2-3183/2010 по иску прокурора



дело № 2-3183/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием прокурора Иткуловой Н.У., представителя ответчика – ГБОУ Республиканский экономический лицей-интернат по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Султанбекова Р.А., при секретаре Хасановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республиканский <данные изъяты>, Министерству образования Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, выделении дополнительных денежных средств и о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан (далее – Прокурор района) обратился в суд с иском к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> (далее - ГБОУ РЭЛИ), Министерству образования Республики Башкортостан (далее – Минобразования РБ) в котором после уточнения исковых требований просит:

- признать незаконным бездействие Минобразования РБ, выразившееся в уклонении от принятия мер по обеспечению содержания зданий ГБОУ РЭЛИ в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

- обязать Минобразования РБ выделить дополнительные денежные средства в установленном порядке на обеспечение пожарной безопасности ГБОУ РЭЛИ в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности;

- обязать ГБОУ РЭЛИ:

- обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, выполнить следующие общие мероприятия: руководителю, ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по программе «Пожарно-технического минимума»; подвергнуть ограждения на кровлях зданий эксплуатационным испытаниям; установить прямую телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи;

- в здании, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; обеспечить высоту эвакуационных выходов с 1-го этажа не менее 1,9 метра; демонтировать под двумя лестничными маршами с помещений, выгороженных сгораемый материал; демонтировать глухие металлические решетки с окон в классе №, кабинете информатики, кабинете бухгалтерии, помещении секретаря; установить двери 2-х складов на 1 -ом этаже, внутри 2-х складов на 1-ом этаже противопожарными; демонтировать электророзетки внутри 2-х складов на 1 -ом этаже; установить в складе на 1 -ом этаже плафоны на двух лампах накаливания; смонтировать в соответствии с НПБ88-2001 автоматическую пожарную сигнализацию в двух складах, помещении уборщицы на 1 -ом этаже; на 1-ом этаже в коридоре в местах перепада высот выполнить пандус; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 1-ом этаже в торце здания; смонтировать в кабинетах №№ 102,105,106, кабинете технологии автоматическую пожарную сигнализацию; 2 люка выходов в чердачное помещение установить противопожарными; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 2-ом этаже в торце здания; привести в соответствие с проектной документацией помещения на 3-ем этаже в торцах здания; обеспечить противопожарный разрыв между зданием и металлическим ангаром - склад литер Е ; смонтировать в здании литер Е автоматическую пожарную сигнализацию; обеспечить противопожарный разрыв между учебным корпусом и двумя металлическими временными строениями; обеспечить противопожарный разрыв между гаражом и металлическим гаражом; определить категорию по взрывопожароопасности, класс зоны по ПУЭ гаража;

- в здании ГОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: демонтировать на окнах помещений 1-го этажа глухие металлические решетки; обеспечить здание индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания; установить двери бельевых противопожарными 2-го типа; установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода со столовой на 1-ом этаже; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже; привести в соответствие с проектной документацией помещения на 3,4,5 этажах здания; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже со стороны актового зала; обеспечить открытие двери 2-х эвакуационных выходов с общего коридора в лестничный марш на 4-ом этаже; обеспечить ширину путей эвакуации на 4-ом этаже в общем коридоре не менее 1,2 метра; 3 люка выходов в чердачное помещение установить противопожарными; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 5-ом этаже; вывесить в жилых комнатах индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара; на 1-ом этаже в кухне для сотрудников электрическую проводку выполнить согласно ПУЭ; демонтировать горючую отделку с пола в коридоре на путях эвакуации; демонтировать на лестничной клетке 2-го этажа дополнительные двери, препятствующие свободной эвакуации людей.

- в здании ГОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: двери бельевых установить противопожарными 2-го типа; установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; вывесить в жилых комнатах индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара; обеспечить здание индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания; обеспечить открытие двери центрального выхода по ходу эвакуации из здания; демонтировать с окна в лестничном марше между 1 и 2 этажами глухую металлическую решетку; в актовом зале автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать согласно НПБ110-03; демонтировать сгораемый материал с помещения под лестничным маршем; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 5 этаже здания; демонтировать с окон производственных помещений, малого зала столовой 1-го этажа глухие металлические решетки.

Заявленные требования прокурор района мотивировал тем, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы с привлечением государственного инспектора отдела Государственного пожарного надзора г. Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ была проведена проверка пожарно-технического обследования ГБОУ РЭЛИ, расположенного по адресам: <адрес>.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с данными правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требований пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Проверка показала, что вышеуказанные требования пожарной безопасности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский экономический лицей-интернат не соблюдаются. Так, в нарушение п.п. 15, 39, 41 ППБ 01-03 руководитель, ответственные лица за пожарную безопасность не прошли обучение по программе «Пожарно-технического минимума», отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, ограждения на кровлях зданий не подвергнуты эксплуатационным испытаниям. В здании ГБОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97*), высота эвакуационных выходов с 1-го этажа менее 1,9 метра (1-ый выход 1.8м и 1.85м, 2-ой выход 1,8м и 1.85м) п. 3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, под двумя лестничными маршами допущено устройство помещений, выгороженных сгораемым материалом, в классе №, кабинете информатики, кабинете бухгалтерии, помещении секретаря на окнах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03), двери 2-х складов на 1-ом этаже не противопожарные, не сертифицированные в области пожарной (п.З ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08-02-89*, п.7.4 СНиП 21-01-97*), внутри 2-х складов на 1-ом этаже установлены электророзетки (п.508 ППБ 01-03), в складе на 1-ом этаже две лампы накаливания без плафонов, предусмотренных конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03), в двух складах, помещении уборщицы на 1-ом этаже в автоматической пожарной сигнализации применены тепловые датчики (п.ЗППБ 01-03, п.З НПБ 104-03), на 1-ом этаже в коридоре имеются перепады высот на пути эвакуации людей (п.З ППБ 01-03, п.6.28 СНиП 21-01-97*), на 1-ом этаже в торцах здания произведены изменения объемно-планировочных решений, а именно устроены кабинеты (п.3,40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*), в кабинетах №№ 102, 105, 106, кабинете технологии, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.З ППБ 01-03, п. 14 НПБ 110-03), 2 люка выходов в чердачное помещение не противопожарные не сертифицированные в области пожарной безопасности (п.З ППБ 01-03, п.8.4 СНиП 21-01-97*), на 2-ом этаже в торце здания произведены изменения объемно-планировочных решений, а именно устроен учебный класс (п.3,40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*), на 3-ем этаже в торцах здания произведены изменения объемно-планировочных решений, а именно устроены кабинеты №№ 304, 309 (п.3,40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*), вплотную к зданию пристроен металлический ангар - склад литер Е без соответствующего противопожарного разрыва (п.З ППБ 01-03, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* Приложение 1*), в здании литер Е отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.З ППБ 01-03, п.14 НПБ 110-03), ближе 15 метров от учебного корпуса допущена установка двух металлических временных строения (п. 24 ППБ 01-03), ближе 15 метров от гаража допущена установка металлического гаража (п. 24 ППБ 01-03), не определена категория по взрывопожароопасности, класс зоны поПУЭ гаража п.ЗЗ ППБ 01-03).

В здании ГБОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> на окнах помещений 1-го этажа установлены глухие металлические решетки (п.40 ППБ 01-03), здание не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания ( п. 129 ППБ 01-03), двери бельевых не противопожарные, не сертифицированные в области пожарной безопасности (п.З ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08-02-89*, п.7.4 СНиП 21-01-97*), отсутствуют доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров (п.З ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97*), дверь эвакуационного выхода со столовой на 1-ом этаже открывается не по ходу эвакуации из помещений (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), дверь эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже открывается не по ходу эвакуации из помещений (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), на 3, 4, 5 этажах здания произведены изменения объемно-планировочных решений, а именно установлены дополнительные перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей (п.3,40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*), дверь эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже со стороны актового зала открывается не по ходу эвакуации из помещений (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), двери 2-х эвакуационных выходов с общего коридора в лестничный марш на 4-ом этаже открываются не по ходу эвакуации из помещений (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), на 4-ом этаже ширина эвакуационного пути в общем коридоре менее 1,2 метра с учетом двустороннего расположения помещений и открывании дверей в сторону коридора (п.З ППБ 01-03, п.6.26, 6.27 СНиП 21-01-97*), 3 люка выходов в чердачное помещение не противопожарные не сертифицированные в области пожарной безопасности (п.З ППБ 01-03, п.8.4 СНиП 21-01-97*), дверь эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 5-ом этаже открывается не по ходу эвакуации из помещений (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), в жилых комнатах отсутствуют индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара (п. 125 ППБ 01-03), на 1-ом этаже в кухне для сотрудников проведена электрическая проводка (ПУЭ п.З, 57 ППБ 01-03), отделка пола в коридоре на путях эвакуации выполнена из горючих материалов с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (п. 3, 53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*), на лестничной клетке 2-го этажа установлены дополнительные двери, препятствующие свободной эвакуации людей (п.40 ППБ 01-03).

В здании ГБОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> двери бельевых не противопожарные, не сертифицированные в области пожарной безопасности (п.З ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08-02-89*, п.7.4 СНиП 21-01-97*), отсутствуют доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров (п.З ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97*), в жилых комнатах отсутствуют индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара (п. 125 ППБ 01-03), здание не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания (п. 129 ППБ 01-03), дверь центрального выхода открывается не по ходу эвакуации из здания (п.3,52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*), на окне в лестничном марше между 1 и 2 этажами установлена глухие металлическая решетка (п.40 ППБ 01-03), в актовом зале в автоматической пожарной сигнализации применены тепловые датчики (п.З ППБ 01-03, п.З НПБ 104-03), под лестничным маршем допущено устройство помещения, выгороженное сгораемым материалом (п.40 ППБ 01-03), на 5 этаже здания произведены изменения объемно-планировочных решений, а именно установлена дополнительная перегородка, закрывающая второй эвакуационный выход с этажа (п.3,40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*), на окнах производственных помещений, малого зала столовой 1-го этажа установлены глухие металлические решетки (п.40 ППБ 01-03).

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании» наличие учебно-материальной базы, соответствие этой базы санитарно-гигиеническим и иным требованиям законодательства является обязательным условием выдачи лицензии.

Нарушения указанного законодательства являются грубыми нарушениями лицензионных требований, предъявляемых к образовательному процессу.

Согласно п. 1.4 Устава учреждение является созданной органами государственной власти Республики Башкортостан некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств из бюджета Республики Башкортостан на основе утвержденной сметы доходов и расходов.

В соответствии с п. 1.5 Устава учреждения функции учредителя учреждения осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан.

Проверкой установлено, что на основании распоряжения Правительства РБ № 448 от 06.05.2009 на противопожарные мероприятия ГБОУ РЭЛИ были выделены денежные средства в размере <данные изъяты>, которые освоены в полном объеме. Вместе с тем, выделенные денежные средства являются недостаточными для принятия мер по устранению выявленных нарушений закона.

В связи с этим, руководством ГБОУ РЭЛИ в Министерство образования Республики Башкортостан неоднократно направлялись письменные заявки о необходимости выделения дополнительных средств для исполнения требований, изложенных в предписаниях отдела ГПН г. Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» вопросы
организационно-правового, финансового, материально - технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Между тем, проверка показала, что Минобразования РБ, будучи уведомленной о несоответствии здания требованиям пожарной безопасности, наличии неоднократных письменных заявок руководства ГБОУ РЭЛИ о выделении дополнительных средств, каких-либо мер по надлежащему обеспечению содержания здания детского дома не принимала.

Право граждан на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст.ст. 37, 43 Конституции РФ.

Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

При таких обстоятельствах неисполнение Минобразования РБ своих обязанностей по обеспечению содержания зданий Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республиканский экономический лицей-интернат в соответствии с требованиями пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в школе - интернат, так и находящихся там временно.

Вследствие несоблюдения норм и правил пожарной безопасности, создается опасность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий для жизни детей и имущества образовательного учреждения.

В судебном заседании прокурор Иткулова Н.У. от исковых требований в части обязательства ГБОУ РЭЛИ в здании, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: демонтировать под двумя лестничными маршами с помещений, выгороженных сгораемый материал; демонтировать глухие металлические решетки с окон в классе №, кабинете информатики, кабинете бухгалтерии, помещении секретаря; демонтировать электророзетки внутри 2-х складов на 1 -ом этаже; установить в складе на 1 -ом этаже плафоны на двух лампах накаливания; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 1-ом этаже в торце здания;

- в здании ГБОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: демонтировать на окнах помещений 1-го этажа глухие металлические решетки; вывесить в жилых комнатах индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара; на 1-ом этаже в кухне для сотрудников электрическую проводку выполнить согласно ПУЭ;

- в здании ГБОУ РЭЛИ, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: вывесить в жилых комнатах индивидуальные планы эвакуации людей в случае пожара; обеспечить открытие двери центрального выхода по ходу эвакуации из здания; демонтировать с окна в лестничном марше между 1 и 2 этажами глухую металлическую решетку; демонтировать сгораемый материал с помещения под лестничным маршем; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 5 этаже здания; демонтировать с окон производственных помещений, малого зала столовой 1-го этажа глухие металлические решетки отказалась в связи с исполнением ответчиком указанных требований в добровольном порядке.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора от указанной части иска и производство по делу в этой части прекращено.

В остальной части иска прокурор Иткулова Н.У. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ГБОУ РЭЛИ по доверенности Султанбеков Р.А. с иском прокурора согласился, пояснив, что ГБОУ РЭЛИ принимаются все возможные меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, на день рассмотрения судом дела часть мероприятий выполнена.

Представитель ответчика - Минобразования РБ, представители третьих лиц – Министерства финансов РБ, Правительства РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщали и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Принимая во внимание неоднократную ничем неоправданную неявку представителей ответчика и третьих лиц, на основании ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора района в части, в следующем размере и по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно - правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Приказом МЧС РФ от 18 марта 2003 г. № 3131 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4838, устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местно самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами и другими лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Положениями ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности деятельности ГБОУ РЭЛИ. В ходе проверки установлено нарушение ответчиком требований пожарной безопасности.

По результатам проверки государственным инспектором г.Уфы по пожарному надзору составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности 20 октября 2008 года, на основании которого в адрес директора ГБОУ РЭЛИ вынесено предписание об устранении требований пожарной безопасности.

Нарушения со стороны ГБОУ РЭЛИ, начиная с октября 2008 года устранены лишь частично.

Изложенное позволяет суду придти к выводу о том, что вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей администрацией ГБОУ РЭЛИ создается опасность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий для жизни детей и имущества образовательного учреждения, и на нее должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, у суда нет оснований для удовлетворения требований Прокурора района в части признания незаконным бездействия Министерства образования Республики Башкортостан, выразившееся в уклонении от принятия мер по обеспечению содержания здания ГБОУ РЭЛИ в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности и обязательства Министерства образования РБ выделить дополнительные денежные средств в установленном порядке на обеспечение пожарной безопасности ГБОУ РЭЛИ.

Так, в силу частей 1, 2 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 192 года образовательные учреждения являются юридическими лицами.

На образовательные учреждения возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (ст. 51 указанного Закона РФ).

Исходя из содержания приведенных правовых норм ГБОУ РЭЛИ, являясь юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. ГБОУ РЭЛИ, является юридическим лицом, на которое законом возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих безопасность воспитанников, в том числе и соблюдение требований пожарной безопасности.

Данных о том, что в адрес Министерства образования РБ выносились какие-либо предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности в ГБОУ РЭЛИ, в материалах дела не имеется и прокурором не представлено.

Кроме того, ссылаясь на незаконное бездействие Министерства образования РБ, прокурор не ссылался и не привел никаких правовых обоснований.

Вместе с тем, при предъявлении иска Прокурором района не учтено, что финансирование в государственных образовательных учреждениях Республики Башкортостан осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на соответствующий финансовый год, утверждаемых Правительством Республики Башкортостан, тогда как Министерство образования РБ является лишь распорядителем бюджетных средств, которое, в том числе, несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных ему средств бюджета Республики Башкортостан, а также за своевременное предоставление отчетности о выполненных работах (услугах) и затратах.

Сделанный судом вывод основан на нормативных актах, действующих в Республике Башкортостан, и в частности, Законе РБ от 29 октября 1992 года № ВС-13/32 «Об образовании», в статьях 28, 42 которого установлено, что деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством, а нормативы финансирования государственных образовательных учреждений РБ и муниципальных образовательных учреждений РБ в части, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 28 настоящего Закона, устанавливаются законом РБ.

Правительством РБ Постановлением от 31 декабря 2009 года № 516 утвержден «Порядок расчета нормативов финансирования образовательной услуги в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, подведомственных Министерству образования РБ», в соответствии с которым введение нормативного финансирования в государственных образовательных учреждениях Республики Башкортостан осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на соответствующий финансовый год, а также средств указанных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Ежегодно Правительством Республики Башкортостана распоряжением утверждается общий объем средств, направляемых на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на каждый год в четко определенном объеме, и на конкретные цели. Минобразования РБ в соответствии с Планами, утвержденными Правительством РБ, в определенном Правительном РБ объеме финансирования осуществляет мероприятия по укреплению материально-технической базы государственных образовательных учреждений, как исполнитель.

Так, в соответствии с Планом мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных и санаторных школ-интернатов и детских домов Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 24 марта 200 года № 111, Минобразования РБ – исполнителю, с учетом возможностей бюджета РБ на капитальный ремонт ГОУ Республиканский экономический лицей-интернат в 2010 году был выделен объем финансирования в размере 6000 руб., тогда как в 2009 году Правительством РБ на эти цели финансирование не производилось.

Из Постановления Правительства РБ от 24 марта 2010 года № 111 «Об укреплении материально-технической базы государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, образовательных и санаторных школ-интернатов и детских домов РБ» видно, что министром образования РБ Аллаяровым З.А., в адрес которого директором ГБОУ РЭЛИ направлялись многочисленные письма - просьбы о выделении финансовых средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, до Правительства РБ доводилась информация по вопросу укрепления материально-технической базы государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений РБ, которая принята к сведению, и Минобразованию РБ для ГБОУ РЭЛИ в 2010 года было выделено 6000 руб.

Распоряжением Правительства РБ от 5 мая 2009 года № 444-р «О внесении частичных изменений в республиканскую адресную программу на 2009 год, утвержденную распоряжением Правительства РБ от 31 декабря 2008 года № 1650-р, на реконструкцию учебного корпуса и общежития Республиканского экономического лицея-интерната в 2009 году было выделено всего за счет средств бюджета РБ 1000 руб. – капитальных вложений.

При изложенных обстоятельствах у суда нет оснований полагать о незаконности бездействия Министерства образования РБ и тем более обязательстве Минобразования РБ выделить дополнительные денежные средства образовательному учреждению на обеспечение пожарной безопасности ГБОУ РЭЛИ, поскольку объем финансирования определяется Правительством Республики Башкортостан, а Минобразования РБ является лишь распорядителем выделенного объема финансирования.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению <данные изъяты>, Министерству образования Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, выделении дополнительных денежных средств и о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <данные изъяты>:

- обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, выполнить следующие общие мероприятия: руководителю, ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по программе «Пожарно-технического минимума»; подвергнуть ограждения на кровлях зданий эксплуатационным испытаниям; установить прямую телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи;

- в здании, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; обеспечить высоту эвакуационных выходов с 1-го этажа не менее 1,9 метра; установить двери 2-х складов на 1 -ом этаже, внутри 2-х складов на 1-ом этаже противопожарными; смонтировать с соответствии с НПБ88-2001 автоматическую пожарную сигнализацию в двух складах, помещении уборщицы на 1 -ом этаже; на 1-ом этаже в коридоре в местах перепада высот выполнить пандус; смонтировать в кабинетах №№ 102,105,106, кабинете технологии автоматическую пожарную сигнализацию; 2 люка выходов в чердачное помещение установить противопожарными; привести в соответствие с проектной документацией помещение на 2-ом этаже в торце здания; привести в соответствие с проектной документацией помещения на 3-ем этаже в торцах здания; обеспечить противопожарный разрыв между зданием и металлическим ангаром - склад литер Е; смонтировать в здании литер Е автоматическую пожарную сигнализацию; обеспечить противопожарный разрыв между учебным корпусом и двумя металлическими временными строениями; обеспечить противопожарный разрыв между гаражом и металлическим гаражом; определить категорию по взрывопожароопасности, класс зоны по ПУЭ гаража;

- в здании, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: обеспечить здание индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания; установить двери бельевых противопожарными 2-го типа; установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода со столовой на 1-ом этаже; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже; привести в соответствие с проектной документацией помещения на 3,4,5 этажах здания; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 3-ем этаже со стороны актового зала; обеспечить открытие двери 2-х эвакуационных выходов с общего коридора в лестничный марш на 4-ом этаже; обеспечить ширину путей эвакуации на 4-ом этаже в общем коридоре не менее 1,2 метра; 3 люка выходов в чердачное помещение установить противопожарными; обеспечить открытие двери эвакуационного выхода с общего коридора в лестничный марш на 5-ом этаже; демонтировать горючую отделку с пола в коридоре на путях эвакуации; демонтировать на лестничной клетке 2-го этажа дополнительные двери, препятствующие свободной эвакуации людей.

- в здании, расположенном по адресу: <адрес> выполнить следующие мероприятия: двери бельевых установить противопожарными 2-го типа; установить доводчики на дверях, отделяющие лестничные марши от общих коридоров; обеспечить здание индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания; в актовом зале автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать согласно НПБ110-03.

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от принятия мер по обеспечению содержания зданий ГОУ РЭЛИ в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности; обязательстве выделить дополнительные денежные средства в установленном порядке на обеспечение пожарной безопасности ГОУ РЭЛИ в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья:. О.Ю.Кривцова