2-3154/2010 по иску Локаткиной Н.Д.



дело № 2-3154/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием истца Локаткиной Н.Д., представителя ответчика по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Шалгочевой И.Ф., при секретаре Хасановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Локаткиной Н.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Локаткина Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан (далее – Пенсионный фонд района), в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в связи с работой в особо опасных условиях по ранее действовавшему законодательству.

Заявленные требования Локаткина Н.Д. мотивировала тем, что она – инвалид II группы, с 1991 года по достижению пенсионного возраста является получателем трудовой пенсии по старости. Общий трудовой стаж ее работы составляет 50 лет. В период ранее действовавшего законодательства она выработала специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (пенсии на льготных условиях), и данное право за ней должно быть сохранено на сегодняшний день.

Согласно записям в трудовой книжке, стаж ее работы на вредном производстве ФГУП «Благовещенский специализированный комбинат «Радок» составляет 15 лет. Данный факт подтверждается справкой № 014/к от 19 апреля 2005 года, согласно которой, она действительно работала в должности <данные изъяты> на Спецкомбинате МЖКХ БАССР, который на основании Постановления Правительства РФ № 238 от 7 марта 1995 года входит в перечень предприятий особо радиационно-опасных и ядерно опасных производств.

По мнению Локаткиной Н.Д., работа в особо опасных условиях на предприятии «Радон» дает ей право на назначение персональной трудовой пенсии. Размер пенсии, получаемый ею, составляет №. ежемесячно. На ее неоднократные обращения в устной и письменной форме ответчик не дает никаких объяснений, ссылаясь на то, что пенсия назначена в соответствии с действующим законодательством.

Локаткина Н.Д. считает, что во время начисления пенсии не был учтен период работы на вредном производстве.

В судебном заседании Локаткина Н.Д. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Также считает, что ей полагается более высокая пенсия, поскольку она является дочерью погибшего на фронте и не выходила замуж. Ее пенсионные книжки неоднократно были уничтожены и вновь выданы трижды. На день рассмотрения спора ее пенсия вместе с социальным пособием составляет около № руб.

Представитель ответчика по доверенности Шалгочева И.Ф. предъявленные Локаткиной Н.Д. требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, считая, что пенсия истцу Пенсионным фондом района назначена и уплачивается в соответствии с требованиями пенсионного законодательства. Работа истца в должности рабочей, прачки, в прачечном отделении Спецкомбината МЖКХ БАССР в соответствии со Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не дает права на льготное обеспечение, поскольку такие должности и работа списками не предусмотрены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Локаткиной Н.Д. по следующим основаниям.

Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что 5 сентября 1991 года Локаткина Н.Д. обратилась в Пенсионный фонд района с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости, и на основании п. «б» ст. 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с учетом заработка, имеющегося трудового стажа 36 лет 3 мес. 19 дн. на момент обращения, из которого стаж на льготных условиях составляет 8 лет 9 мес. 6 дн., ей была назначена трудовая пенсия по старости в размере №

При расчете пенсии в заработок для исчисления пенсии не были включены в льготном исчислении периоды работы истца с 10 июня 1965 года по 8 апреля 1980 года в качестве прачки в прачечном отделении Спецкомбината МЖКХ БАССР, что послужило поводом обращения Локаткиной Н.Д. с настоящим иском.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

В пункте 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечисляется та трудовая и иная общественно полезная деятельность, периоды которой включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных, то есть для определения расчетной величины их пенсии. Подпункты 1-6 п. 4 воспроизводят соответственно содержание ст.ст. 89, 90, 92 (п.п. «а», «е» и «ж») Закона о пенсиях 1990 года, предусматривая только те виды деятельности, которые учитывались до 1 января 2002 года при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Соответственно лицам, которым пенсия уже была исчислена в таком порядке, расчетная пенсия должна была определяться с применением того же коэффициента и с учетом того же трудового стажа. Иначе говоря, сохраняется ее прежний размер.

Лицам, которые получали пенсию без применения индивидуального коэффициента (с учетом всех периодов, ранее включавшихся в трудовой стаж), при определении расчетной пенсии в составе трудового стажа теперь учитываются только периоды, перечисленные в п. 4 ст. 30. Не принимаются во внимание (исключаются) обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре и другие периоды учебы, перечисленные в ст. 91 Закона о пенсиях 1990 года.

Вопрос о порядке учета продолжительности трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал содержащуюся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норму в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Правовая позиция, изложена Конституционным Судом Российской Федерации и в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (пункт 9).

Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердил разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с изложенным, при расчете страхового стажа Локаткиной Н.Д. возможно применения пенсионного законодательства, действовавшего до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что соответствует закону.

Статьей 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», как и ныне действующим п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В связи с этим орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, руководствуется Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года № 10.

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее – Список № 2), трудовая пенсия по старости мужчинам и женщинам устанавливается досрочно на условиях, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Список № 2 применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537. Причем его действие не ограничивается каким-либо периодом, то есть он применяется за время работы как до, так и после 1 января 1992 года.

Список № 2 применяется к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это означает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники государственных, кооперативных, акционерных и других организаций, где осуществляются работы, предусмотренные этим Списком. Не имеет также значения, к какой отрасли экономики относится организация, в которой организовано то или иное производство, предусмотренное Списком № 2. Во всех случаях работники данного производства приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию. В таком случае достаточно данных, имеющихся в трудовой книжке о наименовании профессии или должности.

В период с 10 июня 1965 года по 8 апреля 1980 года Локаткина Н.Д. согласно справке № 014/ок от 19 апреля 2005 года работала в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> отделении на Спецкомбинате МЖКХ БАССР.

Вместе с тем, предуставленная истцом в материалы дела справка не соответствует сведениям, имеющимся в ее трудовой книжке за указанный временной период, согласно которой в период с 10 июня 1965 года по 3 апреля 1974 года Локаткина Н.Д. работала в качестве <данные изъяты> в цехе № по 5-му разряду на Спецкомбинате МЖКХ БАССР, а начиная с указанной даты в Объединенном отряде вневедомственной военизированной охраны г.Уфы в должности <данные изъяты>, с 29 июня 1974 года по 16 июля 1974 года в должности <данные изъяты> во Втором Уфимском тресте столовых, а затем с 31 июля 1974 года по 21 апреля 1975 года на должности <данные изъяты> в <данные изъяты> комбинате №, с 4 мая 1975 года по 8 апреля 1980 года <данные изъяты> в Спецкомбинате МЖКХ БАССР.

Вместе с тем, в соответствии с Перечнем цехов, профессий и должностей по ФГУП Благовещенский Специализированный комбинат «Радон», работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, право на пенсию по Списку № 2 имеют: начальник ПХРО; переработчик радиоактивных отходов; дезактиваторщик; водитель спецмашины; электрогазосварщик.

В Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, должности, в которых по справке и по сведениям, отраженным в трудовой книжке, работала Локаткина Н.Д., а именно: <данные изъяты> отсутствуют.

При таких обстоятельствах, работа Локаткиной Н.Д. в период с 10 июня 1965 года по 8 апреля 1980 года Пенсионным фондам района при назначении пенсии обоснованно засчитана в общий трудовой стаж без учета льготных условий.

При этом следует принимать во внимание, что Спецкомбинат МЖКХ БАССР приобрел «особый» статус только в 1995 году, на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 238 от 7 марта 1995 года, то есть по прошествии более 15 лет со дня увольнения истца с указанного предприятия.

В связи с изложенным, исчисление размера трудовой пенсии по старости Локаткиной Н.Д., произведенное Пенсионным фондом района по нормам Закона № 173-ФЗ в размере, определенном исходя из сведений, имеющихся в пенсионном деле, основано на законе.

При назначении Локаткиной Н.Д. пенсии, трудовая пенсия по старости назначена согласно ст. 12 п. «б» Закона РФ от 20 ноября 19990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с 5 сентября 1991 года в размере №. при общем трудовом стаже 36 лет 3 мес. 19 дн., спец.стаже 8 лет 9 мес. 6 дн. и среднемесячном заработке № коп. за период с 1 сентября 1990 года по 31 августа 1991 года.

На 1 января 2002 года с введением в действие с 1 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление трудовых пенсий осуществляется в порядке применения индивидуального коэффициента пенсионера. Размер трудовой пенсии по старости складывается из базовой части, гарантированной законодательством в твердой сумме, и страховой части, зависящей от продолжительности трудового стажа и заработка пенсионера. Размер базовой части трудовой пенсии на 1 января 2002 года составлял № руб.

По документам пенсионного дела общий трудовой стаж истца составляет 48 лет 9 мес., стажевый коэффициент 0,75 (максимальный). Среднемесячный заработок за 24 месяца за период с 1 февраля 1995 года по 31 января 1997 года в сумме №., к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период № составляет № (максимальное 1,2).

Пенсионный капитал на январь 2002 года составлял – №. и был исчислен по следующей формуле: ПК = (РП-БЧ) х Т, где: РП – расчетный размер трудовой пенсии – №.; БЧ – размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 февраля 2002 года – № руб.; Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – в 2002 году составлял № месяца.

Определение расчетного размера трудовой пенсии в свою очередь производится в следующем порядке: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где: ЗР = № коп. – среднемесячный заработк истца за 1995-1997 года; ЗП = № коп. – среднемесячная заработная плата по стране за 1995-1997 года; ЗР/ЗП = № коп. : № коп. = 1,901 (максимальный 1,2); СЗП = № руб. – среднемесячная заработная плата в РФ за III квартал 2001 года; СК + 0,75 – стажевый коэффициент).

Таким образом расчетный размер трудовой пенсии истца - РП составлял: 0,75 х 1,2 – № = № коп.; ПК (№. – № руб. х 144 = №.

Страховая часть на 1 января 2002 года составляла по формуле СЧ = ПК/Т, то есть № коп. : 144 = № коп.

С учетом приведенного на 1 января 2010 года расчет пенсии следующий: № коп. х 1,09 х 1,126 х 1,08 х 1,09 х 1,0628 х 1,048 х 1,06 х 1,063 х 1,062 х 1,092 х 1,12 х 1,075 х 1,08 х 1,175 х 2,27 (страховые взносы на 1 августа 2009 года) х 1,075 (коэффициенты индексации пенсионного капитала, утвержденные Правительством РФ за период с 1 января 2002 года до 31 декабря 2009 года) + №. = №

Страховой стаж до 1 января 1991 года составляет 41 год 9 мес. 13 дн., коэффициент валоризации равен 0,15 (0,10 + 0,41).

Таким образом, размер пенсии Локаткиной Н.Д. на 1 января 2010 года должен составлять №., из которых: №. – фиксированный базовый размер и № коп. – страховая часть пенсии, №. – сумма валоризации (из расчета: № (ПК) х 0,51 (коэффициент валоризации) : 144 (ожидаемый период) х 3,6784 (коэффициент индексации страховой части за период с 2002 г. по 2009 г.) = №.).

С учетом индексации с 1 апреля 2010года на 6,3 раза пенсия Локаткиной Н.Д. должна составлять №., где №. – фиксированный базовый размер и № – страховая часть пенсии.

В указанных размерах Локаткиной Н.Д. Пенсионным фондом района пенсия выплачивалась и выплачивается. В связи с чем, утверждение истца о неправильном исчислении ответчиком размера трудовой пенсии несостоятельно.

Несостоятельны и доводы истца о незаконности действий Пенсионного фонда района в части не принятия во внимание при исчислении пенсии того факта, что она является дочерью погибшего на фронте и не выходила замуж, поскольку как ранее действовавшим, так и ныне действующим пенсионным законодательством не предусмотрена возможность увеличения размера пенсии по указанным основаниям.

В связи с изложенным требования Локаткиной Н.Д. об обязательстве Пенсионного фонда района произвести перерасчет пенсии, в том числе в связи с работой в особо опасных условиях по ранее действовавшему законодательству, не основаны на законе и не могут быть удовлетворены судом.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Локаткиной Н.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан о перерасчете пенсии в связи с работой в особо опасных условиях по ранее действовавшему законодательству отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись. О.Ю.Кривцова

Копия верна.Судья: