Дело № 2-595/2011
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
17 марта 2011 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Киреевой А.А.,
с участием истца Матвеева И.В.,
представителя ответчика Александровой Ю.И. – Рудявко Ф.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева И.В. к Александровой Ю.И. о признании права собственности и об определении доли в общей собственности на жилое помещение,
установил:
Матвеев И.В. обратился в суд с иском к Александровой Ю.И. о признании права собственности и об определении доли в общей собственности на жилое помещение, указывая на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ним и Щербацким А.А. был заключен предварительный договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с договором определена цена квартиры – 1000 000 (один миллион) рублей, оговорен порядок оплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ и условие регистрации договора в регистрационной службе после полной оплаты стоимости квартиры. Свои обязательства по оплате истец выполнил полностью к ДД.ММ.ГГГГ, передав лично Щербацкому А.А. в общей сложности – 1000000 (один миллион) рублей. В соответствии с указанным договором истец проживал в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, неся все затраты по её содержанию.
С ДД.ММ.ГГГГ вместе с истцом в однокомнатной квартире стала проживать Александрова Ю.И. в качестве сожительницы. Брак зарегистрирован не был. От совместного проживания имеют двух несовершеннолетних детей: сына – Матвеева М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочь – Матвееву Я.И., ДД.ММ.ГГГГ
После рождения детей стал вопрос о расширении жилой площади. Так как, квартиру в которой истец с семьей проживали Матвеев И.В. лично оплатил к тому моменту полностью и получил её по акту приема-передачи, а переход права собственности зарегистрирован ещё не был, истец обратился к Щербацкому А.А. с просьбой оформить право собственности на Александрову Ю.И. Был составлен договор от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы РБ за №. оформлена квартира была на Александрову Ю.И. в связи с тем, что она не работала, имела много свободного времени и могла заниматься подбором обмена и приобретением новой квартиры.
Однокомнатная квартира по адресу: <адрес> была продана за 1200000 (один миллион двести тысяч) рублей и приобретена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> за 1650000 (один миллион шестьсот пятьдесят тысяч) рублей. По обоюдной договоренности все документы, в том числе и свидетельство о праве собственности на новое жилое помещение было оформлено на Александрову Ю.И. с условием постоянной регистрации и проживания в нем меня и детей.
Однако после приобретения квартиры по <адрес> Александрова Ю.И. отказала истцу в его регистрации и детей по месту жительства.
Просит признать трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, оформленную на имя ответчицы Александровой Ю.И., общим имуществом. Закрепить за истцом право собственности на неё и определить долю истца в размере 53/66 в праве общей собственности на жилое помещение, в соответствии с размером вложенных личных денежных средств.
В последующем, уточнив исковые требования, просит суд: признать трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, оформленную на имя ответчицы Александровой Ю.И., общим имуществом. Закрепить за истцом право собственности на неё и определить долю истца в размере 4/5 в праве общей собственности на жилое помещение, в соответствии с размером вложенных личных денежных средств.
В судебном заседании истец Матвеев И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Щербацким был заключен договор купли – продажи однокомнатной квартиры, по адресу: <адрес>, приобрел квартиру за один миллион рублей, порядок выплаты был оговорен до ДД.ММ.ГГГГ, и полная регистрация сделки должна была состояться после полной выплаты. Обязательства по оплате он выполнил полностью. В ДД.ММ.ГГГГ с ним совместно в квартире стала проживать Александрова Ю.В.. После рождения детей они стали задумываться о расширении. Вследствие чего была приобретена трехкомнатная квартира по <адрес> за 1650 000 рублей. Все документы по обоюдному согласию были оформлены на Александрову. Деньги на приобретения жилья были предоставлены лично им, так как Александрова не имела постоянного дохода, находилась в декретном отпуске. Но после приобретения квартиры ответчик отказала ему в регистрации их детей. Затем она просто перестала пускать его в квартиру. Просит суд признать трехкомнатную квартиру находящеюся по адресу: <адрес> общим имуществом, Закрепить за ним право собственности на ответчицу определить его долю в размере 4/5 в праве общей собственности на жилое помещение в соответствии с размером вложенных средств. В связи с тем, что квартира куплена лично на его деньги.
Представитель ответчика Александровой Ю.И. – Рудявко Ф.А. исковые требования не признал, считает их необоснованными и незаконными, суду пояснил, что Александровой приобреталась ДД.ММ.ГГГГ однокомнатная квартира. По акту приема-передачи она приняла квартиру и оплатила. В последующем квартира продана лично Александровой, получены деньги, и в этот же день она купила спорную квартиру. Во всех сделках участвовала Александрова лично, Матвеев участником ни одной сделки не являлся. Довод истца о том, что они находились в брачных отношениях, ничем необоснован.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд находит иск Матвеева И.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 17 и пунктом 1 ст. 18 Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что одним из оснований для государственной регистрации права являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно Договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчик купила у Щербацкого А.А. в собственность однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно п.1 и п.2 акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Александрова Ю.И. приняла квартиру по адресу: <адрес>, а также передала, а продавец получил денежную сумму в размере 1000000 рублей.
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акт приема-передачи зарегистрирован в УФРС по РБ, произведена регистрация права собственности Александровой Ю.Л. Выдано Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Александрова Ю.Л. продала квартиру по адресу: <адрес> получила денежную сумму в размере 1180000 рублей. Данный факт подтверждается договором купли-продажи между Александровой Ю.И. и Дудиной О.В., актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Александрова Ю.И. купила по договору купли-продажи трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Александрова приняла квартиру и оплатила продавцу Хафизовой Г.Н. 1650000 рублей.
В вышеуказанных договорах истец Матвеев И.В., - стороной не являлся, денежные средства не получал и не передавал.
Право собственности и правовой режим трехкомнатной квартиры подтверждается регистрацией права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ на Александрову Ю.И..
Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля Щ-й А.А. суду показал, что знает Матвеева И.В., вместе проработали 10 лет, и у них сложились дружеские отношения. У него была квартира, где проживала его теща, которая умерла в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он стал искать покупателя, чтобы продать эту квартиру. Данную квартиру продал Матвееву, и он выплачивал ему деньги частями. После выплаты всей суммы, оформили квартиру на гражданскую жену Матвеева. Сделку он не оспаривает.
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля А-ва Н.М. суду показала, что Матвеев И.В. гражданский муж её дочери Александровой Ю.И. и отец её внуков. После знакомства с Матвеевым, дочь проживала то дома, то у него. После рождения первого ребенка, вернувшись из роддома, переехала к Матвееву И.В. Своего жилья у нее не было, но, видимо, были задумки отобрать квартиру. Постоянно её дочь не работала, говорила, что не хочет регистрировать брак, так у неё квартира есть уже. Сейчас дочь и её не пускает, она приходила за внуком, и она её не пустила. Знает, что Матвеева И.В. также не пускает, когда тот приходит, она вызывает милицию, так как он не прописан в данной квартире. Сейчас её дочь проживает с другим мужчиной.
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля М-ва Н.Г. суду показала, что Матвеев И.В. является её родным сыном. В ДД.ММ.ГГГГ её сын развелся с законной женой. В ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что её сын купил квартиру. Она помогала ему по дому, приходила убиралась. В ДД.ММ.ГГГГ сын поставил перед фактом, сообщил, что у него родился сын. До этого не знала ничего, когда приходила, Александрову Ю.И. не видела. В ДД.ММ.ГГГГ Александрова выгнала её сына, и он проживал с ней. Они настаивали, чтобы сын оформил долю на себя, но тот сказал, что нет необходимости, так как с Александровой вместе проживают.
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля П-ко С.П. суду показала, что Матвеев И.В. в начале ДД.ММ.ГГГГ вместе с Александровой пришли к ним в офис в ООО «Риэлтерский центр» на <адрес>, где она работает риэлтором. Договор с ней заключила Александрова - договор по оформлению квартиры по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сделка была зарегистрирована в регистрационной палате. После совершения сделки Александрова дала ей расписку о том, что деньги она ей не передавала. Как выяснилось потом, они передали деньги на прямую Щербацкому.
В соответствии со ст. ст. 550, 551 ГК РФ договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ прошедшие государственную регистрацию в УФРС по РБ, а также выданное свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру на ответчика, - являются исчерпывающим основанием приобретения права собственности на спорную квартиру за ответчиком.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцом документы в обоснование личных вложений в приобретение квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, а именно договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также расписки о получении Щербацким А.А. денежных сумм, не могут являться доказательством приобретения общей собственности, так как между Матвеевым И.В. и Александровой Ю.И. отсутствуют письменные соглашения о совместном приобретении квартир по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в общую собственность.
Согласно ст.ст. 160, 162 ГК РФ сделки граждан должны совершаться в письменной форме, если сделка превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ, а в случаях установленных законом, независимо от суммы сделки.
Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания. Кроме того, сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации ст. 551 ГК РФ.
Довод истца о совместном проживании с ответчиком – и возникновения в связи с этим права общей долевой собственности суд также считает несостоятельным.
Так, согласно ч.2 ст.1 СК РФ, признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
В законном браке истец и ответчик не состояли, решения суда о нахождении сторон в фактических брачных отношениях в спорный период также не имеется.
Учитывая, отсутствие соглашения между истцом и ответчиком о приобретении квартиры в общую долевую собственность, совместное проживание не может наделять правом собственности и свидетельствовать о приобретении права собственности на квартиру истцом.
На основании изложенного суд полагает необходимым в удовлетворении иска Матвееву И.В.отказать, поскольку истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность заявленного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Матвеева И.В. к Александровой Ю.И. о признании права собственности и об определении доли в общей собственности на жилое помещение отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы РБ.
Председательствующий судья Ю.Ю. Троценко