Дело № 2-1574/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кручининой Н.Е.,
при секретаре Тастиевой Л.Ф.,
с участием истца Антипиной В.А.,
представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Литвиновой Ю.В. по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, представляющей также интересы ответчика Администрации ГО г. Уфа по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,
представителя третьего лица ГУП «Башавтотранс» Николаевой Н.Ю. по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,
представителя третьего лица Администрации Калининского района ГО г. Уфа Барашевой С.Р. по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипиной В.А. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, Администрации городского округа г. Уфа о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий,
установил:
Антипина В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. В обоснование иска истец указала на то, что с Дата обезличена года по Дата обезличена год работала кондуктором в Уфимском производственном объединении пассажирского автотранспорта Номер обезличен. С Номер обезличен года состояла в очереди на улучшение жилищных условий под номером Номер обезличен. Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от Дата обезличена года Антипина В.А. с составом семьи Номер обезличен человека принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Антипина В.А. полагает, что, состоя на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту работы, имеет право на восстановлении своей очереди в органе местного самоуправления, просит обязать Администрацию Орджоникидзевского района ГО г. Уфа сохранить за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет в Дата обезличена году; обязать Администрацию Орджоникидзевского района ГО г. Уфа предоставить Антипиной В.А. квартиру по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ с учетом положений ст. 6 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».
В судебном заседании Антипина В.А. предъявленные требования полностью поддержала, настаивая на том, что ее очередь в получении социального жилья должна быть установлена с учетом того, что она по месту работы состояла в очереди. ГУП «Башавтотранс» выдавало квартиры только руководству, теперь ничего не строят. Антипина В.А. полагает, что проработав более Номер обезличен лет на одном предприятии, имеет право на жилье, тем более, что в двухкомнатной квартире с сыном и его семьей проживать она не может.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа и Администрации ГО г. Уфа Литвинова Ю.В. требования Антипиной В.А. не признала, пояснив, что Антипина В.А. состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, номер ее очередности в настоящее время Номер обезличен, согласно которому будет рассмотрен вопрос о предоставлении ей жилья. Иной возможности предоставить истцу жилую площадь не имеется, ее права не нарушаются. Предоставив при распределении жилья жилую площадь Антипиной В.А. администрация нарушит права других граждан, состоящих в списке очередников перед Антипиной В.А. Представитель также указала, что состояние в списке очередников по месту работы не дает возможности изменить порядковый номер в социальной очереди, так как в такую очередь граждане ставятся по мере признания их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Изменение порядкового номера очереди в связи с наличием очереди по месту работы жилищным законодательством не предусмотрено.
Представитель третьего лица ГУП «Башавтотранс» Николаева Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что с конца 1990-х годов ГУП «Башавтотранс» строительства ведомственного жилья не ведет, ни своим работникам, ни пенсионерам жилье не предоставляет. Кроме того, в архиве УПОПАТ-1 вообще не имеется никаких списков очередников, поэтому довод Антипиной В.А. о ее номере в очереди Номер обезличен документально подтвердить не представляется возможным.
Представитель третьего лица Администрации Калининского района ГО г. Уфа Барашева С.Р. суду пояснила, что постановка в очередь на получение социального жилья производится по месту жительства нуждающегося, поэтому Антипина В.А. должна состоять на учете в Орджоникидзевском районе г. Уфы. Администрация Калининского района, на территории которого находится УПОПАТ-1 ГУП «Башавтотранс», раньше, когда предприятия строили ведомственное жилье, проверяла и утверждала списки очередников, однако на учет в орган местного самоуправления эти граждане не ставились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Государственный жилищный фонд находится в ведении органов местного самоуправления, которые согласно ст. 125 и 215 ГК РФ осуществляют права собственника в отношении муниципального жилищного фонда.
Согласно абз. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищном фонде.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законодательством.
В соответствии п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Объяснениями лиц, участвующих в деле, материалам дела установлено, что истец Антипина В.А. в период с Дата обезличена по Дата обезличена года работала в УПОПАТ-1 ГУП «Башавтотранс» кондуктором (копия трудовой книжки на л. д. 15-17).
В настоящее время Антипина В.А. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире по адресу ..., вместе с сыном Н., невесткой Н. и внучкой Н. (справка о регистрации на л. д. 19).
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от Дата обезличена года Номер обезличен Антипина В.А. с составом семьи Номер обезличен человека приняты на учет в качестве нуждающихся в получении жилья по договору социального найма (л. д. 23).
На обращение Антипиной В.А. о предоставлении жилья Администрацией Орджоникидзевского района ГО г. Уфа дан ответ о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и предоставлении жилья в порядке установленной очереди исходя из времени принятия на учет. Другой возможности, как указано в письме главы, к сожалению, не имеется.
Наряду с проверкой содержания оспариваемого документа, судом выяснены обстоятельства принятия данного решения, имеющие значение для дела. Такими обстоятельствами являются в частности отсутствие возможности предоставления Антипиной В.А. жилья, и наличие в очереди лиц, имеющих равное с Антипиной В.А. право на получение социального жилья, но состоящих в списке перед истцом.
В соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановка на учет по месту работы либо преимуществ в получении жилья граждан, состоящих на учете по месту работы, перед другими очередниками, жилищным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, оснований считать, что жилищные права Антипиной В.А. нарушены действиями или решениями должностных лиц Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа, равно как и оснований для возложения обязанности на указанных должностных лиц предоставить Антипиной В.А. жилье вне очереди или изменить порядковый номер ее очереди, у суда не имеется. Доказательств обратного заявитель Антипиной В.А., которой суд, определив юридически значимые обстоятельства по делу, разъяснил положения ст. 56 ГПК РФ, не представила.
Изложенное влечет отказ в удовлетворении иска Антипиной В.А. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, Администрации городского округа г. Уфа о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Антипиной В.А. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, Администрации городского округа г. Уфа о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Н.Е. Кручинина Решение вступило в законную силу 03.08.2010г.