2-2603/2011 по иску Гилева Н.С.



дело № 2-2603/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием истца Гилева Н.С., представителя ответчика по доверенности № 03/03/231 от 14 января 2011 года Гиндуллиной Е.Ю., представителя третьего лица по доверенности № ДОВ/С/1/563/11/ЮР от 21 декабря 2010 года Богданова Д.З., при секретаре Сайфуллиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилева ФИО13 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Гилев Н.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее – Пенсионный фонд района), в котором просит:

- обязать Пенсионный фонд района включить в его специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности: с 1 марта 1989 года по 1 января 1991 года в производственном кооперативе «РМК» в составе Уфимского Ордера Ленина нефтеперерабатывающего завода в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 1 января 1991 года по 24 февраля 1993 года в Малом предприятии «Вектор» в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 25 февраля 1993 года по 22 ноября 1994 года в ТОО «Вектор-РМК» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования технологических установок; с 22 ноября 1994 года по 1 апреля 1997 года в ТОО «СМУ-РМК» в должности слесаря по ремонту технологических установок;

- обязать Пенсионный фонд района назначить ему досрочную трудовую пенсию с 23 мая 2011 года.

Заявленные требования Гилев Н.С. мотивировал тем, что он с 1980 года состоял в трудовых отношениях с Уфимским нефтеперерабатывающим заводом, а также с кооперативами в составе завода, в должности слесаря по ремонту технологических установок завода.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 работа в его должности предусмотрена подраздела 3а раздела ХII Списка № 2, что дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

В связи с чем, имея трудовой стаж более 25 лет, в том числе с занятостью более 12,5 лет на работах с вредным производством, по достижению возраста 55 лет он обратился в Пенсионный фонд района с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, на что получил отказ, поскольку ответчиком не включены в специальный стаж вышеуказанные и оспариваемые им периоды работы, со ссылкой на то, что в архив ОАО «УНПЗ» и в архивы города документы по предприятиям не передавались, их местонахождение неизвестно. Документальное подтверждение занятости постоянно в течение полного рабочего дня на вышеуказанных работах отсутствует. Также документально не подтверждается производство, за которым закреплена данная должность. Других периодов, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Однако, как указывает Гилев Н.С., в течение работы на заводе ОАО УНПЗ согласно записям в трудовой книжке он имеет непрерывный стаж, увольнение происходило по ст. 29 п. 5 КЗоТ и ст. 37 п. 1 ТК РФ переводом в другие цеха, малые предприятия и кооперативы, созданные и находящиеся в составе ОАО УНПЗ, с сохранением должности. Об этом свидетельствуют записи и печати отдела кадров, как самого завода, так и кооперативов, внесенные в трудовую книжку. Из записей о переводе следует, что он принят на работу слесарем по ремонту технологических установок завода, то есть в составе кооперативов и малых предприятий выполнял одну и ту же работу. В настоящее время указанные предприятия прекратили свое существование и подтвердить специальный стаж возможно только в судебном порядке. То обстоятельство, что работодателями кооперативов в составе нефтеперерабатывающего завода не передавались документы в архив, по мнению Гилева Н.С., не должно повлиять на его пенсионные права и повлечь утрату права на льготное назначение пенсии в связи с работами на вредном производстве.

В судебном заседании Гилев Н.С. предъявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель Пенсионного фонда района по доверенности Гиндуллина Е.Ю. просила в удовлетворении требований Гилева Н.С. отказать, считая, что ответчиком обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием документального подтверждения занятости истца постоянно в течение полного рабочего дня на работах, а также документального подтверждения производства, за которым закреплена была должность истца.

Представитель третьего лица по доверенности Богданов Д.З. решение по делу оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гилева Н.С. по следующим основаниям.

В силу требований п.п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работников летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Подразделом 3а раздела ХII Списка № 2 профессий и должностей, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 предусмотрены слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 и № 2, и в частности в производствах: по ремонту и обслуживанию технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.

Таким образом, при разрешении настоящего дела, характер производства, где работал истец, а именно: факт его занятости в производстве по ремонту и обслуживанию технологического оборудования производства по переработке нефти, имеет существенное значение для разрешения спора.

В соответствии с названный подразделом и разделом Списка № 2 Пенсионным фондом района решением № 19 от 8 июля 2011 года в специальный стаж Гилева Н.С. был засчитан период трудовой деятельности с 25 августа 1980 года по 28 февраля 1989 года – работа в качестве слесаря по ремонту технологических установок в ОАО «УНПЗ».

Во включении оспариваемых истцом периодов трудовой деятельности отказано по причине отсутствия документов, документального подтверждения занятости истца постоянно в течение полного рабочего дня на работах, отсутствия документального подтверждения производства.

Судом установлено, что истец работал: в период с 1 марта 1989 года по 1 января 1991 года в производственном кооперативе «РМК» в составе Уфимского Ордера Ленина нефтеперерабатывающего завода в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 1 января 1991 года по 24 февраля 1993 года в Малом предприятии «Вектор» в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 25 февраля 1993 года по 22 ноября 1994 года в ТОО «Вектор-РМК» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования технологических установок; с 22 ноября 1994 года по 1 апреля 1997 года в ТОО «СМУ-РМК» в должности слесаря по ремонту технологических установок. На указанные предприятия истец принимался переводом, что подтверждается записями в трудовой книжке Гилева Н.С.

Таким образом, основным документов, подтверждающим стаж работы истца, каковым является трудовая книжка, подтверждается наличие у Гилева Н.С. трудового стажа, связанного с работой в должности, которая дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

В материалах дела отсутствуют справки, уточняющие характер работы истца в указанные периоды времени, поскольку, что подтверждается многочисленными документами из архивного отдела Администрации ГО г. Уфа РБ, Справками ОАО «УНПЗ», документы по личному составу (приказы, ведомости по зарплате) ПК «РМК», МП «Вектор», ТОО «Вектор РМК», ТОО «СМУ-РМК» не сохранились, местонахождение документов неизвестно, предприятия ликвидированы.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Допускается установлением стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Вины истца в утрате документов вследствие небрежного их хранения судом установлено не было, следовательно небрежное хранение документов иными лицами не должно нарушать законодательно закрепленное право истца на назначение трудовой пенсии с учетом всех отработанных периодов работы.

Исходя из приведенного положения пенсионного законодательства, при утрате документов, которые могли бы подтвердить факт занятости истца в производстве по ремонту и обслуживанию технологического оборудования производства по переработке нефти, судом могут быть приняты в качестве допустимых доказательств показания свидетелей.

Свидетели ФИО15, ФИО16, ФИО17 показали, что, также как и Гилев Н.С. работали в ОАО «УНПЗ», а затем ПК «РМК», МП «Вектор», ТОО «Вектор РМК», ТОО «СМУ-РМК» в должностях слесарей по ремонту технологических установок. Перечисленные предприятия располагались на территории нефтеперерабатывающего завода ОАО «УНПЗ» и занимались изготовлением, монтажом технологического оборудования и трубопроводов, выполняли специальные монтажные работы, ремонт и прокладку систем отопления, водопровода и канализации для нефтеперерабатывающего завода. Хотя названия предприятий изменялись, а они увольнялись и принимались в порядке перевода из одного предприятия в другое, но их место работы не изменялось, они как выполняли, так и продолжали выполнять одну и ту же работу – ремонт и обслуживание технологических установок нефтеперерабатывающего завода.

Показания свидетелей о их работе в ОАО «УНПЗ», ПК «РМК», МП «Вектор», ТОО «Вектор РМК», ТОО «СМУ-РМК» в период работы истца подтверждаются имеющимися записями в их трудовых книжках.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований подвергать сомнениям показания свидетелей, поскольку они не противоречат друг другу, подтверждают доводы истца и подтверждены сведениями о их трудовом стаже на предприятиях, в которых также работал истец в оспариваемые периоды, отраженными в трудовых книжках, которые обозревались судом и в копиях приобщены к материалам дела.

Таким образом, поскольку судом было установлено, что в периоды: с 1 марта 1989 года по 1 января 1991 года в производственном кооперативе «РМК» в составе Уфимского Ордера Ленина нефтеперерабатывающего завода; с 1 января 1991 года по 24 февраля 1993 года в Малом предприятии «Вектор»; с 25 февраля 1993 года по 22 ноября 1994 года в ТОО «Вектор-РМК»; с 22 ноября 1994 года по 1 апреля 1997 года в ТОО «СМУ-РМК» истец Гилев Н.С. работал в должности слесаря по ремонту технологических установок и был занят ремонтом, обслуживанием технологического оборудования и коммуникаций основных производств для нефтепродуктов, что в совокупности с данными о его стаже работы с тяжелыми условиями труда, определенными Пенсионным фондом района в 8 лет 6 мес. 4 дн., и периодов работы, включаемых судом, составляет 16 лет 7 мес. 4 дн. (из расчета: 8 лет 6 мес. 4 дн. (включенные Пенсионным фондом) + 8 лет 1 мес. (периоды, включаемые судом: с 01.03.1989г. по 01.04.1997г. = 8 лет 1 мес.), то у суда имеются основания к признанию за Гилевым Н.С. права на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях по Списку № 2.

В силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поэтому Гилев Н.С. имеет право на назначение досрочной пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд района, а именно с 1 июля 2011 года в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан назначить Гилеву ФИО18 досрочную трудовую пенсию с 1 июля 2011 года, включив в специальный стаж период работы: с 1 марта 1989 года по 1 января 1991 года в производственном кооперативе «РМК» в составе Уфимского Ордера Ленина нефтеперерабатывающего завода в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 1 января 1991 года по 24 февраля 1993 года в Малом предприятии «Вектор» в должности слесаря по ремонту технологических установок; с 25 февраля 1993 года по 22 ноября 1994 года в ТОО «Вектор-РМК» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования технологических установок; с 22 ноября 1994 года по 1 апреля 1997 года в ТОО «СМУ-РМК» в должности слесаря по ремонту технологических установок.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы.

Судья: О.Ю.Кривцова