2-1470/2010 прокурор в интересах Лазаревой



дело № 2-1470/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием прокурора Иткуловой Н.У., представителя ответчиков - Администрации городского округа город Уфа РБ и Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ по доверенностям Номер обезличен от Дата обезличена года и Номер обезличен от Дата обезличена года Труш Г.В., представителей третьих лиц - МУП «Уфаводоканал» по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года Бахитовой Р.Р., МУП УЖХ Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года Круглей А.Ю., при секретаре Давлетовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах Лазаревой ФИО7 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства по питьевой воде,

у с т а н о в и л:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан (далее - Прокурор района) обратился в суд с иском в интересах Лазаревой А.Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация района), в котором после уточнения исковых требований просит:

- обязать ответчиков обеспечить Лазареву А.Н., проживающую по адресу: ..., ..., ..., питьевой водой, соответствующей нормам СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не менее 30-50 литров в сутки и подключить ее дом к городскому водопроводу в соответствии с требованиями действующего законодательства по питьевой воде в 2010-2011 годах.

Заявленные требования Прокурор района мотивировал тем, что прокуратурой по обращению ФИО7 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении населения питьевой водой в с. Вотикеево. Проверкой установлено, что договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод Номер обезличен между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ заключен Дата обезличена года на нужды населения, проживающего в жилищном фонде г.Уфа РБ.

Однако в ... питьевая вода не поставляется из-за отсутствия подключения к городскому водопроводу. Жители данного населенного пункта используют воду для питья и других необходимых нужд из колодцев, расположенных на улицах деревни. У Лазаревой А.Н. свой колодец с питьевой водой отсутствует. В настоящее время вода в указанных колодцах отсутствует. Для обеспечения населения питьевой водой управлением гражданской защиты по Орджоникидзевскому району г.Уфы организован подвоз питьевой воды. Согласно информации из Администрации района проектно-сметная документация на водоснабжение в ... изготовлена, находится на согласовании. Выполнение строительно-монтажных работ включено в план-прогноз социально-экономического развития Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ на 2010 год.

Ранее врачом по общей гигиене ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» были взяты пробы из озера, расположенного в ... и используемого для питьевого водоснабжения. Согласно протоколу лабораторных исследований № Номер обезличен от Дата обезличена года исследованная проба воды из озера на химические и микробиологические показатели не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» как к водоему, используемому для хозпитьевых целей по ХПК, БПК, Рн, содержанию аммиака и микробиологическим показателям. Так, аммиак (по азоту) (фекальные загрязнения) составляет 10 мг/дм3, норма не более 1,5 мг/дм3, в воде обнаружены термотолерантные колиформные бактерии 2400 КОЕ в 100 мл. воды, величина допустимого уровня составляет не более 100 КОЕ в 100 мл. воды, общие колиформные бактерии обнаружены 2400 КОЕ в 100 мл. воды, величина допустимого уровня не более 500 КОЕ в 100 мл.воды.

Также, согласно акту сверки подвоза питьевой воды в населенный пункт ... от Дата обезличена года, составленного зам.главного специалиста службы СКВС ОАО «Уфаводоканал» совместно с начальником Ново-Черкасского территориального отдела, было выполнено 42 рейса (238 м3). Однако согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от Дата обезличена года Номер обезличен, водопотребление одного жителя населенного пункта составляет 30-50 литров в сутки.

Таким образом, по утверждению Прокурора района, объем подвозимой воды для нужд населения в ... не соответствует объемам потребления на одного жителя в сутки, что является нарушением требований Закона РБ от 17 марта 1998 года № 147-з «О питьевой воде».

В судебном заседании прокурор Иткулова Н.У. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Лазарева А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщала и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Принимая во внимание неоднократную ничем неоправданную неявку соистца Лазаревой А.Н., суд считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель Администрации города и Администрации района по доверенностям Труш Г.В. с предъявленными Прокурором района требованиями не согласилась, поскольку никакими нормативными документами не предусмотрено обеспечение жителей водой в объеме не менее 30-50 литров в сутки, ссылку истца на данный объем считает необоснованной, так как данные объемы предусмотрены при проектировании систем водоснабжения, а не для обеспечения постоянного пользования водой жителей .... Вода для жителей ... привозится ориентировочно по 10-11 литров на одного человека, но выдается она без каких-либо ограничений, отпускается не по нормам, а сколько возьмет гражданин. Администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку заказчиком по обеспечению населения в том числе водой является Администрация города, а районная администрация является лишь исполнителем.

Представитель МУП «Уфаводоканал» по доверенности ФИО4 также с иском Прокурора района не согласилась, считая, что к возникшим правоотношениям не применим СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», поскольку он не устанавливает норму обеспечения в сутки питьевой водой гражданин. Указанный СНиП используется только при проектировании систем водоснабжения, а не устанавливает норму обеспечения.

Представитель МУП УЖХ Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ по доверенности ФИО3 с иском Прокурора района не согласилась, пояснив, что МУП УЖХ не имеет на балансе ни одного дома в ... и с ним не заключено ни одного договора на обслуживание дома, поэтому для МУП УЖХ отсутствует обязанность по обеспечению граждан ... питьевой водой.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора района в части, в следующем размере и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Закона РБ «О питьевой воде» (в ред. Законов РБ от 03.01.2002 N 281-з, от 04.10.2004 N 106-з, от 08.12.2006 N 387-3, от 22.06.2009 N 134-з) каждому человеку на территории Республики Башкортостан гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором за питьевым водоснабжением в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами (в ред. Закона РБ от 03.01.2002 N 281-з).

Судом установлено, что постановлением главы Администрации города № 5458 от 05.09.2008 «О внесении изменений в постановление главы Администрации ГО г.Уфа РБ от 15 июля 2008 г. № 4426 «О выделении денежных средств» в отношении села Вотикеево в Орджоникидзевском р-не г.Уфы выделено Номер обезличен тыс.руб. для проектирования объектов водоснабжения частного сектора ГО г.Уфа.

Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод Номер обезличен между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ заключен Дата обезличена на нужды населения, проживающего в жилищном фонде г. Уфа РБ.

Между МУП «Уфаводоканал» и УППЦ «Уралдортранс» заключен муниципальный контракт Номер обезличен от Дата обезличена г., по которому Заказчик поручает Подрядчику проектно-изыскательные работы по объекту: «Водоснабжение села ... в Орджоникидзевском р-не г.Уфы». Данный контракт находится на стадии исполнения: с замечаниями Заказчика проект дорабатывается в институте, что подтверждается справкой начальника технического отдела УКРС МУП «Уфаводоканал» ФИО8 от Дата обезличена.

По договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод Номер обезличен от Дата обезличена г. между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ Орджоникидзевского р-на ГО г.Уфа с.Вотикеево в приложениях к указанному договору не значится, так как в селе отсутствует централизованное водоснабжение.

МУП «Уфаводоканал» по просьбе МЧС г.Уфы выделил точку выдачи питьевой воды для осуществления подвоза питьевой воды в .... Общая стоимость строительства объекта водоснабжения в ... в ценах на 2001г. составляет Номер обезличен тысячи рулей, в ценах на 2010 г. приблизительно Номер обезличен рублей.

Согласно ст. 25 Закона РБ «О питьевой воде» в случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекшего нарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителям и (или) несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования (в ред. Закона РБ от 03.01.2002 N281-3, от 08.12.2006 N387-з).

Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждениях систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения и, как их следствие, при отсутствии питьевой воды в населенном пункте (поселении) более суток) осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, а также органами местного самоуправления (в ред. Закона РБ от 03.01.2002 N 281-з). Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечению потребителей питьевой воды при чрезвычайных ситуациях и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения и наличие резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличие нормативного запаса материалов, оборудования и техники для восстановления систем питьевого водоснабжения либо доставка питьевой воды населению) осуществляются органами местного самоуправления совместно с органами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, организациями питьевого водоснабжения (в ред. Законов РБ от 03.01.2002 N 281-з, от 08.12.2006 N 387-з).

В ... централизованно питьевая вода не поставляется из-за отсутствия подключения к городскому водопроводу. Жители данного населенного пункта использовали воду для питья и других необходимых нужд из колодцев, расположенных на улицах деревни.

У Лазаревой А.Н. свой колодец с питьевой водой отсутствует.

Кроме того, судом установлено, что в настоящее время вода в колодцах в ... отсутствует.

Для обеспечения населения питьевой водой управлением гражданской защиты по Орджоникидзевскому району г.Уфа организован подвоз питьевой воды.

Согласно информации из Администрации района документация на водоснабжение в ... изготовлена, находится на согласовании. Выполнение строительно-монтажных работ включено в план-прогноз социально-экономического развития Орджоникидзевского района ГО г.Уфа на 2010 год.

Согласно акту сверки подвоза питьевой воды, в населенный пункт ... от Дата обезличенаг., составленного заместителем главного специалиста службы СКВС ОАО «Уфаводоканал» совместно с начальником ..., было выполнено 42 рейса (238 куб.м.).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что численность ... составляет 280 чел., общий объем доставляемой в деревню воды составляет 3100л. Таким образом, на одного человека приходится 10 литров воды в сутки. При этом, как пояснил в судебном заседании представитель Администрации города указанный объем был установлен теоретически без учета нормативов либо каких-либо расчетов.

Вместе с тем, согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, водопотребление одного жителя населенного пункта составляет 30-50 литров в сутки.

Согласно решению Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31.05.2001г., норма общего расхода воды на 1 человека в сутки с учетом водопотребления воды из уличных водоразборных колонок, составляет 40 л/сут.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что объем подвозимой воды для нужд населения в ... не соответствует объемам потребления на одного жителя в сутки.

С учетом вышеизложенных обстоятельств Администрацию города следует обязать обеспечить Лазареву А.Н. по месту жительства хозяйственно-питьевой водой 30-50 литров в сутки.

Требование Прокурора района о возложении указанной обязанности на Администрацию района не основано на нормах действующего законодательства.

В силу ст. 8 Закона РБ от 17.03.98 № 147-з (в ред. от 22.06.2009) «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся, в том числе: организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой; утверждение лимитов и тарифов на питьевую воду предприятиями и организациями в целях первоочередного удовлетворения нужд населения; решение других вопросов питьевого водоснабжения.

В целях упорядочения решения вопросов местного значения, входящих в компетенцию Администрации города, Постановлением от 10.03.2006г. № 1077 «О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа РБ и МУП «Управление жилищного хозяйство городского округа город Уфа РБ» администрация Орджоникидзевского района ГО г.Уфа не уполномочена организовывать обеспечение граждан питьевой водой, устанавливать лимит отпуска питьевой воды и т.д.

В связи с выше изложенным также необоснованно и требование Прокурора района о подключении дома Лазаревой А.Н. к городскому водопроводу в соответствии с требованиями действующего законодательства по питьевой воде в 2010-2011 годах, поскольку городской водопровод в ... отсутствует и находится только в стадии согласования проекта. Ответчиком - Администрацией города принимаются в соответствии с планом все меры для подведения водоснабжения села ..., и в частности к дому Лазаревой А.Н. Определенный в плане-прогнозе социально-экономического развития Орджоникидзевского района г.Уфы срок выполнения строительно-монтажных работ по строительству водопровода в 2010-2011 годах не наступил, в связи с чем, у суда нет оснований полагать о нарушении прав истца Лазаревой А.Н. на подключение к городскому водопроводу. Указанное требование Прокурора района об обязательстве ответчиков подключить дом Лазаревой к городскому водоснабжению на будущее время, как того просит Прокурор района в 2010-2011 годах, не основано на законе и является неисполнимым.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах Лазаревой ФИО7 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства по питьевой воде удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить Лазареву ФИО7, проживающую по адресу: ... хозяйственно-питьевой водой не менее 30-50 литров в сутки.

В остальной части исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах Лазаревой ФИО7 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства по питьевой воде отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: О.Ю.Кривцова