2-501/11 по иску ИФНС России № 33 по РБ к Никитину В.В. о взыскании суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени



Дело № 2-501/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 г. г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ в составе:

председательствующего судьи Батршиной Ю.А.

при секретаре Хохловой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ к Никитину В.В. о взыскании суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась в суд с иском к Никитину В.В. о взыскании суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени, указывая, что в соответствии со ст. 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Никитиным В.В. 28.04.2010 в связи с получением дохода от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год.

В соответствии с указанной декларацией, общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, составила <данные изъяты> руб. Сумма налога, подлежащая к уплате (доплате) в бюджет - <данные изъяты> руб.

Согласно п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку сумма налога на доходы физических лиц за 2009 год Никитиным В.В. в установленные законом сроки не уплачена, в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового Кодекса РФ инспекция направила в адрес налогоплательщика требование № от 12.08.2010 и вынесла решение № от 29.09.2010 о взыскании задолженности в размере <данные изъяты> руб., в том числе по налогу - <данные изъяты> рублей, по пени - <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства дела истцом были уточнены исковые требования, согласно которых истец просит взыскать с Никитина В.В. сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере - <данные изъяты> рублей, пени <данные изъяты> рублей, а также возложить расходы по государственной пошлине.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ - Байбикова С.Р., доверенность № от 29.12.2010 г., пояснила следующее. Никитиным В.В., 28.04.2010 в связи с получением дохода от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год.

В соответствии с указанной декларацией, общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, составила <данные изъяты> руб.

09.07.2009 между Никитиным В.В., Н.В.В. (продавцы) и Д.В.Н. (покупатель) был заключен договор купли-продажи. Продавцы продали, а покупатель купил в собственность двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: РБ, <адрес> по цене <данные изъяты> руб. Продавцам отчуждаемая квартира принадлежала на праве общей долевой собственности на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.

Далее, 09.07.2009 г. заключается еще один договор купли-продажи, согласно которому К.В.Н., К.М.Е., К.О.В., К.Г.В. (продавцы) продали Н.В.В. (покупатель) двухкомнатную квартиру по адресу: РБ, <адрес> за <данные изъяты>, т.е. если по первому договору Никитин В.В. вместе с дочерью Н.В.В. выступали в качестве продавца, то по второму договору Никитину В.В. не является покупателем, покупателем по договору является только дочь Н.В.В..

Следовательно, согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы физического лица - резидента РФ от продажи квартиры не подлежат обложению НДФЛ только при условии, что она находилась в собственности налогоплательщика три года и более.

В Письме Минфина России от 15.10.2010 N 03-04-05/7-624 четко сказано, что согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации. Таким образом, срок владения новой квартирой для целей определения размера имущественного налогового вычета, предусмотренного в пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на новую квартиру, т.е. у Никитина В.В. данная квартира находилась мене 3 лет, т.к. отчуждаемая квартира принадлежала на праве общей долевой собственности, на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность от 13.03.2009 № б/н, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, <данные изъяты> от 06.04.2009 года, выданными УФРС по РБ.

Кроме того, продав квартиру и купив новую, никакого реального дохода Никитин В.В. не получил бы. Но так как в данном случае квартира была продана им, но отсутствует приобретение новой, то Никитин В.В. получил доход от продажи-<адрес> доли квартиры. Следовательно, будет являться плательщиком налога на доход физических лиц. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Никитин В.В. в судебном заседании пояснил, что при покупке квартиры 09.07.2009 г, находящейся по адресу РБ, <адрес> за <данные изъяты> договор заключен только с его дочерью Н.В.В. но денежные средства на покупку квартиры отдавал он. Исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее 3 лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3-х лет, но не превышающей 125 000 рублей.

Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. за № 5-П «По делу о поверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой» Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов осуществляется законодателем, который, как следует из статей 71 (пункты "ж", "з"), 72 (пункт "и" части 1) и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 114 (подпункт "б" части 1), вправе проводить налоговую политику, ориентированную на определенные цели, включая создание условий для реализации права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации) и государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, законодатель должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (статья 1, часть 1; статья 7), а также принципы равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере.

Так, в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Конституция Российской Федерации, провозглашая в статье 2 человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, раскрывает содержащуюся в ее статье 1 характеристику Российской Федерации как правового государства. В соответствии с положением статьи 2 Конституции Российской Федерации о приоритете прав личности как одной из важнейших конституционных ценностей в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных начал (принципов) законодательства о налогах и сборах закрепляется, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом того, что устранение противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах должно осуществляться прежде всего арбитражными судами и судами общей юрисдикции, к задачам конституционного правосудия, как они определены Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", относится устранение неопределенности в законодательных нормах, в том числе посредством их конституционно-правового истолкования. Неопределенность в понимании абзаца четвертого подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации может быть преодолена - в целях обеспечения единого, непротиворечивого правового регулирования - путем систематического толкования с учетом иерархического построения норм в правовой системе, предполагающего, что толкование норм более низкого уровня должно осуществляться в соответствии с нормами более высокого уровня, к числу которых относятся нормы, закрепляющие конституционные принципы, и с учетом общих целей принятия соответствующего закона.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается имущественный налоговый вычет, основанный на факте приобретения в собственность недвижимости - жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Данный налоговый вычет преследует цель уменьшения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы (статья 210 Налогового кодекса Российской Федерации), в случае приобретения налогоплательщиком указанной недвижимости. При этом перечень имущества, при приобретении которого возникает право на такой имущественный налоговый вычет, является исчерпывающим.

Взятые в контексте других норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе содержащихся в статьях 210, 218 и 219, устанавливающих стандартные и социальные налоговые вычеты, нормы подпункта 2 пункта 1 его статьи 220 имеют определенное социально-экономическое предназначение - стимулировать граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий. Исходя из этой цели, у каждого налогоплательщика должно быть право на возврат части налога на доходы физических лиц, уплаченного в бюджет, размер которого зависит от фактически произведенных расходов на приобретение жилого дома, квартиры. В отличие от имущественного налогового вычета при продаже жилой недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, который предоставляется в полученной им сумме (абзац первый подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации), общий размер имущественного налогового вычета при приобретении жилой недвижимости не может превышать 1000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам).

В соответствии с избранным в Налоговом кодексе Российской Федерации общим подходом (статьи 19, 21 и 207) право на получение имущественного вычета закрепляется как право налогоплательщика. Для получения имущественного налогового вычета именно налогоплательщик должен израсходовать собственные денежные средства и именно он должен приобрести в собственность объект недвижимости. С учетом этого норму абзаца четвертого подпункта 2 пункта 1 его статьи 220 следует рассматривать также во взаимосвязи с соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения (статья 17), в ее содержание входит, в частности, возможность иметь имущество на праве собственности (статья 18); способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (пункт 1 статьи 21); за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки (действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей) могут совершать от их имени только их законные представители, прежде всего родители, которые несут имущественную ответственность по этим сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (статья 28). Семейным кодексом Российской Федерации устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (пункт 1 статьи 56); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64).

Статья 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой семья находится под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, предполагает как позитивные обязанности государства по поддержанию, в том числе финансовому, семьи, так и конституционные обязанности родителей в отношении детей. Исполнение данной обязанности родителями не должно приводить к неравенству в сфере налогообложения, вызванному ошибками при взимании налогов.

Как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

С учетом общей цели правового регулирования предоставления налоговых вычетов и системной взаимосвязи положений подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель, закрепляя право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, имел в виду только тех налогоплательщиков, которые израсходовали собственные денежные средства на приобретение недвижимости и в силу этого приобретают данное право. Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Исходя из конституционного принципа равного налогового бремени при подоходном налогообложении требуется учет экономического положения не только конкретного налогоплательщика, но и несовершеннолетних членов его семьи. Между тем право на получение в полном объеме имущественного налогового вычета налогоплательщиком, оплатившим за счет собственных средств приобретение совместно с несовершеннолетними детьми в общую долевую собственность объекта недвижимости, в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено, что приводит к ущемлению прав таких налогоплательщиков.

Родители, имеющие несовершеннолетних детей и расходующие собственные средства на приобретение объектов недвижимости в общую долевую собственность с ними, включая случаи, когда возникновение отношений общей долевой собственности предписывается императивными правовыми нормами, образуют самостоятельную группу налогоплательщиков. В силу конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), эта группа налогоплательщиков не может быть поставлена в худшее положение по сравнению с другими плательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время - абзац восемнадцатый), во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса, а также со статьями 17, 18, 21, 28, 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 54, 56 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как исключающий право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.

Судом установлено, что 09.07.2009 между Никитиным В.В., Н.В.В., действующей с согласия отца (продавцы) и Д.В.Н. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, согласно которого Продавцы продали, а покупатель купил в собственность двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: РБ, <адрес> по цене <данные изъяты>. Продавцам отчуждаемая квартира принадлежала на праве общей долевой собственности на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность от 13.03.2009 № б/н.

Согласно договора купли-продажи от 09.07.2009 г. заключенного между К.В.Н., К.М.Е., К.О.В., К.Г.В. (продавцы) и Н.В.В., действующей с согласия своего законного представителя – отца Никитина В.В. (покупатель), покупателю продана двухкомнатная квартира по адресу: РБ, <адрес> за <данные изъяты> руб.

Никитиным В.В. 28.04.2010 в связи с получением дохода от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 год.

Никитин В.В. 28.04.2010 г. представил в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в связи с продажей квартиры.

В соответствии с указанной декларацией налоговым органом Никитину В.В. было выставлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.08.2010 г., согласно которому сумма налога, подлежащая к уплате (доплате) в бюджет составила <данные изъяты> руб.

Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы физического лица - резидента РФ от продажи квартиры не подлежат обложению НДФЛ при условии, что квартира находилась в собственности налогоплательщика три года и более.

Однако, установлено, что 09.07.2009г. двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес> приобретена за <данные изъяты> Н.В.В., действующей с согласия своего законного представителя – отца Никитина В.В.

Установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, в том числе представителем ответчика, что на момент заключения договора купли-продажи квартиры по адресу: РБ, <адрес> по цене <данные изъяты> Н.В.В. была несовершеннолетней, не имеющей самостоятельного источника дохода. Каких-либо иных данных, свидетельствующих о наличии у несовершеннолетней Н.В.В. денежных средств для приобретения самостоятельно квартиры за <данные изъяты> руб. представителем ответчика не представлено.

В деле имеется распоряжение № от 07.07.2009 г. Главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ, согласно которого было разрешено продать принадлежавшую Никитину В.В. (ответчику) и его несовершеннолетней дочери Н.В. квартиру по адресу: <адрес> условием приобретения одновременно в собственность именно несовершеннолетней Н.В.В. <данные изъяты> г.р., двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, что и было сделано Никитиным В.В. – отцом несовершеннолетней Н.В.В.

Исследовав все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ к Никитину В.В. о взыскании суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., госпошлины, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ к Никитину В.В. о взыскании суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., госпошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Ю.А.Батршина