дело № 2 – 1062/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
при секретаре Мухаметовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Ф.Р. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление социальной сферой» ОАО КПД о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Установил:
Н.Ф.Р. обратилась в суд с иском к О."У." ОАО КПД о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в котором просит признать право собственности на занимаемую истцом и членами ее семьи комнату, указывая, что является нанимателем комнаты, жилой площадью 12 кв м, общей площадью 16,8 кв м., расположенной по адресу: РБ, <адрес> ком. <адрес>, в доме переданному О."У." ОАО «КПД». Вместе с истцом в комнате проживают Н.И.И. – сын, Н.С.И. – дочь. Приватизация комнаты в установленном порядке невозможна, т.к. согласие на заключение договора социального найма с МУП УЖХ г.Уфы нет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Н.А.М.. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика - О."У." ОАО КПД не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Установлено, что жилое помещение, расположенное в 9-ти этажном здании по адресу: <адрес> корпус <адрес>, являлось государственной собственностью <адрес> и до 1992 года находилось на балансе Государственной строительной фирмы Крупнопанельного домостроения, использовалось в качестве общежития.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным, комитетом по управлению государственной собственностью <адрес> был утвержден План приватизации Государственной строительной фирмы Крупнопанельного домостроения.
Согласно Плану приватизации, общежитие, расположенное по адресу: <адрес> вошло в уставный капитал ОАО «КПД», что не допускалось Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1451-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которого при переходе государственного или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления».
В 2010 году жилая комната №, расположенная в названном ранее общежитии, была предоставлена О."К." Н.Ф.Р.
Истец Н.Ф.Р. фактически проживают в спорной жилой комнате и имеют право пользования указанным жилым помещением.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации: на федеральную собственность, государственную собственность республик в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объект] государственной собственности, указанные в приложении 3 к Постановлению, независим от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 1 Приложения 3 к вышеуказанному Постановлению установлено, что жилищный фонд, в том числе ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относится к объектам муниципальной собственности.
В силу названных норм действующего законодательства спорное жилое помещение установленном законом порядке должно было передано в муниципальную собственность <адрес>.
Как следует из представленных суду материалов, до настоящего времени ОАО «КПД в муниципальную собственность <адрес> здание общежития не передало.
Данное обстоятельство само по себе не может ограничивать право истца на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, поскольку, в соответствии с п. названного ранее Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, спорное жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, а в силу статьи 7 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ», соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждением, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Из смысла указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, так же, как и несвоевременное оформление передачи жилого помещения в муниципальную собственность ответчиками, не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления ответчиками указанных документов. В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 и 7 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за № от ДД.ММ.ГГГГ граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 18 названного Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Истец Н.Ф.Р. ранее не использовали свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья, что подтверждается справками, выданными ДД.ММ.ГГГГ Уфимским городским филиалом «Бюро технической инвентаризации <адрес>, справками выданными Уфимским городским филиалом «Бюро технической инвентаризации <адрес>, Буздякским территориальным участком Октябрьского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ, справками Управления Федеральной регистрационной службы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Изложенные обстоятельства влекут необходимость удовлетворения иска Н.Ф.Р. к О."К."», Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом по РБ о признании права собственности на жилое помещение № <адрес> в <адрес> в порядке приватизации согласно Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за Н.Ф.Р. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> корпус <адрес> в равных долях по 1/3 доле за каждым.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Н.Ф.Р. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> корпус <адрес>, по 1/3 доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы.
Судья Г.Р. Кулова