№ 2-1396/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан
в составе судьи Попеновой Т.В.
при секретаре Алексеевой О.В.
при рассмотрении гражданского дела по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Жабина В.Г., Жабиной Н.Ф. к Администрации го г. Уфа, Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа об устранении нарушений законодательства по питьевой воде,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с иском в интересах Жабина В.Г., Жабиной Н.Ф. к Администрации го г. Уфа, Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа об устранении нарушений законодательства по питьевой воде, указывая на следующее.
Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы по обращению Жабина В.Г. проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении населения питьевой водой в д. Вотикеево.
Проверкой установлено, что договор на отпуск питьевой воды и прием
сточных вод № 4007 между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ
Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ заключен ДД.ММ.ГГГГ на нужды
населения, проживающего в жилищном фонде г. Уфа РБ. Однако, в <адрес> питьевая вода не поставляется из-за отсутствия подключения к городскому водопроводу. Жители данного населенного пункта используют воду для питья и других необходимых нужд из колодцев, расположенных на улицах деревни. У Жабина В.Г. свой колодец с питьевой водой отсутствует. В настоящее время вода в указанных колодцах отсутствует. Для обеспечения населения питьевой водой управлением гражданской, защиты по Орджоникидзевскому району г.Уфа организован подвоз питьевой воды. Согласно информации из администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа проектно-сметная документация на водоснабжение в <адрес> изготовлена, находится на согласовании. Выполнение строительно-монтажных работ включено в план-прогноз социально-экономического развития Орджоникидзевского района ГО г.Уфа на 2010 год. В соответствии со ст.2 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 года № 147-з «О питьевой воде» целями и задачами настоящего Закона являются: установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде; установление государственных гарантий надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения; установление государственных гарантий, по обеспечению безопасной и безвредной для здоровья человека питьевой водой. Согласно ст. 8 закона к ведению, органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся: организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой; разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организаций, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды; организация зон санитарной охраны и принятие мер по пресечению
нарушения режима зон санитарной охраны источников и систем питьевого
водоснабжения; принятие решений на основании заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о временном запрещении использования питьевой воды при наличии в ней опасных загрязнений и о мерах по восстановлению питьевого водоснабжения; обеспечение населения своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой питьевой воды. Как предусмотрено ст. 17 указанного Закона каждому человеку на территории Республики Башкортостан гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором за питьевым водоснабжением в соответствии о настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. На основании ст.. 18 Закона качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается; выбором источника питьевого водоснабжения и технологии обработки
воды; разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля. за качеством
питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого
водоснабжения с учетом местных условий; осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами; установлением зон санитарной охраны источников и систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения от случайного или умышленного загрязнения питьевой воды; введением органами местного самоуправления по согласованию с
органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора
временного усиленного режима контроля за качеством питьевой воды при
наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества
питьевой воды. На основании ст. 25 закона в случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлёкшего несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку
питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах)
для группового использования. Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушением функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей соответствующего населенного пункта (поселения). На основании ст. 26 закона организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждениях систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения- и, как их следствие, при отсутствии питьевой воды в населенном пункте (поселении)
более суток) осуществляется органами государственной власти Республики
Башкортостан, а также органами местного самоуправления. Согласно акта сверки подвоза питьевой воды, в населенный пункт <адрес> от 07.04.2010г., составленного заместителем главного специалиста службы СКВС ОАО «Уфаводоканал» совместно с начальником Ново-Черкассинского территориального отдела, было выполнено 42 рейса (238 куб.м.). Вместе с тем, согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, водопотребление одного жителя населенного пункта составляет 30-50 литров в сутки. Учитывая изложенное, считает, что объем подвозимой воды для нужд населения. в д. Вотикеево не соответствует объема потребления на одного жителя в сутки. Таким, образом, по смыслу действующего законодательства органы местного самоуправления должны надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению населения безопасной и безвредной для здоровья человека питьевой, водой. В случае загрязнения воды или отсутствие• чистой, питьевой воды в населенном пункте органы местного самоуправления организуют обеспечение населения питьевой водой. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Жабин В.Г. является пенсионером, находится в преклонном возрасте, не обладает юридическими познаниями, его материальное положение не позволяет обратиться за квалифицированной юридической помощью. Учитывая изложенное, просит обязать Администрацию ГО город Уфа и Администрацию Орджоникидзевского района ГО город Уфа обеспечить Жабина В.Г. и Жабину Н.Ф. проживающих по адресу: <адрес> питьевой водой в соответствии с нормами СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», не менее 30-50 литров в сутки.
В судебном заседании пом. прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы – Насибуллина К.М. исковые требования поддержала.
Соистцы Жабин В.Г. и Жабина Н.Ф. в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены.
Представитель ответчика администрации го г. Уфа – Труш Г.В., действующая по доверенности №1/4156 – 13 от 22.12.2009г. иск не признала и показала, что никакими нормативными документами не предусмотрено обеспечение жителей водой в объеме не менее 30-50 литров в сутки, так как ссылка истца на данный объем является необоснованной, поскольку данные объемы предусмотрены при проектировании систем водоснабжения, а не для обеспечения постоянного пользования водой жителей <адрес>.
Представитель администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа - Труш Г.В., действующая по доверенности №7604-179/33 от 27.01.2010г. иск не признала и показала, что администрация Орджоникидзевского района го г. Уфа является ненадлежащим ответчиком, поскольку заказчиком по обеспечению населения в том числе водой является администрация го г. Уфа, а районная администрация является лишь исполнителем.
Представитель третьего лица МУП «Уфаводоканал» - Бахитова Р.Р., действующая по доверенности №01/08 от 11.01.2008г. в судебном заседании показала, что <адрес> не имеет сетей водоснабжения и водоотведения, и не имеет водовода для подключения к централизованной системе водоснабжения г.Уфы.
Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа №5458 от 05.09.2008 «О внесении изменений в постановление главы Администрации ГО г.Уфа РБ от 15 июля 2008 г. №4426 «О выделении денежных средств» в отношении села Вотикеево в Орджоникидзевском р-не г.Уфы выделено 2 759,31 тыс.руб. для проектирования объектов водоснабжения частного сектора ГО г.Уфа.
Между МУП «Уфаводоканал» (далее «Заказчик») и УППЦ «Уралдортранс» (далее «Подрядчик») заключен муниципальный контракт №, по которому Заказчик поручает Подрядчику проектно-изыскательные работы по объекту: «Водоснабжение <адрес> в Орджоникидзевском р-не г.Уфы». Данный контракт находится на стадии исполнения: с замечаниями Заказчика проект дорабатывается в институте, что подтверждается справкой начальника технического отдела УКРС МУП «Уфаводоканал» Гуськовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. По договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод №4007 от ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ Орджоникидзевского р-на ГО <адрес> в приложениях к указанному договору не значится, т.к. в селе отсутствует централизованное водоснабжение. МУП «Уфаводоканал» по просьбе МЧС г.Уфы выделил точку выдачи питьевой воды для осуществления подвоза питьевой воды в <адрес>. Общая стоимость строительства объекта водоснабжения в <адрес> в ценах на 2001 г. составляет 14 млн.424 тысячи рулей, в ценах на 2010 г. приблизительно <данные изъяты> рублей.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Закона РБ «О питьевой воде» (в ред. Законов РБ от 03.01.2002 N 281-з, от 04.10.2004 N 106-з, от 08.12.2006 N 387-з, от 22.06.2009 N 134-з) каждому человеку на территории Республики Башкортостан гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором за питьевым водоснабжением в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. (в ред. Закона РБ от 03.01.2002 N 281-з)
Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы по обращению Жабина В.Г. проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении населения питьевой водой в д. Вотикеево. Проверкой установлено, что договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 4007 между МУП «Уфаводоканал» и ОАО УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ заключен ДД.ММ.ГГГГ на нужды населения, проживающего в жилищном фонде г. Уфа РБ.
Согласно ст. 25 Закона РБ «О питьевой воде» в случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекшего нарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителям и (или) несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования. (в ред. Законов РБ от 03.01.2002 N 281-з, от 08.12.2006 N 387-з).
Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждениях систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения и, как их следствие, при отсутствии питьевой воды в населенном пункте (поселении) более суток) осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, а также органами местного самоуправления. (в ред. Закона РБ от 03.01.2002 N 281-з). Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечению потребителей питьевой воды при чрезвычайных ситуациях и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения и наличие резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличие нормативного запаса материалов, оборудования и техники для восстановления систем питьевого водоснабжения либо доставка питьевой воды населению) осуществляются органами местного самоуправления совместно с органами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, организациями питьевого водоснабжения. (в ред. Законов РБ от 03.01.2002 N 281-з, от 08.12.2006 N 387-з).
В д. Вотикеево централизованно питьевая вода не поставляется, из-за отсутствия подключения к городскому водопроводу. Жители данного населенного пункта использовали воду для питья и других необходимых нужд из колодцев, расположенных на улицах деревни.
У Жабина В.Г. свой колодец с питьевой водой отсутствует.
Кроме того, в настоящее время вода в колодцах отсутствует.
Для обеспечения населения питьевой водой управлением гражданской, защиты по Орджоникидзевскому району г.Уфа организован подвоз питьевой воды.
Согласно информации из администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа проектно-сметная документация на водоснабжение в д. Вотикеево изготовлена, находится на согласовании. Выполнение строительно-монтажных работ включено в план-прогноз социально-экономического развития Орджоникидзевского района ГО г.Уфа на 2010 год.
Согласно акта сверки подвоза питьевой воды, в населенный пункт Вотикеево от 07.04.2010г., составленного заместителем главного специалиста службы СКВС ОАО «Уфаводоканал» совместно с начальником Ново-Черкасского территориального отдела, было выполнено 42 рейса (238 куб.м.).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что численность п. Вотикеево составляет 280чел., общий объем доставляемой в деревню воды составляет 3100л., таким образом, на одного человека приходится 10 литров воды в сутки. При этом как пояснил в судебном заседании представитель администрации го г. Уфа указанный объем был установлен теоретиче6ски без учета нормативов либо каких-либо расчетов.
Вместе с тем, согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, водопотребление одного жителя населенного пункта составляет 30-50 литров в сутки.
Согласно решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31.05.2001г., норма общего расхода воды на 1 человека в сутки с учетом водопотребления воды из уличных водоразборных колонок, составляет 40 л/сут.
В судебном заседании истец уточнил требования, уточнив надлежащего ответчика – администрацию го г. Уфа, с привлечением администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа к участию в деле в качестве третьего лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что объем подвозимой воды для нужд населения в д. Вотикеево не соответствует объемам потребления на одного жителя в сутки.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований заявленных в интересах Жабина В.Г.
Кроме заявленных требований в интересах Жабина В.Г., прокурором заявлены требования в интересах Жабиной Н.Ф., однако документально подтвердить какое отношение Жабина Н.Ф. имеет к деревне Вотикеево и к водоснабжению материалы дела не содержат, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований в этой части, так как прокурором не доказан факт нарушения прав и законных интересов Жабиной Н.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию ГО город Уфа обеспечить Жабина В.Г. проживающего по адресу: <адрес> хозяйственно- питьевой водой не менее 30-50 литров в сутки.
В удовлетворении остальной части требований отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.
Судья: Т.В. Попенова Решение вступило в законную силу 02.09.2010г.а