№ 23524/2010г. по иску Салихова к УЭЛЗ Свет о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-3524/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Орджоникидзевский райсуд г. Уфы Республики Башкортостан

В составе председательствующего судьи Попеновой Т.В.

При секретаре Алексеевой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салихова Р.Г. к ОАО УЭЛЗ «Свет», администрации городского округа город Уфа, Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Салихов Р.Г. обратился в суд с иском к ОАО УЭЛЗ «Свет», администрации городского округа город Уфа, Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, указывая на следующее.

Истцу в ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями была предоставлена комната № №, в общежитии, по адресу: <адрес>. С этой даты истец проживает и зарегистрирован в указанной комнате постоянно.

В настоящее время он желает приватизировать комнату, в связи с чем в феврале 2010г. им было направлено заявление руководителю ОАО УЭЛЗ «Свет» в просьбой разрешить приватизацию комнаты, в которой он проживает. Однако в приватизации ему было отказано собственником общежития ОАО УЭЛЗ «Свет». Считает отказ незаконным на том основании, что ОАО УЭЛЗ «Свет» не может являться собственником общежития в связи с тем, что сделка приватизации, заключенная между ОАО УЭЛЗ «Свет» и Минимуществом РБ, является ничтожной, так как в соответствии со ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Таким образом, включение в Уставной капитал ОАО УЭЛЗ «Свет» не соответствует требованиям гражданского законодательства и влечет за собой ничтожность сделки.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о приватизации сделки приватизации, заключенные с нарушением этого закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством РФ. В связи с чем, ограничений для приватизации комнаты, в которой проживает истица законом не установлено.

Истец просит применить последствия ничтожной сделки приватизации, заключенной между ОАО УЭЛЗ «Свет» и Министерством имущественных отношений, признать свидетельство о праве собственности на здание общежития по адресу: <адрес> выданное на имя ОАО УЭЛЗ «Свет» незаконным, обязать ОАО УЭЛЗ «Свет» и администрацию городского округа <адрес> передать ему в собственность комнату № по адресу: <адрес> порядке приватизации.

В судебном заседании истец уточнил свои требования, просит признать за ним право собственности на комнату № по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Представитель ответчика ОАО УЭЛЗ «Свет» в суд не явился, надлежащим образом извещен, причина неявки неизвестна.

Представитель Минземимущества РБ в суд не явился, представил заявление, просит дело рассмотреть без участия представителя.

Представитель Администрации ГО г. Уфа в суд не явился, надлежащим образом извещен, причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан от 27.07.1992г. №552-р Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом разрешено осуществить приватизацию Уфимского электролампового завода в соответствии с «Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РБ на 1992г.». План приватизации утвержден Председателем Госкомимущества РБ 07.04.1993г.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991г. №1531-1 приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурного и природного наследия регулировалась иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О мерах по упорядочению процессов приватизации в Республике Башкортостан» от 17.12.1992г. №6-2/511 Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом было предоставлено право принимать решение по объектам социальной инфраструктуры, находящимся на балансе приватизируемого предприятия, при этом предусмотрев включение их стоимости в уставный капитал приватизируемых предприятий.

На основании Плана приватизации, утвержденного председателем Гос. Комитета РБ по управлению государственным имуществом № б/н от 29.03.1993г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.12.2003г. сделана запись регистрации права собственности ОАО УЭЛЗ «Свет» на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>

В обоснование иска о признании права на приватизацию, истец указывает и просит применить последствия ничтожной сделки приватизации, заключенной в 1993г. между ОАО УЭЛЗ «Свет» и Министерством имущественных отношений, признать свидетельство о праве собственности на здание общежития по адресу: <адрес> выданное на имя ОАО УЭЛЗ «Свет» незаконным.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Салихову Р.Г. в ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена комната № общежития, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, на момент совершения сделки приватизации в ДД.ММ.ГГГГ права истца были нарушены, так как право пользования комнатой в общежитии у истца возникло в ДД.ММ.ГГГГ

По мнению суда, здание общежития включено в уставный капитал общества ОАО УЭЛЗ «Свет» в нарушение пункта 5 статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N8. Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 04.07.1991 (с изменениями от 23.12.1992). Поскольку сделка приватизации в части включения здания общежития в уставный капитал общества ОАО УЭЛЗ «Свет» не соответствовала требованиям закона, она является ничтожной и в соответствии со ст. 168 ГК РФ недействительна с момента ее совершения, следовательно не порождает юридических последствий.

Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, - жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Правительство Российской Федерации приняло постановление "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" от 7 марта 1995 года N 235. Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в пункте 2 Положения.

Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом.

Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).

Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке.

На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ОАО УЭЛЗ «Свет» обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность.

Нарушение закона ответчиком не должно, повлиять на жилищные права истицы.

На комнату, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> был открыт лицевой счет, количество зарегистрированных лиц - 1.

Таким образом, факт владения и пользования истцом спорным жилым помещением на законных основаниях, не оспаривался ответчиками. Основания, предусмотренных ЖК РФ, для выселения истицы без предоставления другого жилого помещения ответчиком не заявлены.

Статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до 1.03.2005г.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно данным Реестра государственного имущества Республики Башкортостан по состоянию на 01.07.2008г. в Реестр госимущества РБ общежитие, расположенное по адресу: <адрес> не заявлено.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г.( в ред. от 11.06.2008 N 84-ФЗ) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что Салиховым Р.Г. право на передачу жилья в собственность в порядке приватизации использовано не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании за истцом права собственности на комнату №, по адресу: <адрес> порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Признать право собственности за Салиховым Р.Г. в порядке приватизации на комнату № по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.

Судья: Т.В. Попенова Решение вступило в законную силу 24.11.2010год а