дело № 2-1365/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю., с участием прокурора Шарафутдиновой З.К., ответчика Аскаровой Ф.А., представителя ответчика Аскаровой Ф.А. по доверенности № 333 от 22 января 2010 года Алексанян А.К., при секретаре Сайфуллиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г. об изъятии путем выкупа жилого помещения в аварийном многоквартирном доме, по встречному иску Аскаровой Фильзии Аслямовны, Аскаровой Алии Галиакбаровны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация города) обратилась в суд с иском к Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г., в котором просит: - изъять у Аскаровой Ф.А. в собственность муниципального образования городского округ город Уфа РБ принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, с уплатой выкупной цены в размере № руб.; - прекратить право собственности Аскаровой Ф.А. на жилое помещение по адресу: <адрес> в связи с изъятием указанного жилого помещения; - выселить Аскарову Ф.А., Аскарову А.Г. из жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с изъятием указанного жилого помещения. Заявленные требования Администрация города мотивировала тем, что Аскарова Ф.А. является собственником жилого помещения – комнаты №, расположенной в <адрес>. В указанном помещении также состоит на регистрационном учете Аскарова А.Г., не являющаяся собственником жилья. Согласно Постановлению главы Администрации города «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ, Специализированное муниципальное учреждение «Центр недвижимости» ГО г.Уфа РБ, действующее по поручению и от имени Администрации города на основании Постановления главы Администрации города № 649 от 11 февраля 2010 года, направило собственнику требование осуществить снос или реконструкцию жилого <адрес>, и установило разумный срок продолжительностью тридцать дней для выполнения указанного требования. Аскарова Ф.А. в установленный срок не осуществила снос или реконструкцию указанного жилого дома, поэтому согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ, в случае невыполнения собственником требования о реконструкции или сносе жилого дома в установленный таким требованием разумный срок, земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме в порядке, установленном п.п. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой закона Администрацией города было принято постановление № 1644 от 6 апреля 2010 года об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд и постановление № 2194 от 29 апреля 2010 года об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1, путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Собственнику было предложено заключить договор об изъятии жилого помещения путем выкупа с уплатой выкупной цены в размере № руб., что подтверждается письмом СМУ «Центр недвижимости» № 1542-1 от 25 августа 2010 года. Собственник Аскарова Ф.А. согласия на заключение договора об изъятии жилого помещения путем выкупа на предложенных условиях не выразила. Поскольку соглашение о выкупе жилого помещения не достигнуто, то, по мнению Администрации города, она вправе на основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ обратиться в суд с иском к Аскаровой Ф.А. о выкупе жилого помещения и выселении ее и Аскаровой А.Г. из жилого помещения в связи с его изъятием. Возражая против удовлетворения исковых требований Администрации города, Аскарова Ф.А. и Аскарова А.Г. обратились со встречным иском (л.д.75-76), которое принято определением суда от 18 января 2011 года, и просят: - обязать Администрацию города взамен изымаемого жилого помещения – комнаты площадью 14,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>1, предоставить им по договору социального найма жилое помещение – квартиру общей площадью не менее 28 кв.м. в черте г.Уфы. В обоснование встречных исковых требований Аскарова Ф.А. и Аскарова А.Г. указали, что на основании ст. 51 ЖК РФ они признаны малоимущими и распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ № 635 от 19 июня 2008 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с момента признания их дома аварийным и подлежащим сносу у Администрации города возникла обязанность по предоставлению им жилого помещения по норме предоставления вне очереди. Комнату по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. Следовательно, при изъятии жилого помещения в связи с аварийностью жилого дома, им должно быть предоставлено отдельное жилое помещение (квартира) по норме предоставления от 14 до 18 кв.м., то есть не менее 28 кв.м. Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ от 2 февраля 2011 года исковые требования Администрации города удовлетворены: у Аскаровой Ф.А. изъято в собственность муниципального образования городской округ г.Уфа РБ принадлежащей ей на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> с уплатой выкупной цены в размере № руб., а также № руб. за долю в общей собственности, всего № руб. Прекращено право собственности Аскаровой Ф.А. на жилое помещение по адресу: <адрес> в связи с изъятием указанного жилого помещения. Аскарова Ф.А. и Аскарова А.Г. выселены из жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с изъятием указанного жилого помещения. Встречный иск Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г. об обязании Администрацию города предоставить жилое помещение по договору социального найма не менее 28 кв.м. в черте г.Уфы оставлено без рассмотрения, рекомендовано обратиться в Октябрьский районный суд г.Уфы РБ по месту нахождения ответчика – Администрации города. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 10 марта 2011 года решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от 2 февраля 2011 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. При этом, как отмечено в кассационном определении Верховного суда РБ при разрешении возникшего между сторонами спора суд отказал во включение в сумму выкупной цены стоимости доли земельного участка, на котором расположен многоквартирных дом, со ссылкой на то, что у Аскаровой Ф.А. право собственности на земельный участок отсутствует, что противоречит материалам дела и действующему законодательству. Также для суда отсутствовали основания для оставления встречного иска Аскаровых без рассмотрения. В судебное заседание представитель истца – Администрации города не явился по вторичному вызову, а ответчики Аскаровы не требовали рассмотрения иска Администрации города об изъятии жилого помещения в многоквартирном жилом доме путем выкупа по существу. В связи с чем, на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ судом вынесение определение об оставлении иска Администрации города к Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г. об изъятии жилого помещения в аварийном многоквартирном доме путем выкупа без рассмотрения. Оставление первоначального иска Администрации города без рассмотрения не освобождает суд от обязанности рассмотреть встречные исковые требования Аскаровых о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по которым Администрация города выступает ответчиком. В судебном заседании Аскарова Ф.А. и ее представитель по доверенности Алексанян А.К. встречные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по доводам, изложенным во встречном иске. Полагают, что на основании ст. 57 ЖК РФ Аскаровым должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, поскольку они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения. На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Применение ст. 57 ЖК РФ не исключается и при решении вопроса об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ. Аскарова А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ ответчик - истец вправе просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие, и в данном случае у суда отсутствует возможность признать обязательным участие Аскаровой А.Г. в судебном заседании. Об изменении своего отношения к личному участию в судебном разбирательстве Аскарова А.Г. суду заблаговременно не сообщала, в связи с чем, препятствий для рассмотрения дела в ее отсутствие не имеется. Представитель Администрации города в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Принимая во внимание повторную ничем неоправданную неявку представителя Администрации города суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Выслушав объяснения ответчика Аскаровой Ф.А. и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Аскаровой Ф.А. и Аскаровой А.Г. по следующим основаниям. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключая случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В соответствии с п. 1 п. 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Таким образом, при доказанности фактов признания семьи Аскаровых малоимущими, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и проживания Аскаровых в жилом помещении признанном в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащем, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Что касается ст. 32 ЖК РФ, на которой были основаны первоначальные требования Администрации города, которые определение суда оставлены без рассмотрения, то данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает требования ст. 57 ЖК РФ предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что Аскарова Ф.А. является собственником жилого помещения – комнаты № площадью 14,6 кв.м. в <адрес> в порядке Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», на основании Свидетельства о государственной регистрации права серия 04 АВ № 093659 от 27 июля 2009 года. В жилом помещении также зарегистрирована по месту жительства и проживает дочь собственника – Аскарова А.Г. Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы» № 435 от 6 декабря 2008 года в целях ликвидации аварийного жилищного фонда в Республике Башкортостан утверждена прилагаемая к этому постановлению Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Башкортостан. В Перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, являющийся Приложением № 1 к адресной Программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан на 2008 года включен и жилой дом <адрес> г.Уфы, принадлежащий к муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Постановлением № 664 от 12 февраля 2010 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ от 19 июня 2008 года № 635-р семья Аскаровой Ф.А. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно справке № 10 от 14 января 2011 года семья Аскаровых состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма на основании решения жилищной комиссии, утвержденного выше указанным распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ. Таким образом, у Аскаровой Ф.А. и членов ее семьи – дочери Аскаровой А.Г. возникло право на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ. Сделанный судом вывод в полной мере соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 октября 2009 года № 44-В09-41, которым констатировано возникновение у собственника в аналогичной рассматриваемой судом настоящей ситуации права на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ. При этом следует отметить, что ст. 32 ЖК РФ к возникшим правоотношениям не применима, и разрешая встречные требования Аскаровых у суда нет оснований для того, чтобы обязать Администрацию города обязать предоставить им жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого, поскольку указанная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Согласно приведенной нормы предоставление другого жилого помещения собственнику взамен изымаемого возможно при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, тогда как в соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ правовым основанием для предоставления Аскаровым жилого помещения по договору социального найма являются иные и выше указанные основания. В то же время следует указать, что применяя положения ч. 8 ст.32 ЖК РФ, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Однако при решении вопроса о предоставлении Аскаровым жилого помещения по договору социального найма, по основаниям, которые предусмотрены п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ мнение органа местного самоуправления о предоставлении им жилого помещения не должно учитываться, поскольку в силу закона на него возложена обязанность внеочередного предоставления Аскаровым жилого помещения по договору социального найма без зачета его стоимости в выкупную цену. Части 5-6 ст. 57 ЖК РФ определяют, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 настоящего Кодекса, то есть при решении вопроса о вселении в освободившееся жилое помещение коммунальной квартиры граждан, указанных в частях 1-3 ст. 59 ЖК РФ. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года № 12/22 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, изложенное влечет необходимость удовлетворение требований Аскаровой Ф.А. и Аскаровой А.Г. об обязательстве Администрации города предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы в виде отдельного жилого помещения – квартиры общей площадью не менее 28 кв.м. В силу объективных причин – не представления истцом сведений о наличии у него свободных жилых помещений, которые были затребованы судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, что отражено в протоколе подготовки от 22 апреля 2011 года, суд лишен возможности при удовлетворении требований Аскаровых об обязательстве Администрацию города предоставить жилое помещение вне очереди по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, указать конкретное благоустроенное жилое помещение, подлежащее предоставлению Аскаровым, что не может повлечь для них отказ в удовлетворении указанной части требований. Заявление Аскаровых о взыскании с Администрации города их расходов на оплату услуг представителя в размере по № руб., на основании ст. 100 ГПК РФ, не может быть удовлетворено судом, поскольку не представлены доказательства – платежные документы, подтверждающие несение ими расходов по оплате услуг представителя. Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение - квартиру общей площадью не менее 28,0 кв.м., в черте г.Уфы. В удовлетворении требований Аскаровой Ф.А., Аскаровой А.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд. Судья: О.Ю.Кривцова