Дело №2-4019/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года г.Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,
С участием представителя истца Габидуллиной А.Х. Антоновой – Нешиной Л.П. действующей на основании доверенности от 08.11.2010г.,
при секретаре Заиевой Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габидуллиной АХ к ОАО <данные изъяты> Администрации Городского округа г. Уфы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ОАО <данные изъяты> и Администрации Городского округа г. Уфы о признании права собственности в порядке приватизации на комнату № <адрес> в г. Уфе указывая, что проживает в общежитие, которое было предоставлено в связи с трудовыми отношениями. На комнату открыт лицевой счет, заключен договор найма. Комната представляет собой отдельную комнату с коридором и санузлом. Решив приватизировать комнату, ей Министерством имущества было отказано, с указанием на то, что дом по <адрес> в реестре государственного имущества не числится. КУМС г. Уфы также ответил отказом, сославшись на то, что дом не числится в реестре муниципальной собственности. Считает, что право на приватизацию нарушено, просит суд признать право собственности на комнату № <адрес> в <адрес> за ней Габидуллина АХ.
В судебном заседании представитель истца Антонова-Нешина Л.П. (доверенность № 110 от 08.11.2010г.) исковые требования поддержала, просила передать в собственность в порядке приватизации комнату № <адрес> в <адрес> Габидуллина АХ.
Истец Габидуллина А.Х. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания извещен надлежаще.
Представители ответчиков ОАО <данные изъяты> представитель Администрации ГО г. Уфа в суд не явились, надлежащим образом о дне и времени слушания дела были извещены, что подтверждается уведомлением, причина неявки не известна.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно –правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
Материалами дела и судом установлено следующее.
07.12.2009г. между ОАО <данные изъяты> и Габидуллиной А.Х. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> комната № общей площадью 16,8 кв.м.
По адресу: <адрес> -<адрес> на имя Габидуллиной А.Х. был открыт лицевой счет, задолженности по квартирной плате нет.
Согласно копии лицевого счета количество зарегистрированных - 2, в ком № по <адрес> в <адрес>.
Муфтахутдинов В.Ч. являющийся мужем истца отказался от участия в приватизации комнаты, о чем в деле имеется нотариально удостоверенное согласие.
По сообщению Управления ФРС по РБ №, № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на объект собственности, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует.
Общежития относятся к жилищному фонду (а точнее – к специализированным домом, которые, в свою очередь, входят в состав жилищного фонда) в силу ст.1 Закона РФ от 24.12.1992г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».
В 1992г. (в момент утверждения Плана приватизации спорного жилого объекта) порядок приватизации государственного и муниципального имущества регулировался Законом РФ от 03.07.1991г. №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», а также Указом Президента РФ от 10.01.1993г. №8. В п.5 ст.2 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» установлено, что приватизация жилого фонда данным Законом не регулируется. П.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8. был установлен запрет на включение в состав приватизируемого имущества «жилищного фонда и обслуживающих его жилищно –эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций». При этом установлено, что такие объекты «относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта».
Аналогичный запрет установлен и в абз.2 п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992г. №721.
Ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991г. №1451-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что «при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления».
Следовательно, в указанный период запрещено включение объектов жилищного фонда (к которому относятся общежития) в состав приватизируемого имущества. А неправомерным является не только включение объектов жилищного фонда в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ, но и приватизация таких объектов иным способом.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что, здание общежития включено в Уставный капитал общества <данные изъяты> в нарушение п.5 ст.2 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», п.5 раздела 1 Положения о коммерческих предприятий с одновременном преобразованием в акционерные общества открытого типа, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку сделка приватизации в части включения здания общежития в уставный капитал общества ОАО <данные изъяты> не соответствовала требованиям закона, она является ничтожной и в соответствии со ст. 168 ГК РФ недействительна с момента ее совершения, следовательно, не порождает юридических последствий.
П.2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Правительство РФ приняло постановление «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» от 07.03.1995г. № 235. Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность.
В соответствии с п.2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», включая и объекты, определенные в п.2 Положения.
Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации муниципальную собственность путем внесении в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом.
Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (п.3 Постановления).
Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном законом порядке.
На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ООО <данные изъяты> обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность.
Нарушение закона ответчиком не должно, повлиять на жилищные права Истца.
П.8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», являющейся составной частью правовой системы российской Федерации, согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ, гласит, что каждый гражданин имеет право на уважение его жилища.
В соответствии со ст. 40 ч.1 и ст. 17 ч.3 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение было установлено ст. 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке предусмотренном законом. Соответствующее положение содержится в ч.4 ст.3 ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На комнату, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. <адрес> был открыт лицевой счет квартиросъемщиком указана Габидуллина А.Х. количество зарегистрированных человек – 2.
Таким образом, Истец владеет и пользуется спорным жилым помещением на законных основаниях, что не оспаривалось ответчиками. Оснований, предусмотренных ЖК РФ для выселения истца без предоставления другого жилого помещения не имеется.
Суд, учитывая конституционные положения, а также положение ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, приходит к убеждению, что права истца нарушены.
Статьей 7 Федерального Закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после
приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не
передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до 1.03.2005г.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое па условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Установлено, что истец право на передачу жилья в собственность в порядке приватизации не использовала, что подтверждается представленными доказательствами – справками из УФРС по РБ и ГУП ЦУИОН.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Габидуллина АХ о признании права собственности удовлетворить.
Признать право собственности на жилую площадь 11 кв.м. общей площадью 16,2 кв.м. в комнате № <адрес> за Габидуллина АХ в порядке приватизации.
Решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ права собственности на комнату общей площадью 16,8 кв.м. № <адрес> за Габидуллина АХ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в течение десяти дней.
Судья Климина К.Р.