2-1469/2011 Башприродоохранный прокурор к ООО `АЗС УНП` ОАО НУНПЗ` об обязании разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 г. г. Уфа

Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан

в составе:

председательствующего судьи Батршиной Ю. А.

при секретаре Тимербулатовой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АЗС УПН» об обязывании разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух получении разрешения на выброс в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к «АЗС УПН» об обязывании разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух получении разрешения на выброс в атмосферный воздух, указывая следующее.

Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с п. 7 Плана работы прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании со стороны ООО «АЗС УНП» при эксплуатации контейнерных автозаправочных станций (далее - КАЗС), расположенных по следующим адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>, напротив здания <адрес> (кадастровый номер <данные изъяты>), <адрес>

В ходе проверки установлено, что по указанным адресам ООО «АЗС УНП» осуществляет деятельность по розничной торговле моторного топлива: <данные изъяты>, которые состоят из наземных горизонтальных одностенных резервуаров собранных на одной раме с топливораздаточными колонками и приемными насосами.

Согласно «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2002), введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333» автозаправочная станция является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха.

Пунктом 18.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 установлено, что основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются: 1) резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - "большие и малые дыхания"); 2) топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей); 3) объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации); 4) аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС; 5) неплотности технологического оборудования и коммуникаций;6) вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС; 7) отходы при очистке резервуаров.

При этом проекты нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятием не разработаны, отсутствуют разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Факты указанных нарушений подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «АЗС УНП» по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и другими материалами дела.

Для дальнейшего осуществления деятельности ответчик обязан разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс на основании следующего.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

На территории Республики Башкортостан таким территориальным подразделением является Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан.

Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В связи с тем, что у ответчика отсутствует разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешения на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью «АЗС УНП» разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвердить их в Управлении Росприроднадзора по РБ. получить разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (<данные изъяты>), <адрес>

В судебном заседании Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Халиуллин Р.А. исковые требования поддержал, просит удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «АЗС УПН» Куликов М.В., доверенность №, требования, заявленные истцом, признал.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Конвенцией от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно ст. 41, 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «АЗС УНП» полностью признал исковые требования истца, что отмечено в протоколе судебного заседания и подписано представителем ответчика. Положения ст. 39 и 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны, что также занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно требованиям ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АЗС УНП» об обязывании разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух получении разрешения на выброс в атмосферный воздух удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АЗС УНП» разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвердить их в Управлении Росприроднадзора по РБ. получить разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных по следующим адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> (<данные изъяты>), <адрес>

Взыскать с ООО «АЗС УНП» в федеральный бюджет госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Ю.А. Батршина