2- 3756/2010 о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-3756/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,

при секретаре Заиевой Л.Д.,

с участием представителя истца Насибуллина Т.А. Деминой М.А. действующей на основании доверенности от 23.09.2010г. № 1-4746

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насибуллина ТА к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственному унитарному предприятию «Уфимский хлебокомбинат №» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГУП «Уфимский хлебокомбинат №», просит признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната №, в порядке приватизации жилья в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В обоснование иска истец указал на то, что ему было предоставлено жилое помещение, являющееся государственной собственностью Республики Башкортостан и находящееся на балансе ГУП «Уфимский хлебокомбинат №». Занимаемое жилое помещение представляет собой отдельную комнату с коридором и санузлом, со дня фактического заселения и по настоящее время мебелью и постельными принадлежностями не укомплектовано, все имущество, имеющееся в комнате, принадлежит истцу. Истец своими силами и за свой счет производит ремонт жилого помещения. Договор социального найма на занимаемое жилое помещение с истцом Администрацией ГО г. Уфа не заключен, что, по мнению истца, незаконно лишает его права на приватизацию занимаемого им спорного жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного жилищного фонда вправе приобрести эти помещения в собственность. Просит признать за ним право собственности на жилое помещение в порядке приватизации на комнату № по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Насибуллин Т.А. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют расписки и почтовые уведомления о вручении судебных повесток, в судебное заседание не явились об уважительной причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, об отложении дела не просили.

Представитель ответчика -Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГУП «Уфимский хлебокомбинат №», о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, согласно представленного отзыва не возражают против признания права собственности на комнату, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные исковые требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в 2010 году жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, комната <адрес> являющееся государственной собственностью Республики Башкортостан и находящееся в хозяйственном ведении ГУП «Уфимский хлебокомбинат №», было предоставлено истцу в качестве жилья в общежитии.

В настоящее время в изолированной жилой комнате № <адрес>, согласно справке № от 04.10.2010г. с места жительства, зарегистрирован и фактически проживает и имеет право пользования истец Насибуллин Т.А. на комнату открыт лицевой счет, истец оплачивает квартплату и коммунальные услуги, задолженности не имеется.

Ответчиками отказано в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации со ссылкой на то, что спорное жилое помещение является государственной собственностью, используется в качестве общежития, жилые помещения в общежитиях не могут быть приватизированы до передачи жилья в муниципальную собственность.

Суд считает отказ ответчиков в бесплатной передаче истцу в собственность занимаемого ими жилого помещения в порядке приватизации необоснованным.

Так, согласно п.2 Постановления Для исключений Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

А в пункте 1 Приложения 3 к вышеуказанному Постановлению установлено, что жилищный фонд, в том числе ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относится к объектам муниципальной собственности.

В силу названных норм действующего законодательства спорное жилое помещение в установленном законом порядке должно было передано в муниципальную собственность города Уфы.

Как следует из представленных в суд писем ответчиков Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, до настоящего времени процедура передачи жилых помещений в муниципальную собственность города Уфы не осуществляется.

Данное обстоятельство само по себе не может ограничивать право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку согласно п. 2 названного выше Постановления Для исключений Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, спорное жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, а в силу статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.

Из смысла указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитии в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, так же, как и несвоевременное оформление передачи жилого помещения в муниципальную собственность ответчиками, не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления ответчиками указанных документов.

Кроме того, судом установлено, что жилое помещение, имеющее в реестре государственного имущества статус общежития, в качестве такого не используется, не обладая признаками, согласно которым жилое помещение можно отнести к общежитию.

Так, в соответствии со ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилые помещения в общежитиях - это специализированные жилые помещения, предназначенные для непродолжительного проживания, как правило, граждан, поселившихся в связи с работой на предприятии (учреждении, организации) или учебой в учебном заведении, которым принадлежит данное общежитие. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

В соответствии с Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 2 августа 1988 года № 328, руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений несут персональную ответственность за правильную эксплуатацию и санитарное состояние общежития, поддержания в нем установленного порядка, организацию быта проживающих и воспитательной работы среди них.

Администрация обязана, в частности, открывать, оборудовать и содержать общежитие в соответствии с установленными правилами, укомплектовать его мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем по установленным типовым формам, своевременно ремонтировать инвентарь, оборудование, помещения и здания.

В соответствии со ст. 2 и 7 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за № 1541-1 от 04 июля 1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов "Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Истец ранее не использовал свое право на однократную бесплатную приватизацию, что подтверждается представленными справками, выданными ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, от 03.09.2010г. № 2546 и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ от 27.09.2010г. № 01/240/2010-572.

Изложенные обстоятельства влекут необходимость удовлетворения заявленного иска к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (которое в настоящее время зарегистрировано собственником спорного жилого помещения), к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (которая своевременно не приняла меры для надлежащего оформления спорной квартиры в муниципальную собственность) и к ГУП «Уфимский хлебокомбинат №» (которое на основании свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения владеет в настоящее время спорным жилым помещением) о признании права собственности на жилое помещение № <адрес> в г. Уфе в порядке приватизации согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Насибуллина ТА к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственному унитарному предприятию «Уфимский хлебокомбинат №» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить:

признать за Насибуллиным ТА право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу город Уфа, <адрес>, комната №, площадью 11,5 кв.м.в порядке приватизации жилья в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Решение является основанием для регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу город Уфа, <адрес> комната №, площадью 11,5 кв.м. за Насибуллиным ТА.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья К.Р.Климина