Дело № 2-3393/2011г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 27 октября 2011 года г. Уфа Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Троценко Ю.Ю., при секретаре Киреевой А.А., с участием заявителя Казыхановой Ф.К., представителя органов, чьи действия и решения оспариваются, Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Гилемхановой А.Х. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казыхановой Ф.К. о признании недействительным распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной войны, установил: Казыханова Ф.К. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной войны, указав, что является инвалидом 2 группы, вдовой инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Казыханова Г.К., ветеран труда, с ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес> вместе с внуками Ч-в А.П. и Ч-м О.П. (последний сменил место жительства в ДД.ММ.ГГГГ), квартира принадлежит дочери Ч-й Р.Г. С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы из-за тяжелого заболевания – бронхиальной астмы. В ДД.ММ.ГГГГ внук Ч-в А.П. сообщил, что собирается жениться и что нам будет тесно в маленькой квартире, фактически, отказав заявителю в уходе и содержании. В этот же период в связи с ухудшением состояния здоровья Казыхановой Ф.К. потребовался постоянный уход, в котором ей внук отказал. В связи с семейными обстоятельствами (предстоящей женитьбы внука), ухудшением состояния здоровья заявителя и невозможностью ухода за ей со стороны внука вынуждена была переехать из данной квартиры к другому внуку (Казыханов Р.Р.) и снохе (Казыхановой А.Х.) по адресу: <адрес>, проживает там с ДД.ММ.ГГГГ, получая необходимый уход и содержание, выписана из предыдущего места проживания ДД.ММ.ГГГГ Жилищные условия внука и снохи, в квартире которых заявитель проживает, являются для неё некомфортными и несут риски для здоровья (более бронхиальной астмой) ввиду содержания ими домашних животных (собака и кошка). Услышала по телевизору о решении Президента России Д.А. Медведева о предоставлении жилья для ветеранов Великой отечественной войны, в том числе и для вдов погибших ветеранов и инвалидов войны. Данный статус подтверждается прилагаемыми удостоверением (право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих) и решением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об установлении инвалидности второй группы по общему заболеванию. На основании изложенного, Казыханова Ф.К. решила обратиться в районную администрацию за помощью, собрала пакет документов и представила в ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной защиты населения администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.ДД.ММ.ГГГГ по почте получила из администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ей сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ в связи с тем, что заявителем якобы совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий. Заявителю было отказано в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения Казыхановой Ф.К. действий по якобы намеренному ухудшению жилищных условий. Данное распоряжение считает незаконным, так как своего жилья не имеет и имеет право на получение социального жилья, а переезд от внука к снохе является для неё вынужденной мерой в связи с ухудшением состояния здоровья и отказом внука в содержании. Просит суд: признать необоснованным и незаконным распоряжение главы администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Казыхановой Ф.К. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Орджоникизевского района городского округа город Уфа устранить препятствия к осуществлению прав Казыхановой Ф.К. – обязать признать Казыханову Ф.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить её на учет как нуждающуюся в получении жилого помещения по категории – член семьи (вдова) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Заявитель Казыханова Ф.К. в судебном заседании заявление поддержала, пояснила, что отказ органа местного самоуправления в реализации социальных гарантий не основан на законе и создает препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод, установленных федеральным законом. Данное распоряжение считает незаконным, так как своего жилья не имеет и имеет право на получение социального жилья, а переезд от внука к снохе является для неё вынужденной мерой в связи с ухудшением состояния здоровья и отказом внука в содержании. Представитель Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Гилемханова А.Х. в судебном заседании с доводами, изложенными в заявлении, не согласилась, просила в удовлетворении требования Казыхановой Ф.К. отказать, пояснила, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Казыхановой Ф.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для обеспечения жильём в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения заявителем действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. В ходе рассмотрения заявления Казыхановой Ф.К. было установлено, что она была зарегистрирована и проживала в квартире общей площадью 29,8 кв.м. по адресу: <адрес> (всего по месту жительства вместе с нею было зарегистрировано 2 человека) и имели обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 14,9 кв.м., то есть более учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ заявитель выехала из данной квартиры, вселилась и зарегистрировалась по месту жительства в квартире общей площадью 31,0 кв.м. по адресу: <адрес> (всего по месту жительства вместе с заявителем зарегистрировано 3 человека), где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека 10,3 кв.м., то есть менее учетной нормы, и стали нуждаться в жилых помещениях. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее-нуждающиеся в жилых помещениях): 1) неявляющиесянанимателямижилыхпомещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиесянанимателямижилыхпомещенийподоговорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещенияиобеспеченныеобщей площадьюжилогопомещениянаодногочленасемьи менее учетной нормы; 3) проживающиевпомещении,не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения,проживающимив квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,страдающий тяжелой формой хроническогозаболевания,при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно,и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма илипринадлежащегонаправесобственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По делу установлено, что заявитель Казыханова Ф.К. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах", В ДД.ММ.ГГГГ Казыханова Ф.К. обратилась в администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением, поскольку она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в обоснование заявления заявитель ссылалась на то, что её квартира непригодна для проживания. Судом установлено, что Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Казыхановой Ф.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для обеспечения жильём в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения заявителем действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. В ходе рассмотрения заявления Казыхановой Ф.К. было установлено, что она была зарегистрирована и проживала в квартире общей площадью 29,8 кв.м. по адресу: <адрес> (всего по месту жительства вместе с нею было зарегистрировано 2 человека) и имели обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 14,9 кв.м., то есть более учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ заявитель выехала из данной квартиры, вселилась и зарегистрировалась по месту жительства в квартире общей площадью 31,0 кв.м. по адресу: <адрес> (всего по месту жительства вместе с заявителем зарегистрировано 3 человека), где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека 10,3 кв.м., то есть менее учетной нормы, и стали нуждаться в жилых помещениях. Допрошенная в судебном заседании свидетель Х-на А.Г. суду показала, что раньше Казыхановой Ф.К. помогала по хозяйству. Сейчас Казыханова проживает со своей снохой по <адрес> переехала с ДД.ММ.ГГГГ Переехала к снохе, так как сама себя не могла обслуживать. В настоящее время в квартире по <адрес> проживает внук А., ему некогда заниматься бабушкой. Допрошенная в судебном заседании свидетель Н-ва Н.Х. суду показала, что знает Казыханову Ф.К., она её соседка. Раньше она проживала с мужем, затем после смерти мужа стала проживать с внуком. Теперь переехала к снохе. Сноха ухаживает за Казыхановой Ф.К., так как Казыханова болеет астмой. Допрошенная в судебном заседании свидетель К-ва А.Х. суду показала, что является снохой Казыхановой Ф.К. Казыханова Ф.К. проживает с ней и ее сыном с ДД.ММ.ГГГГ года. Раньше она проживала с внуком. Но затем, когда ее самочувствие ухудшилось, переехала к ней. Она ухаживает за Казыхановой Ф.К., которая болеет астмой, у неё медицинское образование, и она делает уколы. В квартире проживают она, сын, и бабушка, но есть еще домашние животные, от которых состояние бабушки ухудшается, поэтому ей необходимо отдельное жилье. Учитывая вышеизложенное, проанализировав собранные по делу доказательства суд приходит к выводу о неправомерном отказе Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа в постановке Казыхановой Ф.К. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем в виду намеренного ухудшения своих жилищных условий, поскольку, считает, что заявитель не мог предполагать, что ей, как вдове инвалида ВОВ в 2010 году будет предоставлена какая-то социальная поддержка для обеспечения жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». При таких обстоятельствах Распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Казыхановой Ф.К. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, суд считает необходимым признать неправомерным, и не соответствующим действующему законодательству. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Казыхановой Ф.К. о признании недействительным распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной войны удовлетворить. Признать необоснованным и незаконным распоряжение главы администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Казыхановой Ф.К. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Орджоникизевского района городского округа город Уфа устранить препятствия к осуществлению прав Казыхановой Ф.К. – обязать признать Казыханову Ф.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить её на учет как нуждающуюся в получении жилого помещения по категории – член семьи (вдова) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Председательствующий судья Ю.Ю. Троценко