№ 2-194/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 17 января 2012г. г.Уфа Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Попеновой Т.В. при секретаре Рузанове А.М. при рассмотрении гражданского дела по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» об устранении нарушений природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» об устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая на следующее. Проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы общенадзорной проверкой установлено, что предприятием в процессе производственной деятельности нарушается законодательство об охране атмосферного воздуха. Так, согласно утвержденному Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан «Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (книга 2, таблица 12.1) скорость слива-налива газового конденсата на источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух №6171 (эстакада слива № 1, путь 0, ж/д цистерны) не должна превышать 293,2 куб.м/ч. В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Санкт-Петербург, 2005) расчет максимальных разовых (г/с) и валовых (т/год) выбросов паров нефтепродуктов при сливе и заполнении ж/д цистерн можно провести по разделу 2.2 и 2.3 «Методики расчета вредных выбросов в атмосферу из нефтехимического оборудования. РМ 62-91-90». При этом выбросы из транспортных емкостей могут рассматриваться как самостоятельный источник загрязнения атмосферы, а для расчета выбросов принимают фактическую (часовую) производительность «самослива» (в куб.м./час). В соответствии с этим, максимально-разовые выбросы загрязняющих веществ (г/с) следует рассчитывать исходя из среднего фактического времени слива из цистерн (в часах). Расчет выбросов на предприятии выполнен по методике РМ 62-91-90 «Методика расчета вредных выбросов в атмосферу от нефтехимического оборудования». Согласно представленным ОАО «УНПЗ» данным (график событий по сливу привозного сырья на пути) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также справок о сливе газового конденсата за 23-25.09.2011, 09-12.10.2011, 14-16.10.2011, 25-26.10.2011 среднее время слива газового конденсата составило 4,6 часов. При этом часовая производительность по представленным справкам составляла: 24.09.2011-583 куб.м/ч; 25.09.2011 -553 куб.м/ч; 09.10.-10.10.2011 -375 куб.м/ч; 11.10.2011-511 куб.м/ч; 12.10.2011-463 куб.м/ч; 14.10.2011 -507 куб.м/ч; 15.10.2011-448 куб.м/ч; 16.10.2011-408 куб.м/ч; 26.10.2011-414 куб.м/ч. Во всех представленных ОАО УНПЗ случаях скорость слива газового конденсата значительно превышала предельную скорость в 293,2 куб.м/ч, установленную нормативом предельно-допустимых выбросов. Таким образом, ОАО УНПЗ нарушены экологические требования к эксплуатации эстакады слива № 1 путь 0, ж/д цистерны при сливе газового конденсата - не соблюдается фактическая (часовая) производительность «самослива» (в куб.м./час), что может привести к превышению максимальных разовых (г/с) и валовых (т/год) выбросов паров нефтепродуктов (метан, пентан, гексан, бензол, толуол, ксилол, сероводород) при сливе газового конденсата. Несоблюдение требований предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух означает, что природопользователем выбросы в атмосферный воздух осуществляются бесконтрольно, без ограничения условиями разрешения и нормативами ПДВ, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с тем, что ответчиком не соблюдаются условия, обозначенные в «Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», нарушается право населения, проживающего в районе производственной деятельности ответчика, на благоприятную окружающую среду, иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного, истец просил обязать ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» обеспечить соблюдение утвержденного Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников» в части скорости слива-налива газового конденсата (не более 293,2 куб.м/ч.) на источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух №6171 - эстакада слива № 1 путь 0, ж/д цистерны. В судебном заседании пом. Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры – Довлетов А.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме. Представители ОАО «УНПЗ» - Халиуллина Н.Н., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Андрианов Е.А., действующий по доверенности №прч от ДД.ММ.ГГГГ иск не признали и показали, что в заявлении не определены права и интересы лиц, в защиту которых предъявляются требования. Нормы законодательства, посвященные охране окружающей среды, перечисленные в исковом заявлении, являются отсылочными. Заявление не содержит установленных фактов нарушения прав и интересов лиц. Документы, приложенные к исковому заявлению и истребованные в период проверки, не являются допустимыми доказательствами. Материалы проверки, приложенные к иску не содержат документальных фактов, подтверждающих нарушение Ответчиком требований «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников», а также документальных подтверждений причинения вреда окружающей среде действиями Ответчика. В материалах дела имеются справки, составленные ответственным исполнителем ОАО «УНПЗ», адресованные в сектор экологии ОТ ПК ГСО ОАО «УНПЗ» о количестве слитого газового конденсата в 2009, 2010 и 2011 годы. При этом, материалы дела не содержат документальных подтверждений, о том какая часовая производительность была при выполнении слива. Представляется, что часовая производительность, указанная в иске высчитана предположительно исходя из количества слитого газового конденсата. Таким образом, изложенные в иске обстоятельства не подтверждены Заявителем документально. При этом сам факт нарушения скорости слива-налива газового конденсата (не более 293,2 куб.м/ч) предусмотренную «Проектом нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников» утвержденным Управлением Росприроднадзора по РБ за указанный в иске период не оспаривали, однако сослались на то, что с 2012г. предусмотрена иная скорость слива-налива газового конденсата. На день рассмотрения дела не имеют возможности предоставить представить установленную и утвержденную иную скорость слива-налива газового конденсата. Выслушав представителей стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно утвержденному Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан «Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (книга 2, таблица 12.1) скорость слива-налива газового конденсата на источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух №6171 (эстакада слива № 1, путь 0, ж/д цистерны) не должна превышать 293,2 куб.м/ч. Данное обстоятельство представителями ответчика не оспаривались. Истец указывает, что 24.09.2011г., 25.09.2011г., 09.10.-10.10.2011г., 11.10.2011г., 12.10.2011г., 14.10.2011г., 15.10.2011г., 16.10.2011г., 26.10.2011г. скорость слива газового конденсата значительно превышала предельную скорость в 293,2 куб.м/ч, установленную нормативом предельно-допустимых выбросов. Данное утверждение представители ответчика не оспаривали, однако указали, что при увеличении скорости, никакие неблагоприятные последствия не возникли. Однако, частью 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ предусматрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В ходе рассмотрения дела были допрошены в качестве специалистов начальник отдела мониторинга Управления государственного аналитического контроля Министерства природопользования и экологии РБ – ФИО5 и начальник отдела ХМС – ФИО6, которые показали, что ими проводился в течение трех месяцев (август-октябрь) отбор проб воздуха в районе Черниковки. Отбор производили в ночное время, чтобы избежать влияние выбросов автотранспорта. Было осуществлено 50 выездов, пробы отбирались с 26 точек. В результате исследования отобранных проб было установлено превышение предельно допустимой концентрации в 10 и более раз, чаще по ароматическим углеводородам. По полученным анализам установили предприятие. В дальнейшем были отобраны пробы атмосферного воздуха на промплощадке ОАО «УНПЗ» до слива, во время слива и после слива газового конденсата. Весь перечень органических соединений, которые были неоднократно обнаружены с превышением ПДК (предельно-допустимая концентрация) в пробах атмосферного воздуха северной части г. Уфы, идентифицированы в образцах газового конденсата и пробах атмосферного воздуха на промплощадке ОАО «УНПЗ». В указанный период ОАО «УНПЗ» была нарушена скорость слива газового конденсата, что также повлекло увеличение ПДК органических соединений, которые в результате увеличения скорости не успевали рассеиваться. При увеличении скорости, происходит изменение нормативов ПДК, расчет рассеивания меняется, что было установлено путем произведенных расчетов. При производстве расчетов учитывали скорость налива, направление ветра, скорость ветра, т.е. были учтены все метеорологические параметры. Превышение в указанный период скорости слива-налива газового конденсата ответчики не оспаривали. Таким образом, ОАО УНПЗ нарушены экологические требования к эксплуатации эстакады слива № 1 путь 0, ж/д цистерны при сливе газового конденсата - не соблюдается фактическая (часовая) производительность «самослива» (в куб.м/час), что может привести к превышению максимальных разовых (г/с) и валовых (т/год) выбросов паров нефтепродуктов (метан, пентан, гексан, бензол, толуол, ксилол, сероводород) при сливе газового конденсата. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Статья 46 этого закона предусматривает, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других геологических нормативов; экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и геологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное право обеспечивается прежде всего соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха. Несоблюдение требований предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух означает, что природопользователем выбросы в атмосферный воздух осуществляются бесконтрольно, без ограничения условиями разрешения и нормативами ПДВ, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с тем, что ответчиком не соблюдаются условия, обозначенные в «Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», нарушается право населения, проживающего в районе производственной деятельности ответчика, на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В ходе рассмотрения дела представителями ответчика было указано на то, что с января 2012г. в «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников» в части установления скорости слива-налива газового конденсата были внесены изменения. Однако сам измененный «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников», утвержденный Управлением Росприроднадзором по РБ не представлен. Таким образом, на день рассмотрения дела, доказательств увеличения скорости слива-налива газового конденсата, предусмотренной в «Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников», утвержденным Управлением Росприроднадзором по РБ представлено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, так как сам факт нарушения скорости за указанный период ответчиком не оспаривался. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» обеспечить соблюдение утвержденного Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу из источников» в части скорости слива-налива газового конденсата (не более 293,2 куб.м/ч.) на источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух №6171 - эстакада слива № 1 путь 0, ж/д цистерны. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы. Судья: Т.В. Попенова
воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.