Дело № 2-3470/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 24 ноября 2011г. Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан В составе судьи Попеновой Т.В. При секретаре Рузанове А.М. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даминова Р.Н. к Администрации го г. Уфа о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Даминов Р.Н. обратился в суд с иском к Администрации го г. Уфа о предоставлении жилого помещения, указывая на следующее. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции отдела милиции № 5 УВД по городу Уфа. С ДД.ММ.ГГГГ года состоял в списках на улучшение жилищных условий в БППСМ Орджоникидзевского РУВД г. Уфы, с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списках очередников на улучшение жилищных условий в УВД по Орджоникидзевскому району города Уфа. В настоящее время состоит в едином списке сотрудников ОМ № 5 УВД по городу Уфа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его семья состоит из супруги Даминовой Л.Р., дочери Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности не имеет. Поскольку в течение указанного срока жилье не было предоставлено, просит обязать Администрацию ГО г. Уфа предоставить ему жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры по договору социального найма на семью, состоящую из четырех человек. В судебном заседании истец Даминов Р.Н., а также его представитель Юнусова А.Ф., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель администрации го г. Уфа – Машковская Е.Г., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала и показала, что надлежащим ответчиков по данному делу Администрация городского округа город Уфа РБ не является. Так как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что только малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации относятся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены и в статье 14 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы местного самоуправления вправе решать только те вопросы в области жилищных отношений, которые отнесены к их компетенции. Таким образом, к вопросам местного значения относится обеспечение не всех нуждающихся, а только малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Кроме того, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотрено обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Даминов Р.Н. малоимущим не признавался, на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по месту жительства как малоимущий не состоит. В связи с чем, жилое помещение по договору социального найма Даминову Р.Н. не может быть предоставлено. В деле имеется справка Управления МВД России по г.Уфе, в соответствии с которой истец Даминов Р.Н. состоит по месту работы, в едином списке сотрудников ОМ №5 УВД по г.Уфе нуждающихся в улучшении жилищных условий. А Администрация городского округа город Уфа РБ (т.е. орган местного самоуправления) обеспечивает граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по месту жительства, (ст.52 ЖКРФ). В исковом заявлении истец ссылается на нормы ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Однако вышеуказанные нормы определяют только основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а не механизм предоставления жилых помещений по договору социального найма сотрудникам органов внутренних дел. Кроме того, Закон РФ «О милиции» №1026-1, на который также ссылается Даминов Р.Н. в своем исковом заявлении, принят ДД.ММ.ГГГГ, а статья 4 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса Российской Федерации» регламентирует, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. Статья 30 Закона РФ «О милиции» противоречит Жилищному Кодексу Российской Федерации. В настоящее время, действующим законодательством урегулирован вопрос обеспечения сотрудников милиции (полиции) жилым помещением в соответствии с Федеральным законом №3 от 7 февраля 2011г. «О полиции». В соответствии с законодательством обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законом не предусмотрена возможность предоставления сотрудникам полиции, нуждающимся в жилом помещении, наряду с предлагаемыми способами обеспечения жилыми помещениями, жилыми помещениями по договору социального найма. Финансовое обеспечение деятельности полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Кроме того,. истец не постоянно занимал должность участкового уполномоченного милиции, а только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В остальное время занимал другие должности. В настоящее время, на основании поданного заявления, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Даминов Р.Н. с составом семьи 4 человека (он, жена, дочь, дочь) включен в состав участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в городе Уфе Республики Башкортостан. При выделении жилых помещений самостоятельными заказчиками-застройщиками Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Даминову Р.Н. будет предложено приобрести квартиру по Городской программе социального жилищного ипотечного кредитования, в порядке установленной очередности, в соответствии с условиями программы. Учитывая изложенное, просила в иске Даминова Р.Н. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать за необоснованностью. Представитель третьего лица Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа – Субханкулова З.Н., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные представителем администрации го г. Уфа, дополнительно показала, что Даминов Р.Н. не является в настоящее время ни сотрудником милиции или полиции. Нуждающимся он никогда не признавался. Доводы основаны на недействующем законодательстве. Представитель соответчика - Управления МВД России по г. Уфа РБ - Файзуллина С.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала и показала, что УМВД России по гор. Уфа РБ жилищным фондом не располагает. В настоящее время нормативно-правовой базы по предоставлению жилья сотрудниками, а также уволенным сотрудникам милиции нет. Сам Даминов в ДД.ММ.ГГГГ был уволен, в связи с чем статуса участкового отдела полиции не имеет. В настоящее время Закон «О милиции» утратил силу, а в Законе «О полиции» порядок предоставления жилья сотрудникам полиции не установлен. До издания Закона «О полиции» УВД жилье не предоставляло, так как своего жилищного фонда не имело, предоставление жилья было за счет администрации города. Даминов был поставлен на учет УВД, но оно ликвидировано, списки остались. Даминов на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения стоит с ДД.ММ.ГГГГ Нуждаемость в улучшении жилищных условий у Даминова Р.Н. имеется. Третье лицо Даминова Л.Р., действующая в своих интересах и в интересах Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, требования своего мужа – истца по данному делу поддержала. Представитель МВД по РБ в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен. Представитель Отдела полиции №5 УВД по г. Уфа РБ в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен. Третье лицо Даминова Л.Р., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения требования своего мужа – истца по данному иску поддержала. Третье лицо Даминова Э.Р., в суд не явилась, о дне и времени слушания дела была извещена, просила дело рассмотреть без ее участия. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей МВД по РБ и Отделе полиции №5 УВД по г. Уфа РБ, а также Даминовой Э.Р. Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Даминов Р.Н. проходил службу в органах внутренних дел МВД по РБ. Является ветераном боевых действий, что подтверждается выданным удостоверением (л.д.26). ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Даминов Р.Н. работал в должности милиционера ЛОВД на станции Уфа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – милиционером 1-ого взвода батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ командиром отделения 1-ого взвода 1-ой роты батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с 17.09. 1998г. по ДД.ММ.ГГГГ инспектором службы отделения обеспечения общественного порядка УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ командиром взвода 3 роты батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным 1-ого боевого отделения специального отдела быстрого реагирования Управления по борьбе с организованной преступностью; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения обеспечения специальных операций отряда милиции специального назначения МВД РБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным милиции УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором по связи и специальной технике отделения батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Орджоникидзевского района г. Уфы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором по анализу и планированию полка ППС милиции при УВД по г. Уфа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем командира батальона по службе полка ППС милиции при УВД по г. Уфа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным милиции отдела участковых уполномоченный милиции Отдела милиции №5 УВД по г. Уфа (л.д.34). ДД.ММ.ГГГГ майор милиции Даминов Р.М. – участковый милиции отдела участковых уполномоченных милиции ОМ №5 УВД по г. Уфа был уволен по п. «З» ч.7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д.19). Даминов Р.Н. с женой Даминовой Л.Р., детьми Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Даминовой Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находится в жилом строении коридорного типа. Кухня и санузел отсутствует (л.д.33). В материалах дела имеется справка, выданная за подписью председателя ЖБК УВД по Орджоникидзевскому району гор. Уфы ФИО11, в соответствии с которой ФИО12 действительно состоял в списках очередников на улучшение жилищных условий в УВД по Орджоникидзевскому району г. Уфы с ДД.ММ.ГГГГ по первоочередному учету (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № очереди – 25) (л.д. 15). Подлинник вышеприведенной справки в ходе рассмотрения дела представлен не был, однако представитель Управления Министерства внутренних дела Российской Федерации по городу Уфе в судебном заседании подтвердила то обстоятельство, что Даминов Р.Н. действительно стоял в списках очередников на улучшение жилищных условий в УВД по Орджоникидзевскому району города Уфа с ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется также ответ и.о. начальника Управления Министерства внутренних дела Российской Федерации по городу Уфе ФИО13, в соответствии с которым на ДД.ММ.ГГГГ Даминов Р.Н. состоит в едином списке сотрудников ОМ №5 УВД по городу Уфа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 2011г. по первоочередному учету под №17 (л.д.32). Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № Даминов Р.Н. с составом семьи из 4 человек, признан нуждающимся в жилых помещениях в рамках Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования и включен в состав участников данной Программы (л.д.31). В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). В развитие названного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом). В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым милиционерам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязанность органов местного самоуправления предоставлять участковым уполномоченным милиции жилую площадь не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления. Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления. Статьей 30 Закона "О милиции" разрешение требования участкового уполномоченного милиции о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия очередности других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации) (Определение от 15 февраля 2005 г. N 58-О). Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции. Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" отменен принятием Закона «О полиции», вступившим в законную силу 01.03.2011г. В соответствии со ст. 56 Закона «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. На день принятия Закона «О полиции» Даминов Р.Н. сотрудником полиции не являлся, из милиции он был уволен в 2010г. по состоянию здоровья. Суд, учитывает, что жилищные условия Даминова Р.Н. должны были быть улучшены до принятия Закона «О полиции». Кроме того, на сегодняшний день процедура предоставления жилья сотрудникам полиции не разработана, что, как считает суд не должно влиять на права и интересы сотрудника милиции, уволенного по состоянию здоровья. С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере жилищного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу, что именно на администрации го г. Уфа лежит обязанность обеспечить Даминова Р.Н. жилым помещением. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Даминова Р.Н. удовлетворить. Обязать Администрацию ГО г. Уфа предоставить Даминову Р.Н. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры по договору социального найма на семью, состоящую из четырех человек: Даминов Р.Н., Даминова Л.Р., Даминова Э.Р., Даминова Э.Р.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы. Судья: Т.В. Попенова