решение № 2-1666/2011



Дело № 2- 1666/2011

Поступило в суд 03.10.2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ордынское                                                                                             23 декабря 2011 года

         Судья Ордынского районного суда Новосибирской области Грушко Е.Г.,

с участием помощника прокурора Завалюевой Т.А.,

при секретаре Царегородцевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ордынского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Усть-Луковского сельского совета Ордынского района Новосибирской области незаконным, возложении обязанности по постанове автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта на учет в качестве бесхозяйных,

    у с т а н о в и л:

          Прокурор Ордынского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Усть-Луковского сельского совета Ордынского района Новосибирской области, выразившимся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Усть-Луковского сельсовета; обязании администрации муниципального образования Усть-Луковского сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах населенного пункта, указывая на то, что в ходе проверки было установлено нарушение исполнения законодательства, регулирующего вопросы местного значения администрацией муниципального образования Усть-Луковского сельсовета в части безопасности дорожного движения, непринятие вышеуказанных мер администрацией муниципального образования Усть-Луковского сельсовета противоречит п.п.5 п.1 ст. 14, ч.1 и ч.2 ст. 50, п.5 ст.51, ст. 49 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 ГК РФ, ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанные нарушения Закона противоречат интересам государства и общества, т.к. создают серьезную угрозу для здоровья неопределенного круга лиц и безопасности дорожного движения, поскольку происходит недостаточное финансирование содержания дорог. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Усть-Луковского сельского совета, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Усть-Луковского сельсовета; обязании администрации муниципального образования Усть-Луковского сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах населенного пункта.

          Помощник прокурора Ордынского района Завалюева Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила признать бездействие администрации Усть-Луковского сельского совета, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Усть-Луковского сельсовета незаконным и не соответствующим ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; обязать администрацию Усть-Луковского сельского совета Ордынского района Новосибирской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО (Ордынский отдел) о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества- автомобильных дорог общего пользования в границах с. Усть-Луковка, с. Сушиха Ордынского района, при этом уточнила заявление в части срока исполнения вышеуказанной обязанности - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

        Представитель заинтересованного лица- администрации муниципального образования Усть-Луковского сельского совета Федоров Н.П. заявление прокурора признал частично – в части обязывания администрации муниципального образования Усть-Луковского сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах населенного пункта; в части признания бездействия администрации Усть-Луковского сельского совета, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Усть-Луковского сельсовета незаконным – заявление прокурора не признал, пояснив, что со стороны администрации муниципального образования отсутствует бездействие, поскольку ими с ИП ППП заключены договоры на проведение кадастровых работ по межеванию дорог, направлены письма об оказании помощи по финансированию работ, связанных с межеванием дорог, дороги в границах муниципального образования кому-либо не принадлежат, в 2004 году по акту приема-передачи из СПК «Луковский» в муниципальную собственность было передано имущество, в том числе внутрифермерские дороги, подъездные пути, прифермерские дороги, асфальтные площадки без правоустанавливающих документов. ТУАД обслуживает в с. Усть-Луковка дорогу на ул. М. Соколовой частично, на ул. П. Савостиной частично, до остановки д. Сушиха.

           Выслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

    Согласно ч.1 п.5 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 п.2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В силу ст. 6 п.8 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 5 п. 9 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

             Согласно Устава муниципального образования Усть-Луковского сельского совета Ордынского района НСО к вопросам местного значения сельского совета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

             Согласно ст. 225 ч.ч. 1, 3 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

             Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами.

             На территории муниципального образования Усть-Луковский сельсовет имеются автомобильные дороги общего пользования, расположенные на улицах Волжская, П. Савостиной, Полевая в с. Усть-Луковка; улицах Мостовая, Пролетарская, Ленина, Заречная, пер. Ленина 1, Ленина 2, Ленина 3 в д. Сушиха.

             Согласно сообщению Ордынского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО государственная регистрация права собственности муниципальных образований, расположенных на территории Ордынского района, на автомобильные дороги общего пользования в границах сельских поселений не проводилась.

    Согласно Постановлению администрации Новосибирской области от 18.02.2010 года №65-па «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области» в Реестре государственной собственности Новосибирской области находится дорога 50 ОП МЗ 50Н-2201, 109 км а/д «К-17р» - Вагайцево- Усть-Луковка, Н-2201, которая является автомобильной дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения. Таким образом, дороги в границах поселения не являются региональными и межмуниципальными.

    В ходе проведенной прокуратурой проверки указанные обстоятельства были подтверждены, было установлено, что в муниципальном образовании Усть-Луковского сельсовета дороги общего пользования, расположенные в границах населенных пунктов поселения, являются бесхозяйными. Администрацией Усть-Луковского сельсовета по данному вопросу никаких мер принято не было.

    Таким образом, в границах муниципального образования Усть-Луковского сельсовета имеются дороги общего пользования, статус указанных автомобильных дорог как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими угрозу обеспечения безопасности дорожного движения для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности дорожного движения, т.к. бесхозяйственный характер автомобильных дорог свидетельствует о невозможности выполнения в полном объеме администрацией полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования, а также требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, поскольку влияет на финансирование полномочий муниципального образования по содержанию данных дорог за счет местного бюджета.

    Так, статьей 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года (далее ФЗ №196-ФЗ) в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона №196-ФЗ основным принципом безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

    Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

    Указанные нарушения федерального законодательства противоречат интересам государства и общества, так как создают серьезную угрозу для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.

    Дороги общего пользования, расположенные на территории с. Усть-Луковка, д. Сушиха, не имеют собственника, следовательно, имеются основания для обращения администрации Усть-Луковского сельского совета Ордынского района, на территории которого они находятся, в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области (Ордынский отдел) с заявлением о постановке его на учет в качестве бесхозяйного.

    Доводы представителя заинтересованного лица о том, что со стороны администрации муниципального образования отсутствует бездействие, поскольку ими с ИП Пузака В.Н. заключены договоры на проведение кадастровых работ по межеванию дорог, направлены письма об оказании помощи по финансированию работ, связанных с межеванием дорог, суд не принимает во внимание, поскольку работы по межеванию дорог до настоящего времени не оплачены. Заключенный 27.04.2004 года акт приема-передачи из СПК «Луковский» в муниципальную собственность Усть-Луковского сельсовета имущества, в том числе внутрифермерских дорог, подъездных путей, прифермерских дорог, асфальтных площадок, суд считает юридически необоснованным, поскольку данный акт был заключен после введения в действие ФЗ РФ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а каких-либо правоустанавливающих документов на указанное имущество не имеется.

    Таким образом, суд усматривает наличие незаконного бездействия администрации Усть-Луковского сельского совета, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Усть-Луковского сельсовета.

    На основании изложенного, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

    Предложенный прокурором срок исполнения указанной обязанности- 1 год со дня вступления в законную силу решения суда является разумным, никем не оспаривался.

          Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Признать бездействие администрации Усть-Луковского сельского совета Ордынского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО (Ордынский отдел) бесхозяйного недвижимого имущества- автомобильных дорог общего пользования в границах с. Усть-Луковка, с. Сушиха Ордынского района незаконным и не соответствующим ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать администрацию Усть-Луковского сельского совета Ордынского района Новосибирской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО (Ордынский отдел) о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества- автомобильных дорог общего пользования в границах с. Усть-Луковка, с. Сушиха Ордынского района, в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда через канцелярию Ордынского районного суда в 10-дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

           Судья-

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ