2-3476/2011 По иску Гилязова А.А. к Аджминстрации ГО г.Уфа о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строителсьтва. Иск удовлетворен полностью.



дело № 2-3476/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием представителя истца по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Николаевой Д.А., представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Султанова О.Р., при секретаре Сайфуллиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилязова А.А. к Администрации городского округа город <данные изъяты> Республики Башкортостан о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

Гилязов А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город <данные изъяты> Республики Башкортостан (далее – Администрация города), в котором просит: признать за ним право собственности на объект индивидуального жилищного строительства, а именно: жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. (литер А), тамбур общей площадью <данные изъяты> кв.м. (литер а), забор (литер I), выгребную яму (литер II), расположенные по адресу: <адрес> (инвентарный номер ).

Заявленные требования Гилязов А.А. мотивировал тем, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030760:90, расположенном по адресу: <адрес>, им возведен индивидуальный жилой дом, а также тамбур, забор, выгребная яма.

Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа город <данные изъяты> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным и.о. первого заместителя главы Администрации ГО <адрес> РБ Н.В.И.., ему разрешен ввод объекта в эксплуатацию и оформление прав пользования земельным участком. Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> района ГО <адрес> РБ согласовала предоставление земельного участка под объекты индивидуального жилищного строительства. Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией определено, что объекты индивидуального жилищного строительства отвечают санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации. Более того, постановлением главы Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный объект индивидуального жилищного строительства введен в эксплуатацию. Изложенное означает, что возведенные им строения соответствуют требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Николаева Д.А. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Также пояснила, что истец лишен возможности во внесудебном порядке зарегистрировать свои права собственника на возведенные строения, поскольку орган государственной регистрации при имеющихся у него документах в этом отказывает.

Представитель ответчика по доверенности Султанов О.Р. просил принять суд решение в соответствии с законом. Учитывая доводы, изложенные в иске, ответчик считает нецелесообразным представлять свои возражения на предъявленные Гилязовым А.А. требования.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гилязова А.А. по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с пунктом 3 указанной нормы право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни или здоровью граждан.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает запрета на признание права собственности на самовольную постройку, определяет условия возникновения указанного права, а именно: наличие прав на земельный участок, на котором находится самовольная постройка; отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц; отсутствие угрозы жизни или здоровью граждан; возмещение лицу, осуществившему самовольную постройку расходов на ее возведение.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, в предмет доказывания по спорам о признании права собственности на самовольную постройку входят обстоятельства принятия истцом мер по легализации незаконного строения, а также обстоятельства, связанные с отсутствием угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении самовольной постройки.

Из содержания пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство выдается заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

Как усматривается из материалов дела, жилой дом, тамбур, забор и выгребная яма, расположенные по адресу: <адрес> завершены строительством, возведены Гилязовым А.А. за счет собственных средств в соответствии с проектной документацией, на предоставленном истцу органами местного самоуправления земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается Градостроительным заключением по условиям предоставления земельного участка, письмом Администрации <данные изъяты> района ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным и.о. первого зам.главы Администрации ГО <адрес> РБ, которым Гилязову А.А. разрешено оформлении прав пользования земельным участком.

Суду представлены достаточные доказательства возведения всех спорных объектов на предоставленном истцу земельном участке с кадастровым номером 02:55:030760:90, что подтверждается выше указанными документами, а также кадастровым паспортом земельного участка и данными технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Также судом установлено, что впоследствии с целью узаконения возведенных объектов недвижимого имущества Гилязов А.А. обратился в Администрации городского округа <адрес> РБ за получением разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и протоколом комиссии по землепользованию и застройке городского округа <адрес> РБ Гилязову А.А. разрешен ввод объекта по адресу: <адрес>, в эксплуатацию. Постановлением главы Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ принят в эксплуатацию законченный строительством индивидуальный жилой дом, построенный хозспособом Гилязовым А.А. по адресу: <адрес>. Из Акта приемки законченного строительством объекта следует, что предъявленные Гилязовым А.А. объекты индивидуального жилищного строительства отвечают санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и строительным нормам и правилам, пригодных к заселению и эксплуатации.

Приведенные обстоятельства подтверждают, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание изложенное, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в совместном Постановлении Пленума № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требования Гилязова А.А.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать за Гилязовым А.А. право собственности на объект индивидуального жилищного строительства, состоящий из: жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., (литер А), тамбура общей площадью <данные изъяты> кв.м. (литер а), забора (литер I), выгребной ямы (литер (II), расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город <данные изъяты>, улица <данные изъяты>, дом <данные изъяты> (инвентарный номер <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <данные изъяты> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись. О.Ю.Кривцова