Решение по иску Михеевой к Администрации о признании права собственности, удовлетворен



Дело №2-2759/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Осипова А.П.,.

при секретаре Теплых Ю.Г.,

с участием представителя истца Уразбахтиной Л.Ю., действующей на основании доверенности истца Михеевой В.В. от 19.02.2011 года № 935, удостоверенной нотариусом города Уфы Хомячуком А.В.,

представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Гилемхановой А.Х., действующей по доверенности от 13.01.2011 года № 76-04-23/46,.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеевой В.В. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город. Уфа об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследуемого имущества, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Михеева В.В. после неоднократных уточнений своих требований, обратилась в суд с иском об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследуемого имущества, признании права собственности на объекты недвижимого имущества под литераой А – жилой дом, под литерой а1 – тамбур, под литерой а – навес, под литерой Г – гараж, под литерой Г1 – сарай, расположенных по адресу: <адрес> в Орджоникидзевском районе города Уфы, указывая на то, что согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 25.09.1979 года Михеева З.З. являлась собственником ? доли жилого дома под литерой А, тамбура под литерой а1, навеса под литерой а, гаража под литерой Г, сарая под литерой Г1, расположенных по адресу: <адрес>. Михеева З.З. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно завещанию от 13.02.1997 года принадлежащую ей долю жилого она завещала своему сыну Михееву С.А., постоянно проживающему по адресу: <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ Михеев С.А. умер. После его смерти наследниками по закону является она, его жена и сын Михеев А.С., который отказался от своей доли наследства, таким образом она как пережившая супруга, является наследником своего умершего мужа Михеева С.А..

Однако поскольку ее умершим мужем Михеевым С.А. не были оформлены документы на домовладение, то получение у нотариуса свидетельства о праве на наследство не представляется возможным.

Просила суд, установить факт принятия ей наследства, оставшегося после смерти своего мужа Михеева С.А., состоящего из имущества: ? доли жилого дома под литерой А, тамбура под литерой а1, навеса под литерой а, гаража под литерой Г, сарая под литерой Г1, включении данного имущества в состав наследуемого, признания за ней права собственности на вышеуказанное имущество.

.

В судебном заседании представитель истца Уразбахтина Л.Ю. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Гилемханова А.Х. иск признала частично, в остальной части требования просила суд Михеевой В.В. отказать за необоснованностьтю.

Михеев А.С., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, на судебном заседании полагал, что исковые требования его матери Михеевой В.В. подлежат удовлетворению, поскольку после смерти его отца Михеева С.А. наследниками по закону являются он и его мать Михеева В.В. От наследства он отказываетс в пользу своей матери Михеевой В.В., его права не нарушены.

Нотариус Хомячук А.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, на судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителей истца и ответчика, заслушав мнение Михеева А.С., привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, изучив материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно –правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года, признаются в качестве основных прав человека право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий право на жилище. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. провозглашает право каждого на уважение его жилища.

Согласно ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя.

Судом установлено, мтериалами гражданского дела подтверждено, что Михеев С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти Михеева С.А., от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Вторым Уфимским городским специализированным отделом ЗАГС..

Согласно свидетельства о заключении брака, выданного 17.01.1981 года, Дворцом бракосочетания города Уфы, Михеев С.А. являлся мужем Михеевой В.В.

В техническом паспорте на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. указано, что Михеевой З.З. принадлежит ? доли домовладения.

Согласно справки от 11 июля 2011 года № 837, выданной Управляющим делами Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, Михеев С.А. 1957 года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, постоянно до своей смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ? дома под литерой А, тамбур под литерой а1, навес под литерой а, гараж под литерой Г,, сарай под литерой Г1, расположенные по адресу: <адрес> действительно находились в пользовании и владении Михеева С.А. и отсутствие государственной регистрации на них не может служить основанием для отказа включении данного имущества в состав наследуемого.

Согласно ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, ее строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; 2) правоустанавливающий документ на земельный участок на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Также в соответствии с ч. 4 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства являлся единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, содержащим его описание.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом на основании ст. 218 ГК РФ.

На основании п. 1 и 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридически лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Таким образом, в силу указанной нормы закона право постоянного (бессрочного) пользования переходит на тех же условиях и в том же объеме, какими обладал прежний собственник. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2004 года в ответе на запросы судов, указано, что при переходе права собственности на строение к новому собственнику переходят и все права прежнего собственника строения на земельный участок. В частности, если прежний собственник строения имел земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, к покупателю переходит и право на однократную бесплатную приватизацию его без каких-либо ограничений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец Михеева В.В. является наследницей первой очереди Михеева С.А, пользуется его имуществом, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, о чем свидетельствуют показания Михеева А.С., то она фактически приняла наследство, оставшееся после смерти своего мужа, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из 1\2 части жилого дома под литерой А, тамбура под литерой а1, навеса под литерой а, гаража под литерой Г, сарая под литерой Г1, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>. в порядке наследования и соответственно по изложенным выше основаниям, суд считает возможным признать за ней право собственности на данное имущество.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михеевой В.В. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследуемого имущества, признании права собственности, - удовлетворить.

Включить в состав наследственного имущества Михеева С.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ 1\2 жилого дома под литерой А, тамбур под литерой а1, навес под литерой а, гараж под литерой Г, сарай под литерой Г1, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>.

Установить факт принятия наследства Михеевой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженкой <адрес> АССР, оставшегося после смерти ее мужа Михеева С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из имущества: ? части жилого дома под литерой А, тамбура под литерой а1, навеса под литерой а, гаража под литерой Г, сарая под литерой Г1, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>.

Признать за Михеевой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на объекты недвижимого имущества, а именно на 1\2 часть жилого дома под литерой А, тамбура под литерой а1, навеса под литерой а, гаража под литерой Г, сарая под литерой Г1, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в десятидневный срок через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.

Судья: А.П. Осипов