решение по иску Васильева И.Л. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности



Дело № 2-3458/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 декабря 2011г.

Орджоникидзевский райсуд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

Судьи Попеновой Т.В.

При секретаре Рузанове А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева И.Л. к Администрации го г. Уфа о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев И.Л. обратился в суд с иском к Администрации го г. Уфа о признании права собственности, указывая на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Васильевым И.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Медведевой Л.А., был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: РБ, <адрес>, что указано в договоре в п.7. При регистрации права собственности на дом, общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок, с уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, Васильеву И.Л. были выданы отказы с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, где сказано, что необходимо предоставить документ органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером . Для поиска такого документа он обратился в Государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» Республики Башкортостан, где ему была выдана справка о всех бывших владельцах дома. При запросе данных в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан, Васильеву И.Л. был дан ответ о том, что в документах архивного фонда исполкома Черниковского горсовета депутатов трудящихся БАССР, сведения о домо и землевладении по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ годы отсутствуют. При обращении в районную администрацию было отказано в оформлении земельного участка. Земельный участок ранее, согласно договора купли-продажи, имел площадь <данные изъяты> кв.м. После уточнения границ или на основании аэросъемки, кадастровая площадь была зарегистрирована площадью <данные изъяты> кв.м. Васильев И.Л. ничью территорию не занимал, у соседей претензий к границам его земельного участка нет. Считая, что земля находится у него в собственности, Васильев И.Л. стал строить новый дом на месте старого, благоустраивать земельный участок. А при сдаче на регистрацию права на дом, неожиданно получил отказ. Отсутствие правоустанавливающего документа на данный земельный участок и дом, грубо нарушает его права, и он не имеет возможности распорядиться им при необходимости и исправно платить налоги, не подвергаясь штрафным санкциям. В вышеуказанном доме прописан и проживает также брат истца - Васильев В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р, который к оформлению права за Васильевым И.Л. на вышеуказанный дом и земельный участок, претензий не имеет. На основании изложенного, просил признать за Васильевым И.Л., право собственности на дом, общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан,
Орджоникидзевский <адрес>; признать за Васильевым И.Л., право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>

Истец Васильев И.Л. в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.

Представитель Васильева И.Л. - Щитова А.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации го г. Уфа – Урмантаева Г.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала и показала, что спорный земельный участок, на котором находится принадлежащий Васильеву И.Л. объект недвижимости, не находится у Васильева И.Л.. в постоянном бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был приобретен истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с тем, что отсутствуют обстоятельства, подтверждающие наличие прав у истца на земельный участок, а именно отсутствие обстоятельств связанных с наличием права собственности на жилой дом, приобретенный истцом до ДД.ММ.ГГГГ, от которого зависит возникновение права собственности на земельный участок, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком подлежащее переоформлению бесплатно в собственность, в удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на земельный участок, площадью 711кв.м.. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, просит отказать.

Представитель третьего лица ГУП «БТИ», в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.

Выслушав представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между Васильевым И.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Медведевой Л.А., был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: РБ, <адрес>, что указано в договоре в п.7.

При регистрации права собственности на дом, общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок, с уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, Васильеву И.Л. были выданы отказы с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в связи с необходимостью предоставления документа органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером

ГУП «Бюро технической инвентаризации» Республики Башкортостан, была выдана справка о всех бывших владельцах дома.

При запросе данных в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан, Васильеву И.Л. был дан ответ о том, что в документах архивного фонда исполкома Черниковского горсовета депутатов трудящихся БАССР, сведения о домовладении и землевладении по ул.Д.Донского, 14 за ДД.ММ.ГГГГ годы отсутствуют.

Земельный участок, согласно договора купли-продажи, имел площадь <данные изъяты> кв.м.

После уточнения границ кадастровая площадь была зарегистрирована площадью <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. Данная норма получила дальнейшее развитие в п. 3 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества": собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе.

Как следует, из п.6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, - на праве постоянного бессрочного пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральным законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного- участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.

Между тем, как видно из материалов дела, спорный земельный участок, на котором находится принадлежащий Васильеву И.Л. объект недвижимости, не находится у Васильева И.Л.. в постоянном бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был приобретен истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с тем, что отсутствуют обстоятельства, подтверждающие наличие прав у истца на земельный участок, а именно отсутствие обстоятельств связанных с наличием права собственности на жилой дом, приобретенный истцом до ДД.ММ.ГГГГ, от которого зависит возникновение права собственности на земельный участок, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком подлежащее переоформлению бесплатно в собственность, в удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>м.. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что спорное строение является самовольной постройкой, поскольку возведено в отсутствие разрешения на строительство. Положительные заключения о соответствии постройки градостроительным, строительным и пожарным нормам и правилам отсутствуют.

Кроме того, ни до начала строительства, ни во время его Васильев И.Л. не предпринял надлежащих мер к легализации самовольной постройки. Доказательств, подтверждающих невозможность получения разрешения на строительство до начала возведения объекта, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не представлено. Необходимые для получения разрешений документы отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для признания права собственности Васильева И.Л. на самовольную постройку.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований о признании за Васильевым И.Л., право собственности на дом, общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.

Судья: Т.В. Попенова