№2-1231/2011 по иску Козловской Л.А. к ОАО `УЭЛЗ-Свет` о признаниии права собственности в порядке приватизации на жилое помещение



Дело № 2-1231/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.,

при секретаре Киреевой А.А.,

с участием истца Козловской Л.А.,

третьих лиц Козловского С.А., Козловского А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловской Л.А. к открытому акционерному обществу «Уфимский электроламповый завод – Свет» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

установил:

Козловская Л.А. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Уфимский электроламповый завод-Свет» (далее – ОАО «УЭЛЗ-Свет»), в котором просит признать за нею право собственности в порядке приватизации на комнату № дома № <адрес>.

Заявленные требования Козловская Л.А. мотивировала тем, что является ответственным квартиросъемщиком комнаты, общей площадью 11,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. По данному адресу совместно с нею с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают её супруг Козловский С.А. сын Козловский А.С.. Указанное жилое помещение было предоставлено в связи с работой в ОАО «УЭЛЗ-Свет». ДД.ММ.ГГГГ она направила заявление в адрес руководителя ОАО «УЭЛЗ-Свет» с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилого помещения, на что получила устный отказ, который, по мнению истца, нарушает жилищные права, вытекающие из действующего жилищного законодательства в связи с тем, что общежитие при приватизации предприятия, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, должно быть передано в муниципальную собственность.

В судебном заседании Козловская Л.А.. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «УЭЛЗ-Свет», представитель третьего лица Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщали и не просили об отложении дела. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Третьи лица Козловский С.А., Козловский А.С. в судебном заседании просили удовлетворить иск Козловской Л.А., пояснили, что в приватизации занимаемой комнаты № участвовать не желают, дают согласие на приватизацию комнаты Козловской Л.А.

Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Козловской Л.А. по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статьи 8 и 35 части 1 и 2).

Как предусмотрено п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан от 27 июля 1992 года № 552-р Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом разрешено осуществлять приватизацию Уфимского электролампового завода в соответствии с «Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ на 1992 года». План приватизации утвержден Председателем Госкомимущества РФ 7 апреля 1993 года.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1993 года № 1531-1 приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурного и природного наследия регулировалась иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О мерах по упорядочению процессов приватизации в Республике Башкортостан» от 17 декабря 1992 года № 6-2/511 Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом было предоставлено право принимать решение по объектам социальной инфраструктуры, находящимся на балансе приватизируемого предприятия, при этом предусмотрев включение их стоимости в уставный капитал приватизируемых предприятий.

На основании Плана приватизации, утвержденного председателем ГосКомитета РБ по управлению государственным имуществом от 29 марта 1993 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 декабря 2003 года сделана запись регистрации права собственности ОАО «УЭЛЗ-Свет» на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ применяется только к тем правоотношениям, которые регулируют вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений и пользованием ими в общежитиях, находящихся в собственности государства и муниципальных образований.

Установлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «УЭЛЗ-Свет».

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1998 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной связи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса Уфимского электролампового завода в 1993 году жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия, в нарушение действующего законодательства, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Вместе с тем, жилые помещения, переданные в уставный капитал акционерного общества с соблюдением требований закона, относятся к частному жилищному фонду. Поэтому, в случае вселения гражданина в такое жилое помещение, после включения дома, используемого в качестве общежития, в уставный капитал акционерного общества в соответствии с законом, между гражданином и акционерным обществом возникают договорные отношения, которые регулируется гражданским законодательством. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к данным отношениям не применяется.

Поскольку истец Козловская Л.А. вселилась в спорное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до включения в состав приватизируемого ОАО «УЭЛЗ-Свет» имущества, то приватизация общежития по адресу: <адрес>, передача его в собственность ответчика ОАО «УЭЛЗ-Свет» не может повлечь лишения ее права на бесплатную передачу жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Факт вселения Козловской Л.А. в комнату № в ДД.ММ.ГГГГ подтверждается ее заявлением в адрес руководства предприятия, содержащими резолюции о предоставлении комнаты в семейном общежитии по адресу <адрес>, а также справкой о составе семьи.

Таким образом, требование Козловской Л.А. о передаче ей в собственность комнаты № по адресу: <адрес>, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Козловской Л.А. удовлетворить.

Передать в собственность Козловской Л.А. в порядке приватизации комнату № по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья Ю.Ю. Троценко