2-295/2011 Шаймуратов РР, Шаймуратова ИВ, Козловский АВ, Козловская АР, Козловский ИА, Баймухаметов ВТ, Баймухаметова З.Ф., Баймухаметова ЭВ к Администрации ГО о признании отказа в реконструкции и сноса жилого помещения незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011г.

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ в составе председательствующего судьи Батршиной Ю.А.,

при секретаре Хохловой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаймуратова Р.Р., Шаймуратовой И.В., Козловского А.В., Козловской А.Р., Козловского И.А., Баймухаметова В.Т., Баймухаметовой З.Ф., Баймухаметовой Э.В. к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании отказа в сносе и реконструкции жилого дома незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Шаймуратова Р.Р., Шаймуратова И.В., Козловский А.В., Козловская А.Р., Козловский И.А., Баймухаметов В.Т., Баймухаметова З.Ф., Баймухаметова Э.В. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, которым просили признать отказ Администрации ГО г. Уфа РБ в осуществлении сноса аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным и обязать ответчика разрешить снос; установить разумный срок не менее двадцати четырех месяцев для осуществления сноса аварийного дома с последующей его реконструкцией путем строительства нового жилого дома; установить срок не менее шести месяцев для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, оформления градостроительного плана земельного участка и других необходимых документов в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство на земельном участке, расположенном на месте <адрес>; признать незаконным постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в части земельного участка по адресу: <адрес>; признать незаконным постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений и расселении граждан в части жилых помещений - квартир <адрес> <адрес>; обязать ответчика приостановить выдачу разрешительной документации (разрешение на строительство) на месте расположения <адрес>.

В обоснование своих требований истцы указали на то, что Шаймуратова Р.Р., Шаймуратова И.В. являются собственниками комнаты № <адрес>; Козловский А.В., Козловская А.Р., Козловский И.А. являются собственниками комнаты № <адрес>; Баймухаметов В.Т., Баймухаметова З.Ф., Баймухаметова Э.В. являются собственниками комнаты № <адрес>.

Согласно постановлению главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В конце февраля 2010г. истцами были получены требования о реконструкции или сносе указанного дома в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ от СМУ «Центр недвижимости» г. Уфы, действующего от имени и по поручению Администрации ГО г. Уфа РБ.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в СМУ «Центр недвижимости» г. Уфы с заявлением о готовности в разумные сроки произвести снос аварийного дома с последующим строительством на его месте высотного дома. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о выдаче разрешения на проектирование и строительство жилого высотного дома по адресу: <адрес>.

Администрация ГО г. Уфа РБ отказала в сносе аварийного дома и строительстве нового высотного дома.

Впоследствии истцы уточнили заявленные исковые требования, просили признать отказ Администрации ГО г. Уфа РБ в предоставлении разумного времени для осуществления сноса аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным и обязать ответчика разрешить снос; установить разумный срок не менее одного года для осуществления сноса аварийного дома с последующей его реконструкцией путем строительства нового жилого дома; признать незаконным постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в части земельного участка по адресу: <адрес>; признать незаконным постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений и расселении граждан в части жилых помещений - квартир <адрес>; обязать ответчика приостановить выдачу разрешительной документации (разрешение на строительство) на месте расположения <адрес>

В судебное заседание истцы Шаймуратова Р.Р., Шаймуратова И.В., Козловский А.В., Козловская А.Р., Козловский И.А., Баймухаметов В.Т., Баймухаметова З.Ф., Баймухаметова Э.В, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом судебными повестками. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители истцов Габделхаков И.А., Ямалтдинов Р.Р., действующие на основании соответствующих нотариальных доверенностей, имеющихся в деле, исковое заявление с учетом сделанных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержали. В ходе судебного заседания пояснили, что истцы после получения требований о сносе или реконструкции аварийного дома обратились с заявлениями, которыми выразили согласие на реконструкцию дома и просили выдать разрешение на строительство нового высотного дома, однако им незаконно было отказано в выполнении указанных действий. В связи с незаконностью отказа также считают постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в части земельного участка по адресу: <адрес>, а также постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений и расселении граждан в части жилых помещений - квартир <адрес> незаконными.

Пояснили, что истцы как своими силами и за свой счет, так и силами и средствами привлеченного инвестора, намерены осуществить снос <адрес>, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и ст. 36 З К РФ оформить право общей долевой собственности на земельный участок, с последующим оформлением градостроительного плана земельного участка и других документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, непосредственно осуществить строительство на месте аварийного дома нового высотного дома.

Указали, что согласно Постановлению Правительства РБ № 151 от 13.05.2008г. «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008г.» разумный срок для сноса аварийных многоквартирных домов собственниками помещений в таких домах устанавливаются отдельными правовыми актами органов местного самоуправления. Более того, п. 8 указанного постановления предусмотрено, что при установлении продолжительности разумных сроков для сноса признанных аварийными многоквартирных домов собственниками помещений, следует исходить из процентного соотношения собственников, проголосовавших на проведенных собраниях за самостоятельный снос либо против сноса аварийного дома, ну а в целом 1 год.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, третьего лица СМУ «Центр недвижимости» г. Уфы Жуков П.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения.

В ходе судебного заседания пояснил, что к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию и строительство нового дома не были приложены документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, с заявлением об установлении разумного срока для выполнения требований истцы не обращались, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Требования о сносе или реконструкции <адрес> истцами исполнены в установленные сроки не были, в связи с чем у Администрации ГО г. Уфа РБ возникло право на принятие оспариваемых постановлений об изъятии земельного участка и жилых помещений.

Представитель третьего лица ГУП «ФЖС РБ» Фролова Г.Д., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что заявленные исковые требования не затрагивают права и законные интересы ГУП «ФЖС РБ», в связи с чем принятие решения оставила на усмотрение суда.

Представитель Органа опеки и попечительства Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ Литвинова Ю.В., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом прав несовершеннолетних.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, третьего лица СМУ «Центр недвижимости» г. Уфы Жуков П.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения.

В ходе судебного заседания пояснил, что к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию и строительство нового дома не были приложены документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, с заявлением об установлении разумного срока для выполнения требований истцы не обращались, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Требования о сносе или реконструкции <адрес> истцами исполнены в установленные сроки не были, в связи с чем у Администрации ГО г. Уфа РБ возникло право на принятие оспариваемых постановлений об изъятии земельного участка и жилых помещений.

В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из девяти квартир, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилую площадь <данные изъяты> кв.м., что подтверждается Техническим паспортом жилого здания (строения) Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ Уфимский городской филиал.

Шаймуратова Р.Р., Шаймуратова И.В. являются собственниками комнаты № <адрес>.

Козловский А.В., Козловская А.Р., Козловский И.А. являются собственниками комнаты № <адрес>.

Баймухаметов В.Т., Баймухаметова З.Ф., Баймухаметова Э.В. являются собственниками комнаты № <адрес>.

Право собственности истцов на указанные жилые помещения подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права, имеющимися в деле.

Остальные жилые помещения в указанном доме находятся в собственности Муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права и Выпиской из реестра муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, договорами социального найма.

Согласно постановлению главы Администрации городского округа город Уфа «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции дома в разумный срок.

СМУ «Центр недвижимости» г. Уфы, действующее по поручению и от имени Администрации ГО г. Уфа РБ в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ направило истцам требования осуществить снос или реконструкцию жилого дома по адресу: РБ, <адрес>, и установило разумный срок продолжительностью тридцать дней для выполнения указанных требований.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являющимся органом управления многоквартирным домом, в том числе относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, указанным в п.п. 1 - 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ (в том числе о реконструкции дома), принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Суду не представлено доказательств проведения общего собрания собственников жилых помещений <адрес> в соответствии с указанными нормами жилищного законодательства и принятия таким собранием в соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения о реконструкции <адрес>, его сносе и строительстве нового дома.

Принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ решение о сносе <адрес> с последующим строительством на его месте высотного дома не соответствует требованиям ст. 45 ЖК РФ, поскольку Администрация ГО г. Уфа РБ в указанном собрании участия не принимала, о дате его проведения извещена не была.

Вместе с тем истцы обратились с письменным заявлением в Администрацию ГО г. Уфа РБ о выдаче разрешения на проектирование и строительство жилого высотного дома на месте аварийного.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 ГК РФ в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Ни один из указанных документов истцами приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство не был.

В ходе судебного разбирательства указанные документы истцами также не представлены.

Таким образом, в соответствии с п. 13 ст. 51 ГК РФ оснований для выдачи истцам разрешения на реконструкцию или снос аварийного дома и строительство нового высотного дома не имеется, в связи с чем суд считает отказ Администрации ГО г. Уфа РБ обоснованным и правомерным.

В установленный срок и по настоящее время истцы требования о реконструкции или сносе аварийного дома не исполнили, протокол общего собрания собственников жилых помещений с принятым решением о реконструкции или сносе дома в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ не направили. Требования о реконструкции или сносе жилого дома истцами в установленном законом порядке не обжалованы.

Истцы также не представили доказательств оспаривания установленного требованием тридцатидневного срока на его исполнение, не представили доказательств обращения с заявлением об установлении какого-либо другого срока.

Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в случае невыполнения собственником требования о реконструкции или сносе жилого дома в установленный таким требованием разумный срок, земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме в порядке, установленном п.п. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.

В связи с этим в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ были приняты обжалуемые постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, для муниципальных нужд и постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений, расположенных в доме по адресу: РБ, <адрес>, путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, постановления главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ приняты в установленном действующим законодательством порядке и отвечают его требованиям.

Суд также считает несостоятельной ссылку истцов в обоснование своих требований на Постановление Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008г.».

Пунктом 1 рекомендаций, утвержденных указанным постановлением, установлено, что рекомендации определяют порядок включения многоквартирных домов в прилагаемый к заявке муниципального образования Республики Башкортостан на участие в адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год (далее - Программа) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Республики Башкортостан и признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жители которых подлежат переселению в рамках Программы (далее - перечень).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) и частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в перечень включаются многоквартирные дома:

а) признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

б) собственники помещений в которых в установленный органом местного самоуправления срок не осуществили снос или реконструкцию признанного аварийным дома.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций в перечень не могут включаться многоквартирные дома:

а) не признанные аварийными и подлежащими сносу;

б) признанные аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ;

в) признанные аварийными и подлежащими сносу не в установленном порядке;

г) признанные аварийными и подлежащими сносу не в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Таким образом, положения указанного постановления не могут применяться в отношении <адрес>, поскольку последний признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, указанное постановление носит рекомендательный характер.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шаймуратова Р.Р., Шаймуратовой И.В., Козловского А.В., Козловской А.Р., Козловского И.А., Баймухаметова В.Т., Баймухаметовой З.Ф., Баймухаметовой Э.В. к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании отказа Администрации ГО г. Уфа РБ в предоставлении разумного времени для осуществления сноса аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным и обязывании ответчика разрешить снос; установлении разумного срока не менее одного года для осуществления сноса аварийного дома с последующей его реконструкцией путем строительства нового жилого дома; признании незаконным постановления главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в части земельного участка по адресу: <адрес>; признании незаконным постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений и расселении граждан в части жилых помещений - квартир <адрес> <адрес>; обязывании ответчика приостановить выдачу разрешительной документации (разрешения на строительство) на месте расположения <адрес> отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Ю.А. Батршина.,