Дело № 2-3299/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в составе судьи Попеновой Т.В. при секретаре Рузанове А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Файзуллиной Р.Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа государственного органа незаконным, У С Т А Н О В И Л: Файзуллина Р. Ф. обратилась в суд с заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании отказа государственного органа незаконным. Просила признать отказ Администрации го г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ года № в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, указывая на следующее. Файзуллина Р.Ф. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, начатого строительством в ДД.ММ.ГГГГ году и построенного в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности oт ДД.ММ.ГГГГ. На домовладение имеется акт технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, домовая книга, проект газификации, квитанции за оплату электроэнергии и других платежей. Земельный участок, занятый данным жилым домом поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ и имеет, следующие характеристики: кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., категория - земли населенных пунктов, разрешённое использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. В силу того, что отношения по пользованию земельным участком возникли в ДД.ММ.ГГГГ году, на основании заявления, было вынесено постановление администрации городского округа г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается предоставить Файзуллиной Р.Ф. земельный участок в аренду сроком на 5 лет. После чего, между ней и Комитетом по Управлению Муниципальной собственностью был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфы ответило отказом, мотивируя свой отказ тем, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственность, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. Земельный участок, расположенный по данному адресу находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, основанном на пп.14 п.5 ст.27 Земельного Кодекса РФ в связи с нахождением испрашиваемого участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Данный отказ считает незаконным на том основании, что государственный орган не сослался на проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждённым органами исполнительной власти РБ. Имеются основания полагать, что такого проекта не существует, т.к. водоёма в Тимашево нет, до реки более 10 километров (а не 500 метров), имеется кладбище. Устройство кладбищ по а. 16 ФЗ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" - не разрешается на территориях первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на приватизацию спорного земельного участка. В данном случае, испрашиваемый земельный участок не относится к водоохранной зоне, ко второму поясу зоны санитарной охраны источника водоснабжения, соответственно приватизация такого земельного участка возможна. Истица Файзуллина Р.Ф. в суд не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. В судебном заседании представитель истицы Файзуллиной Р.Ф. – Сазонова Е.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель администрации го г. Уфа в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался. С учетом надлежащего извещения ответчика, мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика. В судебном заседании представитель истца Сазонова Е.В., действующая по доверенности заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Изучив материалы дела, выслушав доводы и объяснения представителя истца, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Установлено, что Файзуллина Р.Ф. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок, занятый данным жилым домом поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ и имеет следующие характеристики: кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., категория земли – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Исходя из представленных документов следует, что отношения по пользованию земельным участком возникли в 2004 году, на основании заявления, было вынесено постановление администрации городского округа г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором решено предоставить Файзуллиной Р.Ф. земельный участок в аренду сроком на 5 лет. После чего, между истицей и Комитетом по Управлению Муниципальной собственностью был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес> в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ. Письмом от № от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфы ответило отказом, мотивируя свой отказ тем, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственность, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. Земельный участок, расположенный по данному адресу находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, основанном на пп.14 п.5 ст.27 Земельного Кодекса РФ в связи с нахождением испрашиваемого участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов. В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи27 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 19.06.2007г.) земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002г. N10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности. В силу статьи18 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Таким образом, государственный орган не сослался на проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждённым органами исполнительной власти РБ. Согласно ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. По общему правилу не допускается приватизация земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). По поводу возможности приватизации земельных участков, расположенных в этих зонах, Верховный Суд РФ разъяснил, что, исходя из положений ЗК РФ, данная категория земельных участков не изъята из оборота. В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию. Однако в качестве обязательного условия для предоставления земельных участков в водоохранных зонах водных объектов гражданам и юридическим лицам Водный кодекс РФ (ст. 12) предусматривает согласование с федеральным органом власти в области управления использованием и охраной водного фонда. В данном случае, испрашиваемый земельный участок не относится к водоохранной зоне, ко второму поясу зоны санитарной охраны источника водоснабжения, соответственно приватизация такого земельного участка возможна. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ. При обращении гражданина о приватизации земельного участка указанные органы обязаны принять решение в двухнедельный срок при условии подачи заявления в письменной форме с приложением документов в подтверждение своих прав на земельный участок и кадастровой карты (паспорта). Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Анализ норм права и оценка представленных в деле доказательств, позволяют суду, в силу приведённых выше законов, признать заявителя Файзуллину Р.Ф., наделённым правом выкупа земельного участка, на котором расположен её жилой дом, согласно свидетельству о государственной регистрации права на указанный дом. Принимая такое решение, суд исходит из того, что со стороны ответчика, как того требует ст. 56, 60 ГПК РФ не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что спорный земельный участок в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность. При таком положении заявление Файзуллиной Р.Ф. надлежит признать правомерным, основанным на законе, подтверждённым материалами дела, и как следствие подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать отказ в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного Администрацией городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ года № незаконным. Обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> Файзуллиной Р.Ф.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы. Судья: Т.В. Попенова