2-3391/10 по иску Юсуповой М.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии недействительным



Дело № 2-3391/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 г. г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ в составе:

председательствующего судьи Батршиной Ю.А.,

при секретаре Хохловой Е.Г.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юсуповой М.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Юсупова М.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии недействительным указывая, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Орджоникидзевскому району г.Уфы (далее УПФ) с просьбой назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической де­ятельностью.

При подсчете продолжительности педагогического стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы: с 01.11.1999г. по 29.03.2004г. - работа в должности <данные изъяты>, так как указанное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлениями от 22.09.1999г. №1067и от 29.10.2002г.№781;

с 30.03.2004г. по 02.09.2010г. - работа в должности <данные изъяты>, так как согласно пункту 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в
пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка.

В данном случае отсутствуют оба условия.

С решением УПФ истица не согласна, поэтому и обратилась в суд.

Истец просит признать решение УПФ незаконным в части отказа. Обязать УПФ включить в стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы с 01.11.1999г. по 29.03.2004г.; с 30.03.2004г. по 02.09.2010г.; назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, а именно 22.09.2010 г.

В судебном заседании истица поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ – Гиндуллина Е.Ю., доверенность от 02.02.2010 г., в судебном заседании пояснила, что требования Юсуповой М.Б. она не признает, считает их необоснованными по основаниям, изложенным в решении ГУ УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. уфы от 10.09.2010 г., которое является законным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем просит в удовлетворении требований истца отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Судом установлено, что истица в период с 01.11.1999г. по 29.03.2004г.; с 30.03.2004г. по 02.09.2010г. работала в должности <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой Юсуповой М.Б., копия которой имеется в деле. Приказом № от 23.08.2007 г. истице подтверждена вторая квалификационная категория (12 раз) по ЕТС как <данные изъяты>.

В материалах дела имеются представленные копии Устава Муниципального образовательного учреждения <данные изъяты>, утвержденного 17.11.1993 г., Устава МОУ дополнительного образования <данные изъяты>, утвержденного 30.03.2004 г. и Устава МОУ <данные изъяты>, утвержденного 1 февраля 2006 г.

Решением ГУ УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. уфы от 10.09.2010 г. истце было отказано в установлении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждении для детей.

При подсчете продолжительности педагогического стажа не был принят к зачету период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по 29.03.2004г. - работа в должности <данные изъяты>, так как указанное учреждение не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлениями от 22.09.1999г. №1067и от 29.10.2002г.№781.

Однако, С 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст. 17 указанного Закона размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п.9 указывается, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-15 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

До 1 января 2002 года пенсионные органы при назначении педагогическим работникам пенсии за выслугу лет руководствовались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, которые были утверждены постановлением Совета Министров от 06.09.1991 года № 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.

Согласно этим нормативным актам пенсия за выслугу лет педагогическим работниками назначалась независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), т.е. вне зависимости являлось ли учреждение государственным, муниципальным либо негосударственным или немуниципальным.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по староста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что период работы истицы должности преподавателя <данные изъяты> с 01.11.1999 г. по 29.03.2004 г. необходимо включить в стаж педагогический работы.

Однако, период работы Юсуповой М.Б. в должности преподавателя <данные изъяты> с 30.03.2004г. по 02.09.2010г. не подлежит включению в стаж педагогической деятельности по следующим основаниям.

Так, согласно пункту 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в
пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка.

Однако, как установлено судом и не оспаривается сторонами, стаж работы истцы в должности <данные изъяты> на 01.01.2001 г. составлял 15 лет 3 мес. 29 дн.

Кроме того, учреждение, в котором работала и работает истица в оспариваемый период МОУ дополнительного образования для детей <данные изъяты> соответствует учреждениям, указанным в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Однако, должность, в которой работала истица в период с 30.03.2004 г. по 02.09.2010 г. и работает по настоящее время - <данные изъяты> (приказ № от 30.08.1985 г.) не соответствует должности «педагог», указанной в п. 2 раздела «наименование должностей» Списка, что уже является достаточным основанием для отказа в удовлетворении указанной части исковых требований. Это общее правило, которое применяется ко всем Спискам (1991, 1992, 2002 годов), в соответствии с которыми чтобы приобрести право на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо, чтобы работа имела место в должности, предусмотренной в соответствующем Списке и одновременно в учреждении, указанной в этом Списке. В противном случае право на такую пенсию отсутствует.

Довод истцы о том, что работа в оспариваемый период с 30.03.2004 г. по 02.09.2010 г. в должности <данные изъяты> протекала в образовательном учреждении для дополнительного образования детей, суд не принимает во внимание, поскольку именно Правительство РФ решает, следует ли отнести ту или иную «педагогическую деятельность к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в стаж для назначения пенсии».

Необходимо отметить, что данные полномочия Правительства РФ, особенно в рамках прежнего пенсионного законодательства, неоднократно обжаловались в судебном порядке. Однако, Верховный Суд РФ и Президиум Верховного Суда РФ в своих постановлениях подтверждал полномочия Правительства РФ утверждать в своих нормативных документах правила выслуги, перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на «педагогическую» пенсию.

Поскольку, должность «<данные изъяты>» не соответствует принятым Правительством РФ спискам и правилам, право на получение пенсии в связи с работой не возникает, хотя она и работала в оспариваемый период в органе образования.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, от 11.07.2002 г. № 516 и от 29.10.2002 г. № 781 стаж педагогической деятельности истца Юсуповой М.Б. на 02.09.2010 г. составляет 14 лет 01 мес. 29 дней, из чего следует, что и на момент обращения с заявлением в УПФ и на день рассмотрения дела в суде, у истицы отсутствует требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юсуповой М.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии недействительным удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы включить Юсуповой Марине Борисовне в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 01.11.1999 г. по 29.03.2004 г. в должности <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований в остальной части Юсуповой М.Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через районный суд.

Судья Батршина Ю.А.