2-2803/2011 По иску Никулова Дмитрия Валерьевича о признании права собственности на домовладение и земельный участок к Админстрации ГО г.Уфа. Иск удовлетворен полностью.



дело № 2-2803/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,

с участием представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Болдыревой Ю.Ю., третьих лиц Королева В.П., Королева Б.П., Никулова В.Я., при секретаре Сайфуллиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулова Д.В. Администрации городского округа город <данные изъяты> Республики Башкортостан о признании права собственности на домовладение и земельный участок,

у с т а н о в и л:

Никулов Д.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город <данные изъяты> Республики Башкортостан (далее – Администрация города), в котором после неоднократного уточнения исковых требований просит:

- признать за ним право собственности на <данные изъяты> долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из жилого дома литер А площадью <данные изъяты> кв.м., пристроя литер А1 площадью <данные изъяты> кв.м., тамбура литер а площадью <данные изъяты> кв.м., веранды литер а1, навеса литер Г7, бани литер Г5, гаража литер Г6, забора литеры II, IV, уборной литер III в порядке наследования, а также право собственности на навес литер а2;

- признать за ним право собственности на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер в порядке наследования.

Заявленные требования Никулов Д.В. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка Королева А.В., после смерти которой открылось наследство в виде <данные изъяты> доли домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, и иного имущества.

Согласно завещанию, составленному Королевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ, и удостоверенному нотариусом г. <данные изъяты> РБ Я.Л.М. наследником является он, ее внук – Никулов Д.В. В соответствии с завещанием его бабушка завещала ему все свое имущество, в том числе долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Наследниками на обязательную долю в соответствии со ст. 1149 ГК РФ являются сыновья Королевой А.В. - Королев В.П., Королев Б.П. и Никулов В.Я., которые в соответствии со ст. 1157 ГК РФ отказались от выдела обязательной доли из наследства, подав соответствующие заявления нотариусу.

После смерти Королевой А.В. в установленный срок он обратился к нотариусу для оформления наследственных прав и получения свидетельства о праве на наследство по завещанию, на что получил отказ по той причине, что в документах на домовладение имеются несоответствия, а именно: в правоустанавливающем документе на дом (кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ) площадь жилого дома не соответствует данным нового технического паспорта и нового кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ; навес под литером а2 не зарегистрирован, площадь земельного участка не соответствует правоустанавливающему документу и данным последнего кадастрового паспорта земельного участка.

Так, решением <данные изъяты> районного суда г. <данные изъяты> РБ от ДД.ММ.ГГГГ было признано право собственности за Никуловым Д.В. и Королевой А.В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доле за каждым, площадь участка <данные изъяты> кв.м.

В свидетельствах о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Управлением ФРС по РБ, площадь участка указана <данные изъяты> кв.м.

В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка указана <данные изъяты> кв.м.

На основании решения <данные изъяты> районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Уфимским городским филиалом ГУП БТИ РБ, жилой дом (литера А, А1, а, а1) расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за Королевой А.В. и Никуловым Д.В. по <данные изъяты> доле за каждым, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, государственная регистрация права собственности Королевой А.В. была произведена ДД.ММ.ГГГГ после ее смерти ДД.ММ.ГГГГ, что является препятствием в оформлении наследственных прав.

Далее в правоустанавливающем документе на жилой дом, а именно в кадастровом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ указаны постройки под литерами А, А1, а, а1 общей площадью <данные изъяты> кв.м. На возведение построек литеры Г5, Г6, III, IV разрешения не предъявлено. Кадастровый паспорт был изготовлен по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого дома под литерами А, А1, а, а1, а2 составляет <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, данные правоустанавливающего документа на домовладение и данные последней инвентаризации не совпадают, что также является препятствием для выдачи свидетельства о праве на наследство.

На основании деклараций об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ним и его бабушкой было зарегистрировано право собственности по <данные изъяты> доле на гараж литер Г6 площадью <данные изъяты> кв.м. и баню под литером Г5 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Указанные свидетельства были учтены в ГУП БТИ РБ в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть также после смерти наследодателя.

Кроме того, в свидетельствах о ГРП в качестве объектов права указаны: хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использование), назначение нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>.) и адрес объекта. Согласно указанным свидетельствам о ГРП невозможно конкретизировать какой именно объект зарегистрирован, так как нет его названия. Для уточнения вопроса о том, являются ли постройки, указанные в свидетельствах о ГРП, постройками, указанными в техпаспорте жилого дома, нотариусом был сделан запрос в УГФ ГУП БТИ РБ, и получен ответ, что понятие «хозяйственное строение» в инструкции по технической инвентаризации не существует.

В связи с указанными расхождениями в документах, как указывает Никулов Д.В., нотариусом не представляется возможным выдача свидетельства о праве на наследство, и ему было предложено обратиться в суд для признания права собственности на домовладение и земельный участок в порядке наследования.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Болдырева Ю.Ю. предъявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Администрации города в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Принимая во внимание неоднократную ничем неоправданную неявку представителя ответчика, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Третьи лица Королев В.П., Королев Б.П., Никулов В.Я. с исковыми требования Никулова Д.В. согласились и просили их удовлетворить, пояснив, что спора о правах на наследственное имущество, открывшееся после смерти Королевой А.В. между ними нет, на наследство не претендуют, отказались от наследства в пользу Никулова Д.В.

Нотариус С.И.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, обратилась к суду с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ третье лицо вправе просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие, и в данном случае у суда отсутствует возможность признать обязательным участие нотариуса в судебном заседании. Об изменении своего отношения к личному участию в судебном разбирательстве нотариус суду заблаговременно не сообщал, в связи с чем, препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Никулова Д.В. по следующим основаниям.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16 января 1996 г. № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.

Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону наступает, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ умерла Королева А.В.

Наследство (наследственное имущество) представляет собой совокупность имущественных прав и обязанностей гражданина, которые не прекращаются в связи с его смертью, а переходят на основании норм наследственного права к наследникам умершего. Имущественные права и имущественные обязанности наследодателя неразделимы и переходят как единое целое.

Состав наследства определяется на день открытия наследства, каковым признается день смерти гражданина (ст. 1112-1114 ГК РФ).

На день смерти Королевой А.В. последней принадлежало на праве собственности: <данные изъяты> доля жилого дома и хозяйственных строений, расположенных по адресу: <адрес>, состоящая из следующих построек: литер А – жилой дом, литер А1 – пристрой, литер а - тамбур, литер а1 - веранда, литер Г5 – баня, литер Г6 – гаража, литер Г7 – навес, а также заборы – литеры II, IV, уборная – литер III.

Также Королевой А.В. на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доля земельного участка, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Принадлежность перечисленного имущества наследодателю подтверждается решением <данные изъяты> районного суда <адрес> ПБ от ДД.ММ.ГГГГ, по которому за Королевой А.В. было признано право собственности на <данные изъяты> долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; решением <данные изъяты> районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, по которому за Королевой А.В. было признано право собственности на <данные изъяты> долю выше указанных построек, а также иными правоустанавливающими документами, а именно: свидетельствами о государственной регистрации права собственности, техническим паспортом жилого дома.

Право собственности Королевой А.В. на выше перечисленные объекты недвижимого имущества никем не оспаривалось, а следовательно, юридически действительно, и само по себе то обстоятельство, что в правоустанавливающих документах на дом и земельный участок допущены многочисленные неточности в указании площадей как зданий, сооружений, так и земельного участка, не может повлечь неблагоприятные последствия, явиться основанием для отказа Никулову Д.В. в признании права собственности на наследственное имущество.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ).

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 ст. 1152 ГК РФ).

Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (п. 11).

Завещанием, составленным ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенным нотариусом Я.Л.М. в реестре за , Королева А.В. все свое имущество, какое только ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе и принадлежащую ей на праве личной собственности долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, завещала внуку Никулову Д.В.

С учетом выше приведенных обстоятельств в иске Никулова Д.В. о признании права собственности на выше указанное имущество, оставшееся после смерти его бабушки Королевой А.В. не может быть отказано. В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

При этом суд учитывает, что сыновья наследодателя Королевой А.В. - Королев В.П., Королев Б.П., Никулов В.Я., имеющие право на обязательную долю в наследстве, в соответствии со ст. 1157 ГК РФ отказались от выдела обязательной доли, обратившись к нотариусу с соответствующем заявлением, и подтвердив это в судебном заседании. Спор по поводу наследственного имущества между наследниками отсутствует.

Следует признать обоснованным и требование Никулова Д.В. о признании права собственности на навес под литером а2 в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку по данным технического учета на ДД.ММ.ГГГГ, данная постройка не является самовольной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.

Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Согласно пункту 10 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». Согласно абзацу 4 пункта 5.1 названного ГОСТ пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружений сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения). Указанный ГОСТ включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р.

Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке, на котором расположен объект, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.

Таким образом, к строениям и сооружениям вспомогательного использования следует относить такие объекты, которые выполняют вспомогательную функцию по расположенному на том же земельном участке капитальному объекту, и, кроме того, относятся к пониженному уровню ответственности.

Поскольку навес под литером а2 выполняет вспомогательную функцию, является составной частью дома, принадлежащего истцу на праве собственности, то в удовлетворении требований Никулова Д.В. о признании права собственности на эту постройку, возведенную на принадлежащем ему земельном участке с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, по отношению которых навес выполняет вспомогательную функцию, не может быть отказано.

Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать за Никуловым Д.В. право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ Королевой А.В. на следующее имущество:

на <данные изъяты> долю домовладения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, состоящего из жилого дома литер А площадью <данные изъяты> кв.м., пристроя литер А1 площадью <данные изъяты> кв.м., тамбура литер а площадью <данные изъяты> кв.м., веранды литер а1, навеса литер Г7, бани литер Г5, гаража литер Г6, забора литеры II, IV, уборной литер III;

на <данные изъяты> долю земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., под кадастровым номером

Признать за Никуловым Д.В. право собственности на навес литер а2, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.<адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <данные изъяты> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись. О.Ю.Кривцова