2-244/11 по иску Местной общественной организации «Общество защиты прав потребителей» г. Уфы РБ в защиту интересов Чернейкиной А.В. к ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат – контролем» о защите прав потребителей



Дело № 2-244/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 г.

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

В составе председательствующего судьи Батршиной Ю.А.,

При секретаре Хохловой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Местной общественной организации «Общество защиты прав потребителей» г. Уфы РБ в защиту интересов Чернейкиной А.В. к ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат – контролем» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Местная общественная организация «Общество защиты прав потребителей» г. Уфы РБ в защиту интересов Чернейкиной А.В. обратилась в суд с иском к ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат – контролем» о защите прав потребителей, указывая на следующее.

07.11.2010 г. в Общество защиты прав потребителей г. Уфы обратилась с заявлени­ем о нарушении прав потребителя Чернейкина А.В., с просьбой оказать юридическую по­мощь по досудебной и судебной защите нарушенных прав.

07.06.2010 г. между Чернейкиной А.В. и ИП Михайловым А.В. был заключен договор купли-продажи и монтажа светопрозрачных конст­рукций из дерева. Цена договора была определена в размере <данные изъяты> руб­лей, <данные изъяты> рублей из которых аванс, уплачиваемый при подписании договора. Срок испол­нения заказа определенный в договоре составил 35 дней.

В тот же день 07.06.2010 г. Потребитель уплатил в кассу Продавца оговоренный в договоре аванс в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кас­совому ордеру № от 07.06.2010 г.

Поскольку в оговоренный в договоре срок заказ не был исполнен, Потребитель 07.09.2010 г. вручил претензию Продавцу с требованием незамедлительной передачи ей то­вара и выплаты неустойки в размере 0,5 % от стоимости предоплаты.

В указанный в претензии 10-дневный срок законные требования Потребителя доб­ровольно удовлетворены Продавцом не были.

26.10.2010 г. светопрозрачные конструкции из дерева были доставлены Продавцом на адрес Покупателя, но не установлены. В тот же день, Покупателем была оплачена остав­шаяся сумма договора <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассо­вому ордеру № от 07.07.2010 г.

По состоянию на 08.11.2010 работы по монтажу Продавцом не произведены.

Поскольку требования потребителя в добровольном порядке удовлетворены не бы­ли, Общество защиты прав потребителей г. Уфы обратилось с настоящим исковым заявле­нием в защиту интересов потребителя.

Согласно ст. 457 ГК РФ - срок исполнения продавцом обязанности передать то­
вар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет опре­делить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 ГКРФ.

Договором купли-продажи заключенным между Потребителем и Продавцом опре­делен срок выполнения заказа 35 дней. Заказ принят 07.06.2010 г. Из вышеизложенного сле­дует, что крайний срок исполнения заказа 27.07.2010 г.

Поскольку последний срок выполнения заказа 27.07.2010 г., просрочка исполне­ния начинается с 28.07.2010 г. Светопрозрачные конструкции были доставлены 27.10.2010 г., следовательно, просрочка выполнения заказа составила 91 день.

В результате нарушения прав, Потребителю был причинен моральный вред, кото­рый Потребитель оценивает в сумме <данные изъяты> рублей.

В результате нарушения продавцом прав потребителя Чернейкиной А.В., она по­несла дополнительные расходы по оказанию юридической помощи в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией МОО Общество защиты прав потребителей г.Уфы.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» - при удов­летворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изго­товителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного инди­видуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удов­летворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, прису­жденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объедине­ния потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассо­циациям, союзам) или органам.

В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которым истец, действующий в интересах Чернейкиной А.В. просит взыскать с ответчика ИП Михайлов А.В. в пользу Чернейкиной А.В. неустойку в размере <данные изъяты> руб. за несвоевременную доставку окон из расчета 0, 5 % от суммы предварительной оплаты: <данные изъяты> руб. х 0, 5% х 55 дн.; неустойку в размере <данные изъяты> руб. за несвоевременную установку окон из расчета 3% от общей цены заказа, 167 дн. просрочки с 13.08.2010 г. по 26.01.2011 г.( <данные изъяты> руб. х 3% х 167 дн. = <данные изъяты> руб., в порядке п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» сумма неустойки просят взыскать в сумме <данные изъяты> руб. – не превышающей сумму заказ); компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; расходы на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты> руб.; разрешить вопрос взыскания штрафа в размере 50 % в пользу МОО «Общество защиты прав потребителей» г.Уфы согласно п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потре­бителей».

В судебном заседании представитель МОО «Общество защиты прав потребителей» г. Уфы РБ - Кириллов А.Г., действующий по доверенности № от 01.03.2010 г.; представитель Чернейкиной А.В. - Хвалова Д.В., по доверенности № от 21.12.2010 г., исковые требования с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить. Уточнили, что договор купли-продажи и монтажа светопрозрачных конст­рукций из дерева между Чернейкиной А.В. и ИП Михайловым А.В. был заключен фактически не 07.06.2010 г. как указано в иске, а 07.07.2010 г., при написании иска была допущена опечатка.

Ответчик Михайлов А.В., его представитель Альмухаметова Р.Р., действующая по доверенности от 16.03.2010г. в судебном заседании пояснили, что исковые требования считают обоснованными частично, признают, что имеет место просрочка по монтажу окон, доставка была осуществлена во время 07.08.2010 г., поэтому в этой части требования не признают. Доводы о том, что установленные в квартире истца ИП Михайловым окна не соответствуют качеству товара считают несостоятельными, так как исковые требования по качеству окон не заявлены и нет доказательств некачественно оказанной услуги по установке окон по договору от 07.07.2010 г.

Выслушав истца, ответчика, представителей истца, ответчика, свидетеля, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно ст. 457 ГК РФ - срок исполнения продавцом обязанности передать то­
вар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет опре­делить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 ГКРФ.

Согласно п. 2 ст. 23.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» - в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установлен­ный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Согласно п. 3 ст. 23.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» - в случае наруше­ния установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потреби­телю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) ис­полнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) про­срочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания ус­луги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услу­ги), ее этапа взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения ра­боты (оказания услуги).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену от­дельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена вы­полнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено испол­нителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения су­дебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» - моральный вред, причи­ненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, им­портером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имуще­ственного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Судом установлено, что 07.07.2010 г. между Чернейкиной А.В. - Потребителем и ИП Михайловым А.В. - Продавцом был заключен договор купли-продажи и монтажа светопрозрачных конст­рукций из дерева по адресу: <адрес>. Цена договора была определена в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> рублей из которых аванс, уплачиваемый при подписании договора. Срок испол­нения заказа определенный в договоре составил 35 дней.

В тот же день 07.07.2010 г. Потребитель уплатил в кассу Продавца оговоренный в договоре аванс в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кас­совому ордеру № от 07.07.2010 г.

Поскольку в оговоренный в договоре срок заказ не был исполнен, Потребитель 07.09.2010 г. вручил претензию Продавцу с требованием незамедлительной передачи ей то­вара и выплаты неустойки в размере 0,5 % от стоимости предоплаты. Данную претензию как следует из материалов дела, получила офис-менеджер ИП Михайлова А.В. «Умные окна с климат контролем» 07.09.2010 г.

В указанный в претензии 10-дневный срок законные требования Потребителя доб­ровольно удовлетворены Продавцом не были.

Истцом указано, что 26.10.2010 г. светопрозрачные конструкции из дерева были доставлены Продавцом на адрес Покупателя, но не установлены. В тот же день, Покупателем была оплачена остав­шаяся сумма договора <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассо­вому ордеру № от 07.07.2010 г. Однако, имеющаяся в деле квитанция к приходному кассо­вому ордеру № от 07.07.2010 г. на сумму <данные изъяты> руб. не содержит указаний на дату оплаты « 26.10.2010 г.», имеется лишь ссылка на приходный кассовый ордер от 07.07.2010 г.

Кроме того, в деле имеется акт приема-передачи товара по договору № от 07.07.2010 г., согласно которому продавец компания ООО «Умные окна с климат-контролем» передала, а покупатель, которым является Чернейкина А.В., приняла товар по договору № от 07.07.2010 г. со всеми принадлежностями и документами в количестве, ассортименте и комплекте, указанном в приложении №, № (акты замера) к договору купли-продажи. Стороны взаимных претензий и замечаний не имеют. Данный акт приема- передачи подписан ИП Михайловым А.В. и Хваловой. В акте отсутствует дата его подписания.

Как поясняла в ходе рассмотрения дела представитель истца Хвалова Д.В., окна устанавливались в ее квартире, а оплачивала денежную сумму по данному договору купли-продажи ее сестра и истец Чернейкина А.В., в связи с чем акт приема-передачи был подписан ею, Хваловой Д.В.

Кроме того, в деле имеется акт приемки-сдачи от 08.11.2010 г. к договору купли-продажи №, согласно которому компания «Умные окна с климат-контролем» ИП Михайлов А.В., именуемый Продавец, и Чернейкина А.В., подписали настоящий акт о том, что продавцом выполнены работы по монтажу изделий без откосов, а покупателем приняты результаты работ по изготовлению, доставке и монтажу изделия.

Довод ответчика и его представителя о том, что доставка была осуществлена в соответствии с условиями договора купли-продажи № от 07.07.2010 г., а именно п. 3.1 Договора в 35 - дневный срок, судом не принимается во внимание, суд считает данный довод несостоятельным, поскольку согласно исследованных в ходе рассмотрения дела и приобщенных в материалам дела актах приема-сдачи товара, свои обязательства, а именно передача светопрозрачных конструкций из дерева, стеклопакетов, дополнительных аксессуаров, подоконников, отливов, выполнение монтажных работ в соответствии с приложением № 1 (акты замера), оговоренные в п. п. 1.1 и 3.1 Договора Продавцом были выполнены только 08.11.2010 г.

Довод ответчика и его представителя о том, что акт приемки-сдачи был заполнен истицей и ею же самопроизвольно указана дата «08 ноября 2010 г.» и ссылка при этом на свидетельские показания Ф.Р.Ф. и акт от 10.08.2010 г., суд считает несостоятельными и не принимает во внимание по следующим основаниям.

В деле ответчиком представлен акт от 10.08.2010 г., составленный Ф.Р.Ф., некто З.Д.Т. и М.С.В., согласно которому хозяева <адрес> отказались от подписания акта приема передачи выполненной работы по договору № от 07.07.2010 г. по установке оконных конструкций и в возврате не подписанных актов приема-передачи также отказались. В судебном заседании Ф.Р.Ф. подтвердил обстоятельства, изложенные в акте, указав при этом, что подписавшие акт З.Д.Т. и М.С.В. в <адрес> не были, свидетелями обстоятельств, изложенных в акте от 10.08.2010 г. не являлись, они были на улице во дворе <адрес> и он объяснил им что произошло, попросил подписать акт и они подписали.

Однако, акты приемки-сдачи от 08.11.2010 г. являются фирменными бланками ООО «Умные окна с климат-контролем» ИП Михайлова А.В., на данном бланке имеется печать с указанием реквизитов ИП Михайлова А.В. ООО «Умные окна с климат-контролем», в связи с чем ответственность и контроль за заполнением данных бланков и содержащейся в них информации возлагается на ИП Михайлова А.В.

Кроме того, как следует из материалов дела, Чернейкиной А.В. в адрес ИП Михайлова А.В. была направлена претензия от 15.11.2010 г., которая была принята офис-менеджером ИП Михайлова ООО «Умные окна с климат-контролем» Р.Л.А.

Из содержания письменного ответа ИП Михайлова А.В. да данную претензию Чернейкиной А.В. усматривается, что Михайлов А.В. признается факт установки оконных конструкций в ноябре месяце 2010 г., как указано им в претензии 10.11.2010 г.

Однако, в связи с вышеуказанными обстоятельствами суд считает несостоятельным довод представителей истца о том, что по состоянию на 08.11.2010 работы по монтажу продавцом не произведены.

Кроме того, суд считает несостоятельными требования истца о нарушении ответчиком отдельно сроков доставки и сроков установки оконных конструкций, поскольку в соответствии с условиями договора купли-продажи № от 07.07.2010 г. между Чернейкиной А.В. и ИП Михайловым А.В., а именно п. 1.1. и 3.1 предметом договора является одновременно весь объем работ по доставке, установке и монтажу оконных конструкций, которые должны были быть выполнены ответчиком в течение 35 дней с момента получения предоплаты по п. 2 Договора, то есть в сумме <данные изъяты> руб., а значит как следует их обстоятельств дела с 07.07.2010 г.

Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что сроком исполнения ответчиком обязательств по договору купли-продажи № от 07.07.2010 г. оконных конструкций является дата 08.11.2010 г. и с вязи с этим имеет место просрочка исполнения обязательств по договору на 88 дней. Неустойка, подлежащая уплате ответчиком потребителю составляет в соответствии с положениями п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» <данные изъяты>

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Однако, суду предоставлено право уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в частности, если размер причиненных убытков является небольшим или они вообще отсутствуют (ст. 333 ГК РФ). Суд вправе уменьшить неустойку с учетом разумности и справедливости.

Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным снизить размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца до <данные изъяты> руб.

Довод представителей истца о том, что на сегодняшний день требования потребителя по исполнению обязательств п. п. 1.1 и 3.1. Договора № от 07.07.2010 г. в добровольном порядке не удовлетворены, так как установленные оконные конструкции не соответствуют качеству заказанной услуги, судом не принимаются во внимание, так как предметом данного спора исходя из требований, изложенных в иске и обоснований, приводимых в судебном заседании, требования к качеству товара (услуги) по данному договору истцом не заявлены. Однако, данные требования могут являться предметом спора и судебного разбирательства в связи с этим в случае предъявлении соответствующего иска истцом в суд.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» - моральный вред, причи­ненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, им­портером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имуще­ственного вреда и понесенных потребителем убытков.

В результате нарушения прав, Потребителю был причинен моральный вред, кото­рый Потребитель оценивает в сумме <данные изъяты> рублей, однако, исходя из принципа разумности и справедливости, а также обстоятельств дела, установленных судом, суд считает возможным удовлетворить требования истца частично, взыскав с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд
присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.

В результате нарушения продавцом прав потребителя Чернейкиной А.В., она по­несла дополнительные расходы по оказанию юридической помощи в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией МОО Общество защиты прав потребителей г.Уфы и суд считает возможным с учетом характера и объема выполненной представителем работы по данному делу удовлетворить требования истца в части взыскания <данные изъяты> руб. в счет возмещения судебных расходы по оплате услуг представителя в полном объеме.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» - при удов­летворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изго­товителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного инди­видуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удов­летворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, прису­жденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объедине­ния потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассо­циациям, союзам) или органам.

В связи с вышеуказанным, подлежит взысканию с ответчика ИП Михайлов А.В. в доход государства штраф в размере <данные изъяты> руб. с перечислением <данные изъяты> руб. в доход государства, а <данные изъяты> руб. – Местной общественной организации «Общество защиты прав потребителей» г. Уфы РБ.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Местной общественной организации «Общества защиты прав потребителей» в интересах Чернейкиной А.В. к ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат-контролем» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат-контролем» в пользу Чернейкиной А.В. неустойку за нарушение сроков исполнения договора купли-продажи № от 07.07.2010 г. в размере <данные изъяты> руб., в счет компенсации морального вреда – <данные изъяты> руб., в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> руб.

Взыскать с ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат-контролем» штраф в размере 50 % от взысканной суммы в пользу потребителя, то есть <данные изъяты> руб., перечислив <данные изъяты> руб. в доход государства, <данные изъяты> руб. – в пользу Местной общественной организации «Общества защиты прав потребителей».

Взыскать с ИП Михайлов А.В. «Умные окна с климат-контролем» госпошлину в федеральный бюджет в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований Местной общественной организации «Общества защиты прав потребителей» в интересах Чернейкиной А.В. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.

Судья Ю.А. Батршина