Решение по иску Бадретдиновой, Ганеевый, Нурлыгаяновой к Нурмухаметову о признании завещания недействительным, удовлетворено



Дело № 2-731/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 02 июля 2012 года

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Осипова А.П.,

при секретаре Теплых Ю.Г.,

с участием истцов Бадретдиновой Р.М., Ганеевой Р.М., Нурлыгаяновой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадретдиновой Р.М., Ганеевой Р.М., Нурлыгаяновой Р.М. к Нурмухаметову И.М. о признании завещания недействительным,

установил:

Бадретдинова Р.М., Ганеева Р.М., Нурлыгаянова Р.М., обратились в суд с иском к Нурмухаметову И.М. о признании завещания недействительным.

В обоснование своих требований истцы указывают на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать Нурмухаметова Ш.С. В установленный законом срок они обратились к нотариусу Шалыгиной Е.С. с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти матери как наследники первой очереди по закону, однако нотариус им сообщила, что они не смогут вступить в наследство по закону, поскольку в 2010 году имущество завещано их брату ответчику Нурмухаметову И.М.

Считают, что при составлении завещания на имя Нурмухаметова И.М., их мать не могла осознавать значения своих действий в силу плохого физического состояния, преклонного возраста и наличия инвалидности 2 группы. Кроме того, она принимала сильнодействующие медицинские препараты, потому они имеют основания полагать, что на момент составления завещания она и была дееспособна, но в силу вышеуказанных причин не могла отдавать отчет своим действиям.

Просили суд признать недействительным завещание Нурмухаметовой С.Ш., исполненное 10.08.2010 года в пользу Нурмухаметова И.М., удостоверенное нотариусом нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгиной Е.С., зарегистрированное в реестре за - недействительным.

В судебном заседании истцы Бадретдинова Р.М., Ганеева Р.М., Нурлыгаянова Р.М. иск поддержали и просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Нотариус нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгина Е.С., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, на судебном заседании пояснила, что действительно удостоверяла спорное завещание, однако поскольку с момента удостоверения сделки прошло достаточное количество времени, вспомнить Нурмухаметову С.Ш. она не может, однако если бы у нее возникли какие-либо сомнения, то сделку бы она не удостоверила. Какими-либо нормативными документами ей не вменено в обязанность требовать от престарелых граждан требовать предоставление справок от медицинских учреждений о состоянии здоровья. Сама же она не обладает специальными познаниями в медицине, не является дипломированным медицинским работником и потому не имеет возможности определять физическое и психическое состояние обратившихся к ней за совершением нотариальных действий граждан.

Ответчик Нурмухаметов И.М. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, в материалах дела имеются уведомление о получении судебной повестки и уведомление о направлении и получении телефонограммы, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки не представил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, с учетом мнения истцов, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Нурмухаметова И.М.

Выслушав истцов, нотариуса Шалыгину Е.С., привлеченную к участию в деле в качестве третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения (пункт 1 статьи 177 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В силу пункта 1 статьи 209, пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Как следует из реестра для регистрации нотариальных действий нотариуса нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгиной Е.С. за 2010 год, десятого августа 2010 года Нурмухаметова С.Ш. обратилась к нотариусу нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгиной Е.С. за совершением нотариальных действий – оформлением и удостоверением завещания.

В судебном заседании, состоявшимся 02 июля 2012 года нотариус нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгина Е.С. суду пояснила, что она действительно 10 августа 2010 года удостоверила подпись Нурмухаметовой С.Ш. на завещании, согласно которому Нурмухаметова С.Ш. завещала все свое имущество, какое ко дню его смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, Нурмухаметову И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При процедуре удостоверения подписи Нурмухаметовой Ш.С. соблюдалась тайна совершения нотариальных действий. Текст завещания, составленный со слов Нурмухаметовой Ш.С., был ей подготовлен и напечатан и до его подписания прочитан Нурмухаметовой Ш.С.

Сомнений в том, что она понимает значение своих действий, у нее на тот момент не возникло.

По ходатайству истцов Бадретдиновой Р.М., Ганеевой Р.М., Нурлыгаяновой Р.М. судом 06 марта 2012 года была назначена посмертная судебно-психиатрическая экспертиза с целью выяснения вопроса о способности Нурмухаметовой С.Ш., умершей ДД.ММ.ГГГГ, во время подписания завещания, а именно 10.08.2010 года, понимать значение своих действий и руководить ими.

Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии от 28 марта 2012 года за № 338 Нурмухаметова С.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период времени, относящийся к подписанию завещания 10.08.2010 года обнаруживала признаки <данные изъяты>. Об этом свидетельствуют данные медицинской документации о имеющемся у нее <данные изъяты> (головные боли, головокружения, слабость), с нарастающим изменением познавательных процессов (выраженным снижением памяти, повышенной внушаемостью, подчиняемостью, зависимостью от случайных обстоятельств и чужого мнения, трудностью в усвоении новой информации, снижением способности к пониманию и анализу сложных жизненных обстоятельств, критической оценке и прогнозированию результатов своих действий), с присоединением в последующем психотических расстройств, с галлюцинаторными переживаниями, психомоторным возбуждением. Указанное психическое расстройство лишало Нурмухаметову С.Ш. в период подписания завещания 10.08.2010 года способности к самостоятельному принятию решений, к саморегуляции и самопроизвольному поведению и реализации решения, в связи с чем Нурмухаметова С.Ш. в период 10.08.2010 года не могла понимать значения своих действий и руководить ими.

В соответствии с пунктом 2 статьи 187 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы).

У суда не возникает сомнений в обоснованности заключения судебно-психиатрической экспертизы от 28 марта 2012 года № 338, поскольку факт того, что Нурмухаметова С.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по своему психическому и физическому состоянию не могла понимать значения своих действий и руководить ими в период составления завещания – 10 августа 2010 года, подтверждается материалами дела и не опровергнуты ответчиком и представленными ответчиком письменными свидетельскими показаниями.

К представленному ответчиком и приобщенному к материалам дела письменному заявлению Нуретдинова И.А., в качестве доказательства, суд относится критически, поскольку 10 августа 2010 года данное лицо с Нурмухаметовой С.Ш. не встречалось и потому в объективности его оценки физического и психического состояния Нурмухаметовой С.Ш. у суда имеются сомнения.

В материалах дела также имеются медицинские документы, свидетельствующие о качестве здоровья Нурмухаметовой С.Ш., согласно которым, в частности амбулаторной карты, она имела инвалидность второй группы, а ДД.ММ.ГГГГ скончалась. Причиной ее смерти явился <данные изъяты>. С 70-х годов она страдала <данные изъяты>. С 1987 года страдала <данные изъяты>. В 2003 году и в 2004 году находилась на стационарном лечении в Нуримановской ЦРБ с диагнозом <данные изъяты>. При вызове врача на дом в 2008 году жаловалась на головокружение и шум в ушах. В связи с чем ей был поставлен диагноз: <данные изъяты>. Была рекомендована консультация невролога. Неврологом была осмотрена 03.06.2008 года. Жалобы со стороны ухаживающих на то, что заблудилась, не узнает близких, теряет вещи, ругается нецензурной бранью, плохо спит, контакту продуктивному не доступна, дезориентирована во времени и пространстве, за собой не следит, критики к болезненным переживаниям нет, эмоционально уплощена, нуждается в постороннем уходе. Диагноз: <данные изъяты>. В последующем жаловалась на сильные головные боли, головокружение, неустойчивость при ходьбе, шум в ушах и плохой сон. Было назначено симптоматическое лечение с применением гипотензивных и сосудистых препаратов. 28.05.2010 года была осмотрена на дому. Со слов ухаживающих не спит ночью, ведет себя неадекватно, не узнает соседей, слышит посторонние голоса, разговаривает сама с собой, уходит из дома. При осмотре контакту труднодоступна, за собой не следит, утрачены навыки самообслуживания, критики нет, эмоционально уплощена, память на текущие события снижена, нуждается в постороннем уходе и надзоре. Поставлен диагноз <данные изъяты>.

Таким образом, исходя из показаний истцов, информации, содержащейся в амбулаторной карте, заключения судебно-психиатрической экспертизы, суд приходит к выводу о том, что Нурмухаметова С.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в момент составления завещания 10 августа 2010 года не была способна понимать значения своих действий и руководить ими.

Проанализировав и оценив в совокупности показания истцов, нотариуса нотариального округа Нуримановский район РБ Шалыгиной Е.С., удостоверившей сделку 10.08. 2010 года, изучив информацию, изложенную в амбулаторной карте Нурмухаметовой С.Ш., ознакомившись с заключением по результатам посмертной психиатрической экспертизы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Бадретдиновой Р.М., Ганеевой Р.М., Нурлыгаяновой Р.М. к Нурмухаметову И.М. и считает необходимым признать завещание, составленное 10.08.2010 года Нурмухаметовой С.Ш. в пользу Нурмухаметова И.М., удостоверенное нотариусом нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгиной Е.С. и зарегистрированное в ее реестре за № 2543 – недействительным.

Согласно пункта 3 статьи 177 Гражданского кодекса РФ, если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацем 2 и 3 пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 1131 Гражданского кодекса РФ, при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Иск Бадретдиновой Р.М., Ганеевой Р.М., Нурлыгаяновой Р.М. к Нурмухаметову И.М. о признании завещания недействительным, удовлетворить

Признать недействительным завещание, составленное 10.08.2010 года Нурмухаметовой С.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о распоряжении принадлежащим ей при жизни имуществом в том числе жилым домом и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> в пользу Нурмухаметова И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверенное нотариусом нотариального округа Нуримановский район Республики Башкортостан Шалыгиной Е.С. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в ее реестре за № 2543.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

Судья: А.П. Осипов