись такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как досмотр транспортного средства и изъятие вещей. В протоколе досмотра транспортного средства, а также в протоколе изъятия оружия и продукции охоты отражено, что в качестве понятых принимали участие Торопов и Афанасьев.

В судебном заседании Пономарев А.А., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, категорично утверждал, что указанные лица участия в досмотре транспортного средства и в изъятии вещей не принимали. Указанные меры обеспечения производства по делу в нарушение требований закона были проведены в отсутствие понятых.

Допрошенные в качестве свидетелей должностные лица Госкомитета по охране животного мира Шифман А.В. и ФИО1 утверждали, что понятые Торопов и Афанасьев принимали непосредственное участие в досмотре транспортного средства и изъятии предметов.

Однако опрошенные в качестве свидетелей ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании заявили, что досмотр транспортного средства и изъятие предметов было проведено в отсутствие понятых.

На приобщенной к делу видеозаписи, произведенной должностным лицом Госкомитета по охране животного мира, присутствие понятых при досмотре транспортного средства и изъятии вещей не наблюдается.

Устранить возникшие противоречия было бы возможно посредством опроса понятых Торопова и Афанасьева, однако приобщенные к делу объяснения понятого Торопова были получены с нарушением требований закона; понятой Афанасьев должностным лицом, составившим протокол, в качестве свидетеля опрошен не был. По вызову суда понятые Торопов и Афанасьев не явились, привод указанных лиц осуществлен не был, поскольку по известным суду адресам указанные лица не находились.

В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Поскольку дело об административном правонарушении в отношении Пономарева А.А. было рассмотрено должностным лицом с нарушением требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности в настоящее время не истек, прихожу к выводу, что имеются основания для удовлетворения жалобы и отмены вынесенного постановления с возвращением материалов дела на новое рассмотрение должностному лицу, полномочному рассматривать данное дело.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Пономарева А.А. об отмене постановления по делу об административном правонарушении удовлетворить. Постановление начальника отдела федерального государственного охотничьего надзора и федерального надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, старшего государственного инспектора Республики Хакасия по охране природы Д. от ../../...07.2012 года, на основании которого Пономарев А.А. признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, отменить. Материалы дела возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, полномочному рассмотреть дело об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, указанными в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ и в части 5 статьи 30.9 КоАП РФ, а также опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья

Орджоникидзевского районного суда

Республики Хакасия Гладких Р.А.