дело № 2-2768/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю., с участием истца Журавлевой М.П., представителя ответчика по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Гиндуллиной Е.Ю., при секретаре Сайфуллиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлевой М.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Журавлева М.П. обратилась к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее – Пенсионный фонд района), в котором просит: - обязать ответчика засчитать в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом – участковой медицинской сестрой городской клинической больницы №; - обязать ответчика произвести перерасчет отработанного стажа работы, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 мес. следующие периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом Уфимской районной больницы; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом больницы № МСЧ УПО Химпром; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой городской клинической больницы №; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом фельдшером городской клинической больницы №; - обязать ответчика засчитать в ее стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 мес. периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства; - признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования Журавлева М.П. мотивировала тем, что более 25 лет она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории сельского населенного пункта в качестве заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом Уфимской районной больницы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд района с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии, но решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано, в связи с отсутствием 30-летнего стажа, требуемого для лиц, проработавших в сельской и городской местности, так как п. Вотикеево в 1991 году был передан городскому округу г. Уфа. Кроме того, Пенсионным фондом района в стаж трудовой деятельности не включены и иные оспариваемые ею периоды работы. Так, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в лечебный стаж, поскольку акушерский пункт в п. Вотикеево после перевода в ГКБ № не был выделен как структурное подразделение, а в Администрации сельсовета отсутствуют сведения о специальном стаже и занятости полный рабочий день. Однако согласно справке, выданной МУ ГКБ №, она работала в течение полного рабочего дня и на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским акушерским пунктом медицинской сестры, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заведующей Вотикеевским фельдшерским акушерским пунктом в должности фельдшер. Таким образом, в выше указанный спорный период она осуществляла трудовую деятельность в должности заведующей фельдшерского акушерского пункта медицинской сестрой в п. Вотикеево, в должности и учреждении, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня на полной ставке. Ее должностные обязанности и место работы за указанный период никак не изменялись. Как следует из записей в трудовой книжке, увольнение и прием в ГКБ № происходило путем перевода ДД.ММ.ГГГГ, и в составе ГКБ № она работала до ДД.ММ.ГГГГ. Наряду с тем, что Пенсионный фонд района включил в лечебный стаж время работы в ГКБ № до и после спорного периода, им не засчитывается стаж период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год, на том же месте работы. Предвидеть, что переход фельдшерского пункта в другое подчинение, вследствие реорганизации, отсутствие сведений в сельсовете, как-то отразятся на ее пенсионных правах, она не могла. Необоснованным считает Журавлева М.П. и исчисление ответчиком в календарном исчислении периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку хотя в 1991 году Ново Черкасский сельский совет был передан в состав г. Уфа, но населенный пункт Вотикеево не был упразднен. Фельдшерский пункт находится на территории сельского населенного пункта и обеспечивает первичную лечебно-профилактическую помощь населению поселка Вотикеево. Работая в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом медицинской сестрой (фельдшером), она оказывает услуги по лечению только сельским жителям п. Вотикеево, входящего в состав Орджоникидзевского района г.Уфы. Соответственно он осуществляла в указанные спорные периоды лечебную деятельность именно в сельской местности, и ее работа должна быть учтена в льготной порядке 1 год за 1 год и 3 месяца. Также согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная палата по основному месту работы. Приказом Минздрава РФ «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», персонал обязывается систематически повышать профессиональную квалификацию. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности, поскольку ст.ст. 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено исключение указанных периодов из специального стажа медицинского работника. В периоды повышения квалификации как медицинского работника она пользовалась теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством, за ней сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы. Выплачивая работнику, направленному на курсы повышения квалификации, заработную плату, работодатель уплачивал из этой заработной платы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Поэтому требования о включении указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, являются обоснованными. Таким образом, с учетом спорных периодов, необоснованно исключенных и исчисленных Пенсионным фондом района, ее трудовой стаж является достаточным дня назначения досрочной трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – даты обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании Журавлева М.П. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика по доверенности Гиндуллина Е.Ю. просила в иске Журавлевой М.П. отказать, полагая отказ Пенсионного фонда района в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения законным и обоснованным. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Журавлевой М.П. в части, в следующем размере и по следующим основаниям. Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что Журавлева М.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Пенсионный фонд района с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 11 июля 2002 года № 516 и от 29 октября 2002 года № 781, по подсчетам Пенсионного фонда района стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Журавлевой М.П. по представленным для назначения пенсии документам на ДД.ММ.ГГГГ составил – 23 года 1 месяц. В стаж не засчитаны оспариваемые истцом периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом участковой медицинской сестрой городской клинической больницы №, поскольку в штатном расписании ГКБ № ДД.ММ.ГГГГ-2002 годы фельдшерско-акушерский пункт п. Вотикеево, как структурное подразделение, не выделено. Сведения о работе заявителя в выписке из лицевого счета застрахованного лица представлены за вышеуказанный период администрацией Ново-Черкасского сельского Совета, где отсутствуют сведения о специальном стаже и не указано выполнение работы на полную ставку; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, так как указанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516. Также указанным решением Пенсионный фонд района периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом Уфимской районной больницы; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом больницы № МСЧ УПО Химпром; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой городской клинической больницы №; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом фельдшером городской клинической больницы № зачтены в стаж в календарном порядке, так как согласно Указу Президиума Верховного Совета Башкирской СССР № от ДД.ММ.ГГГГ село Вотикеево передано из состава Уфимского района в административное подчинение Уфимскому городскому Совету народных депутатов. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008 № 319-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно пункту 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер, медицинским пунктом – медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер); фельдшер. При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 «заведующий отделением», а в соответствии с примечанием № наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция. На основании записей в трудовой книжке судом установлено, сторонами не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГГГ Журавлева М.П. была принята на должность заведующей Вотикеевским фельдшерским акушерским пунктом медицинской сестрой, и на этой должности, на том же месте продолжает работать по настоящее время. Увольнение Журавлевой М.П. с указанного времени происходило: ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом в подчинение Уфимского горздравотдела; ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией Уфимского района в порядке перевода в больницу № МСЧ; ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в больницу № также заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским здравпунктом медицинской сестрой, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Журавлева М.П. работала и работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, медицинской сестрой, то есть в должности и учреждении, которые в соответствии с выше приведенными Списками дают ей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности. Между тем, несмотря на то, что фактически должность и место работы Журавлевой М.П. не изменялись, при рассмотрении заявления Журавлевой М.П. о назначении досрочной трудовой пенсии, Пенсионный фонд района, включив в ее стаж лечебной деятельности периоды работы заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом, медицинской сестрой до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не зачел, что противоречит выше приведенным положениям пенсионного законодательства, поскольку, вновь следует указать, в указанный период времени работа Журавлевой М.П. протекала в должности и учреждении, предусмотренных Списками, что является достаточным, с учетом того, что также были представлены сведения о работе истца в течение полного рабочего дня, для включения оспариваемого периода в стаж лечебной деятельности. Вместе с тем, Пенсионный фонд района не засчитал в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой, ссылаясь на то, что в штатном расписании городской клинической больницы № ДД.ММ.ГГГГ-2002 годы фельдшерско-акушерский пункт п. Вотикеево, как структурное подразделение не выделен. Сведения о работе в выписке из лицевого счета застрахованного лица представлены за вышеуказанный период администрацией Ново-Черкасского сельского Совета, где отсутствуют сведения о специальном стаже и не указано выполнение работы на полную ставку.пже были представлены сведения о работе истца в течениеия Журавлевой М.П. о назначении досрочной трудовой пенсиийона, и на этой Однако приведенные Пенсионным фондом основания не могли являться препятствием во включении в специальный стаж истца указанного выше периода, поскольку, работая заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой, Журавлева М.П. непосредственно занималась лечебной деятельностью в медицинском учреждении. Следует отметить, что на дату рассмотрения судом возникшего спора Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года № 258 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в пункте 3 которого отмечено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 января 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрация гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, исходя из названного Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относительно периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой, то есть осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранениях в городах, сельской местности и поселках городского типа, достаточно документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Факты работы истицы в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой подтверждаются, прежде всего, записями в ее трудовой книжке, сделанными работодателем, подвергать сомнениям которые у Пенсионного фонда района оснований не имелось. Также справкой, представленной работодателем истца – МУ ГКБ №, по которой Журавлева М.П. работает в МУ ГКБ № 8 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа в течение полного рабочего дня и на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ заведующей Вотикеевским фельдшерским акушерским пунктом в должности медицинской сестры по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским акушерским пунктом в должности фельдшера. Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы Журавлевой М.П. в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой подлежал безусловному включению в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Необоснованно в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения Пенсионным фондом района не зачтены периоды работы Журавлевой М.П., начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ без применения льготного стажа, а в календарном порядке со ссылкой на то, что согласно Указу Президиума Верховного Совета Башкирской ССР № от ДД.ММ.ГГГГ село Вотикеево передано из состава Уфимского района в административное подчинение Уфимскому городскому совету народных депутатов. Действительно, приведенное Пенсионным фондом района обстоятельство передачи имело место. Однако п.Вотикеево в связи с передачей в подчинение Уфимскому городскому совету народных депутатов и ныне Орджоникидзевскому району г.Уфы РБ не утратил статус сельского населенного пункта (сельской местности). Сделанный судом вывод подтверждается справкой, выданной Ново-Черкасским территориальным отделом управления по работе с территориями и общественным самоуправлением Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы, по которой, Ново-Черкасский сельсовет Уфимского района в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БАССР № 6-2/11 от 25 января 1991 года включен в состав г.Уфы с сохранением статуса сельских населенных пунктов. Данная справка выдана на основании Решения седьмой сессии Уфимского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Также Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан сообщил следующее. Согласно ст. 3 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» административно-территориальная единица – часть территории Республики Башкортостан в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, полученная в результате административно-территориального деления Республики Башкортостан, имеющая официально установленные статус и наименование; сельсовет – административно-территориальная единица, которая своими границами охватывает один (несколько) сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к нему землями, сельский населенный пункт – населенный пункт (село, деревня, аул, хутор), не отнесенные к городским населенным пунктам. В соответствии с ч. 3 ст. 7 указанного Закона не являющимися самостоятельными административно-территориальными единицами населенные пункты, находящиеся в составе территории административно-территориальной единицы, являющиеся населенным пунктом, не входят в черту данного населенного пункта; населенные пункты, находящиеся в составе территории города республиканского значения, города районного значения, района в городе, не входят в городскую черту указанных населенных пунктов. Таким образом, не упраздненные сельские населенные пункты, входящие в состав городов республиканского подчинения как административно-территориальных единиц, сохраняют статус сельских населенных пунктов. Указом Президиума Верховного Совета Башкирской ССР от 25 января 1991 года № 6-2/11 «О передаче Ново-Черкасского сельсовета Уфимского района в административное подчинение Уфимскому городскому Совету народных депутатов» Ново-Черкасский сельсовет из состава Уфимского района передан в административное подчинение Уфимскому городскому Совету народных депутатов. В настоящее время сельский населенный пункт – село Вотикеево, будучи в составе Ново-Черкасского сельсовета, согласно Реестру административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Башкортостан, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года № 391, относится к Орджоникидзевскому району г.Уфы с собственным кодом ОКАТО № 80401955006. При изложенных обстоятельствах Вотикеевский фельдшерский акушерский пункт, находящийся в п. Вотикеево Ново-Черкасского сельсовета, располагается в сельской местности, а потому периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении. Вместе с тем, требование Журавлевой М.П. о перерасчете ее стажа в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено судом, поскольку ее работа протекала только в сельской местности. Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе (п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»). После ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется. Разъяснение по данному вопросу дано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Основано на нормах действующего законодательства и требование Журавлевой М.П. о включении в стаж ее лечебной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, также установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Данный вывод сделан в обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. Как уже указывалось выше, истица осуществляла лечебную деятельность в сельской местности. В связи с чем, в соответствии с пп. "а" п. 5 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, а также в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года, периоды ее работы в сельской местности засчитываются в необходимый для назначения льготной пенсии 25-летний стаж в льготном порядке - год работы как год и три месяца. Таким образом, периоды нахождения Журавлевой М.П. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды до 1999 года в льготной порядке, а затем в календарном. С учетом признания судом фактов частично необоснованного подсчета Пенсионным фондом района стажа истца в календарном исчислении, необоснованного исключения из стажа трудовой деятельности периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, и подлежащих включению в трудовой стаж, на ДД.ММ.ГГГГ у Журавлевой М.П. имелся необходимый 25-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В силу ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку право на пенсию у Журавлевой М.П. возникло с ДД.ММ.ГГГГ – даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то именно с этой даты Пенсионный фонд района следует обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию. Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Журавлевой М.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично: Признать право Журавлевой М.П. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан назначить Журавлевой М.П. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом, участковой медицинской сестрой городской клинической больницы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом Уфимской районной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерским пунктом больницы № МСЧ УПО Химпром; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой городской клинической больницы № по льготному исчислению: работу в течение года засчитать в стаж работы как 1 год 3 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении – нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. В удовлетворении исковых требований Журавлевой М.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан об обязательстве произвести перерасчет отработанного стажа работы, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год 3 мес. периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом медицинской сестрой городской клинической больницы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Вотикеевским фельдшерско-акушерским пунктом фельдшером городской клинической больницы № отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.