№ 2-2069/2011 г. по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края к ООО `Уфанефтемаркетплюс` о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества



Дело № 2-2069/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан Шарафутдиновой З.К., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Киреевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уфанефтемаркетплюс» о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Уфанефтемаркетплюс» о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указав на то, что прокуратурой Чернушинского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чернушинского района совместно со специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в присутствии государственного инспектора дорожного надзора ОВД по Чернушинскому муниципальному району проведено санитарно-эпидемиологическое обследование места розлива дизтоплива в объеме 3 куб. метров на площади 10 кв.метров в 4 км от г.Чернушка Пермского края с право стороны а/д Чернушка-Тюш. Изучение копий представленных документов показало, что ДД.ММ.ГГГГ по пути следования автомобиля КамАЗ регион и прицепа-цистерны гос. регион, принадлежащих ООО «Уфанефтемаркетплюс», при реализации договора транспортной экспедиции дизельного топлива от ДД.ММ.ГГГГ, произошло дорожно-транспортное происшествие. В результате опрокидывания автомобиля КамАЗ регион и прицепа-цистерны гос. регион, принадлежащих ООО «Уфанефтемаркетплюс» произошла утечка дизельного топлива в объеме 3 куб метра на площади 10 кв. метров. Санитарно-эпидемиологическое обследование указанного места ДТП показало, что ООО «Уфанефтемаркетплюс» мероприятия по ликвидации последствий розлива дизельного топлива не проведены. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Уфанефтемаркетплюс» в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, произвести мероприятия по ликвидации последствий розлива дизельного топлива в объеме 3 куб. метров на площади 10 кв. метров в 4 км от г.Чернушка Пермского края, нейтрализовать места розлива дизельного топлива с последующим восстановлением почвы.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Шарафутдинова З.К. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ООО “Уфанефтемаркетплюс», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указал, что мероприятия по ликвидации последствий розлива дизельного топлива были произведены. Для ликвидации последствий розлива дизельного топлива была задействована техника Филиала ООО «АРГОС» -ЧУРС, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ Затраты, которые понесло Филиал ООО «АРГОС»-ЧУРС для ликвидации последствий разлива в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., были оплачены ООО «Уфанефтемаркет плюс» платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Место разлива дизельного топлива было обследовано специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и так как место разлива является элементом автодороги Чернушка-Тюш (согласно справки о ДТП ГИБДД по Чернушинскому району Пермского края РФ), а не зоной санитарной охраны водозабора г.Чернушка (как утверждает в исковом заявлении Прокурор Чернушинского района Пермского края РФ) вред здоровью человека не причинен и угрозы возникновения-распространения инфекционных заболеваний нет. Именно, потому что вред здоровью человека не причинен, загрязненный участок не является пастбищем и местом обитания диких животных, земля не используется в сельском хозяйстве, является элементом дороги Чернушка-Тюш ОВД по Чернушинскому МР Пермского края по факту разлива было вынесено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Учитывая мнение представителя истца и на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав участвующего в деле прокурора, огласив письменные пояснения ответчика, исследовав материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уфанефтемаркетплюс» о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества подлежат удовлетворению.

Согласно требованиям ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемический надзор;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, включая проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе работы;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников, в том числе при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.

В соответствии с п.п. 8.4.4, 8.9 Санитарных Правил для нефтяной промышленности № 4156-86 от 15.10.1986 года обо всех случаях аварий, повлекших к загрязнению объектов окружающей среды, производственные объединения и предприятия должны немедленно информировать местные органы государственного санитарного надзора, нефтяные продукты, разлитые при авариях, необходимо откачивать в емкости, а места розлива нейтрализовать с последующим восстановлением почвы.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс сточных вод в черте населенных пунктов, в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В соответствии с п.1.156 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО-владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Уфанефтемаркетплюс» и ООО «Башнефть-Уфа» заключили договор транспортной экспедиции.

Изучение копий представленных документов показало, что ДД.ММ.ГГГГ по пути следования автомобиля КамАЗ регион и прицепа-цистерны гос. регион, принадлежащих ООО «Уфанефтемаркетплюс», при реализации договора транспортной экспедиции дизельного топлива от ДД.ММ.ГГГГ, произошло дорожно-транспортное происшествие.

Из заключения комиссии филиала «АРГОС»-ЧУРС (акт от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в результате приема дизельного топлива по счетчику принято 19503 литра (16,500 тонн). Недостача составила 3803 литра (3,217 тонн) дизельного топлива. Комиссия считает, что недостача дизельного топлива произошла, при опрокидывании автомобиля с прицепом-цистерной произошла утечка дизельного топлива.

Из доклада об обстановке на территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 24 минуты ДД.ММ.ГГГГ в оперативную дежурную смену ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Пермскому краю» от диспетчера ЕДДС Чернушинского района поступило сообщение о том, что в 4 км от г.Чернушка произошел съезд в кювет автоцистерны, перевозящей дизельное топлива в объеме 23 куб.м. водитель а/м КАМАЗ регион с прицепом г/н регион, принадлежащий «УфаНефтеМаркет», перевозил дизтопливо в ООО ЧУРС в Чернушинском муниципальном районе, допустил съезд транспортного средства на обочину. В результате съезда и наклона произошел розлив дизтоплива в объеме 3 куб.м. на площади 10 кв.м. Погибших и пострадавших нет.

В материалах дела имеется акт проверки Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ проведено санитарно-эпидемиологическое обследование места розлива дизтоплива в объеме 3 куб. метра на площади 10 кв. метров в 4 км. от г.Чернушка, при опрокидывании автомобиля КамАЗ гос. регион и прицепа-цистерны гос. регион принадлежащих ООО «Уфанефтемаркетплюс». Выводы: ООО «Уфанефтемаркетплюс» допустило разлив дизельного топлива на территорию, которая находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора г.Чернушка; мероприятий по ликвидации последствий дизельного топлива проведено не было.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором ИАЗ ДПСГИБДД ОВД по Чернушинскому МР вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Доводы ответчика о том, что мероприятия по ликвидации последствий розлива дизельного топлива были произведены суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Из представленных суду ответчиком документов видно, что для ликвидации последствий розлива дизельного топлива была задействована техника Филиала ООО «АРГОС»-ЧУРС, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт филиала ООО «АРГОС»-ЧУРС из которого следует, что затраты, которые понесло Филиал ООО «АРГОС» -ЧУРС для ликвидации последствий разлива в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., были оплачены ООО «Уфанефтемаркет плюс» платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, как видно из представленного в судебное заседание акта проверки Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении материалов и на момент обследования места розлива дизтоплива ДД.ММ.ГГГГ 13 час.30 мин. Установлено: мероприятий по ликвидации последствий розлива дизельного топлива со стороны ООО «Уфанефтемаркет плюс» на проведено. На площади 10 кв.м. на месте розлива дизтоплива имеются следы замазученности, не растет трава, ощущается запах тефтепродуктов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уфанефтемаркетплюс» о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уфанефтемаркетплюс» о возложении обязанности по ликвидации последствий розлива опасного вещества (в порядке ст. 45 ГПК РФ) удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Уфанефтемаркетплюс» в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, произвести мероприятия по ликвидации последствий розлива дизельного топлива в объеме 3 куб. метров на площади 10 кв. метров в 4 км от г.Чернушка Пермского края, нейтрализовать места розлива дизельного топлива с последующим восстановлением почвы.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий судья Ю.Ю. Троценко