Дело №2-1950/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2011г. Орджоникидзевский райсуд г. Уфы Республики Башкортостан В составе федерального судьи Попеновой Т.В. При секретаре Рузанове А.М. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирмашева Х.З., Ирмашевой Н.Р,, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ирмашева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ. рождения и Ирмашева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения к ОАО УЭЛЗ «Свет», администрации городского округа город Уфа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности, У С Т А Н О В И Л: Ирмашев Х.З., Ирмашева Н.Р,, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ирмашева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Ирмашева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения обратились в суд с иском к ОАО УЭЛЗ «Свет», администрации городского округа город Уфа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности, указывая на следующее. В связи с трудовыми отношениями Ирмашевой Н.Л., была предоставлена комната №, жилой площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> в г. Уфе. На занимаемое жилое помещение был открыт лицевой счет, заменивший договор найма. Со дня фактического заселения и по настоящее время комната не укомплектована мебелью, постельными принадлежностями. Все имущество, находящееся в жилом помещении, принадлежит истцам на праве собственности. Занимаемое помещение представляет собой отдельную комнату с коридором и санузлом. За все время проживания ни разу в комнате ремонт силами Ответчика не изводился. Ремонт истцы производят сами с использованием личных денежных средств. Отказ ответчика от заключения договора социального найма жилого помещения, предоставленного в порядке улучшения жилищных условий, в доме, являющимся государственной собственностью, нарушают их жилищные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно лишает права вселения в занимаемое жилищное помещение других граждан, включая членов семьи; право выбора места жительства путем обмена квартиры, и предусмотренного Законом права гражданина Российской Федерации принятия указанной квартиры в собственность путем приватизации. Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 да № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке. На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ОАО УЭЛЗ Свет» обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность. Согласно п.2 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Пербурга и муниципальную собственность объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). П.1 Приложения 3 к вышеуказанному Постановлению установлено, что жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности, об этом же указано в Указе ПВС РБ № 6-2/264 от 04.06.1992 г. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности, до момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр и перечень, Суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1,2, 3 к Установлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых опросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Решениями Орджоникидзевского районного Суда г.Уфы в 2007-2008 годах и Кассационным определением Верховного Суда РБ (по делу Ирмашевой Н.З.) установлено, что здания общежитий являются объектом муниципальной собственности непосредственно в силу Положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, поэтому они рассматриваются как объекты муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке. Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от 20.05.2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и Муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов Местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам (социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до 1.03.2005г. Однако в нарушение действующего законодательства истица до настоящего времени не может приватизировать свое жилье. Своим письмом Министерство имущественных и земельных отношений РБ ответило, что объект недвижимости <адрес> в г.Уфе значится в реестре государственного имущества в муниципальную собственность не передан, поэтому не может им быть отчуждено. Дом находится в хозяйственном ведении ОАО УЭЛЗ «Свет». На основании изложенного, просят признать за Ирмашевой Н.Л. , Ирмашевым Х.З., Ирмашевым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ирмашевым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности в порядке приватизации на жилую площадь 11,0 кв.м. в комнате №, <адрес> в г.Уфе, no 1/4 доли каждому. Истцы Ирмашев З.З., Ирмашева Н.Л., в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия. Представитель Ирмашевой Н.Л., Ирмашева Х.З. – Антонова – Нешина Л.П., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «УЭЛЗ «Свет» - Шкитин А.Ф., действующий по доверенности без № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал и показал, что при преобразовании Уфимского электролампового завода в Акционерное общество общежития по адресу: <адрес> были включены в план приватизации, утвержденный Госкомимуществом, согласован Фондом имущества РБ, главой Администрацией Орджоникидзевского района г. Уфы и трудовым коллективом предприятия. Указанные общежития были включены в план приватизации, так как построен за счет собственных средств, имеется Решение Исполкома Уфимского городского совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию общежития на 183 места». Заказчиком строительства выступил Уфимский электроламповый завод. Поэтому общежитие осталось в собственности завода. Указанные общежития находятся в собственности ОАО УЭЛЗ «Свет», а по действующему законодательству приватизации подлежат только жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. На сегодняшний день ОАО «УЭЛЗ – Свет» признано несостоятельным (банкротом). В отношении ОАО «УЭЛЗ –Свет» открыто конкурсное производство. Представитель Минземимущества РБ в суд не явился, надлежащим образом о дне и времени слушания дела был извещен. Представитель Администрации го г. Уфа в суд не явился, надлежащим образом о дне и времени слушания дела был извещен. Представитель третьего лица ОАО «Промсвязьбанк» в суд не явился, надлежащим образом о дне и времени слушания дела был извещен. С учетом мнения явившихся лиц, надлежащего извещения представителей Минземимущества, Администрации го г. Уфа, ОАО «Промсвязьбанк» суд приходит к выводу о возможном рассмотрении дела без их участия. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан от 27.07.1992г. №552-р Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом разрешено осуществить приватизацию Уфимского электролампового завода в соответствии с «Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РБ на 1992г.». План приватизации утвержден Председателем Госкомимущества РБ 07.04.1993г. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991г. №1531-1 приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурного и природного наследия регулировалась иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О мерах по упорядочению процессов приватизации в Республике Башкортостан» от 17.12.1992г. №6-2/511 Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом было предоставлено право принимать решение по объектам социальной инфраструктуры, находящимся на балансе приватизируемого предприятия, при этом предусмотрев включение их стоимости в уставный капитал приватизируемых предприятий. На основании Плана приватизации, утвержденного председателем Гос. Комитета РБ по управлению государственным имуществом №б/н от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации права собственности ОАО УЭЛЗ «Свет» на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска о признании права на приватизацию, истцы указывают и просят применить последствия ничтожной сделки приватизации, заключенной в ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО УЭЛЗ «Свет» и Министерством имущественных отношений. В ходе рассмотрения дела было установлено, что ФИО3 была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>. По мнению суда, здание общежития включено в уставный капитал общества ОАО УЭЛЗ «Свет» в нарушение пункта 5 статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N8. Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 04.07.1991 (с изменениями от 23.12.1992). Поскольку сделка приватизации в части включения здания общежития в уставный капитал общества ОАО УЭЛЗ «Свет» не соответствовала требованиям закона, она является ничтожной и в соответствии со ст. 168 ГК РФ недействительна с момента ее совершения, следовательно не порождает юридических последствий. Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, - жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Правительство Российской Федерации приняло постановление "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" от 7 марта 1995 года N 235. Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность. В соответствии с пунктом 2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в пункте 2 Положения. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом. Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов. Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления). Здание общежития по <адрес>, является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке. На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ОАО УЭЛЗ «Свет» обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность. Нарушение закона ответчиком не должно, повлиять на жилищные права истцов. На комнату №, расположенную по адресу: <адрес> был открыт лицевой счет, количество зарегистрированных человек – <данные изъяты>. Таким образом, факт владения и пользования истцами спорным жилым помещением на законных основаниях, не оспаривался ответчиками. Основания, предусмотренных ЖК РФ, для выселения истцов без предоставления другого жилого помещения ответчиком не заявлены. Статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до 1.03.2005г. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Реестр госимущества РБ общежитие, расположенное по адресу: <адрес> не заявлено. Установлено, что истцами право на передачу жилья в собственность в порядке приватизации использовано не было. Ходатайства о применении пропуска срока исковой давности от представителя ОАО «УЭЛЗ – Свет» не поступало. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании за истцами права собственности на комнату №, по адресу: <адрес> в порядке приватизации. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е ШИ Л: Признать за Ирмашевой Н.Л,, Ирмашевым Х.З., Ирмашевым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ирмашевым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности в порядке приватизации на жилую площадь <данные изъяты> кв.м. в комнате №, <адрес> в г.Уфе, пo 1/4 доли каждому. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы. Судья: Т.В. Попенова