Дело № 2-4171/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года город Уфа Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Троценко Ю.Ю., с участием представителя истца Гилевой М.В., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Киреевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сираева М.Ф. к Администрации городского округа город Уфа, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации Городского округа город Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Сираев М.Ф. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, КУМС Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № дома № по <адрес>. Исковые требования мотивировал тем, что указанное помещение в общежитии по адресу: <адрес> было предоставлено ему на основании решения администрации и профсоюзного комитета предприятия. На основании постановления Главы Администрации ГО г. Уфа в казну городского округа город Уфа было принято здание общежития, находящееся на балансе треста ОАО «Башгражданстрой» и расположенное по адресу: <адрес> Передача здания была оформлена актом приема-передачи согласно которому трест ОАО «Башгражданстрой» передало общежитие по <адрес>, а КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ принял жилой дом в ведение администрации ГО г. Уфа и одновременно передал в управление МУП УЖХ г. Уфы для последующего заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ МУП УЖХ г.Уфы, действующий от имени собственника жилого помещения - Администрации г.Уфы на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключило с Сираевым М.Ф. договор социального найма № согласно п.1 которого Сираеву М.Ф., как нанимателю и членам его семьи, передается в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение - квартира площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м находящаяся в муниципальной собственности по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивается предоставление за плату следующих коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление). Желая оформить в собственность занимаемое жилое помещение - квартиру № дома № по <адрес> РБ, истец обратился с заявлением в КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ, но получил отказ со ссылкой на невозможность приватизации жилого помещения, поскольку по данным Уфимского городского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» указанное жилое помещение числится нежилым. В судебном заседании представитель истца просила рассмотреть дело по просьбе истца в его отсутствие, исковые требования своего доверителя поддержала, просила удовлетворить. Истец, представители ответчиков Администрации ГО г. Уфа, КУМС Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили. В порядке ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что спорное помещение в общежитии по адресу: <адрес>, было предоставлено истцу на основании решения администрации и профсоюзного комитета предприятия. На основании постановления Главы Администрации ГО г. Уфа в казну городского округа город Уфа было принято здание общежития, находящееся на балансе треста ОАО «Башгражданстрой» и расположенное по адресу: <адрес> Передача здания была оформлена актом приема-передачи согласно которому трест ОАО «Башгражданстрой» передало общежитие по <адрес>, а КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ принял жилой дом в ведение администрации ГО г. Уфа и одновременно передал в управление МУП УЖХ г. Уфы для последующего заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. В соответствии со ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. ДД.ММ.ГГГГ МУП УЖХ г.Уфы, действующий от имени собственника жилого помещения - Администрации г.Уфы на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключило с Сираевым М.Ф. договор социального найма № согласно п.1 которого Сираеву М.Ф., как нанимателю и членам его семьи, передается в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение - квартира площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м находящаяся в муниципальной собственности по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивается предоставление за плату следующих коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление). В материалах дела имеется технический паспорт жилого помещения с инвентарным номером №, из которого усматривается, что квартира № общей площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м, является благоустроенным изолированным жилым помещением, расположена на первом этаже девятиэтажного дома по адресу: <адрес>. Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ст. 60 ЖК РФ). Согласно ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). В силу статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Предметом договора социального найма не могут быть помещения непригодные для постоянного проживания граждан, неизолированное жилое помещение, подсобные помещения, а также общее имущество многоквартирного дома. В квартире № общей площадью 21,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, наниматель постоянно проживает и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно вносится плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. При передаче здания общежития в муниципальную собственность квартира № передавалась как жилое помещение и была принята в состав муниципальной казны именно в качестве жилого помещения. Жилое помещение никогда не перепланировалась и более 10 лет используется в том состоянии, каким было предоставлено при заселении. На основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Согласно ст.7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В письме Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Российской Федерации от 08 июля 2005 года № 3.3-32/208 указано, что в статье 7 указанного Федерального Закона речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым, законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» утрачивают статус общежитий в силу закона. С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или, муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Согласно справке о регистрации, выданной Филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Орджоникидзевский район отделение «Борисоглебское» ДД.ММ.ГГГГ за №, в спорной квартире проживает и зарегистрирован наниматель Сираев М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ. Право на приватизацию, то есть бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде Сираевым М.Ф. не использовано, что подтверждается справками, выданными ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В преамбуле Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. Пункты 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гласят, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Таким образом, требования истца о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № общей площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Сираева М.Ф. к Администрации городского округа город Уфа, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации Городского округа город Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить в полном объеме. Признать за Сираевым М.Ф. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № общей площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес> Решение является основанием для регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан права собственности на квартиру № общей площадью 21,9 кв.м, в том числе жилой площадью 17,8 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес> за Сираевым М.Ф. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Ю.Ю. Троценко