дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Александровой Н.А., при секретаре Маминовой Л.Т., с участием заявителя С.Е.А., представителя Администрации ГО г. Уфа РБ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Закирьяновой Л.М., представителя Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа РБ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллиной Д.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Е.А. о признании незаконными и необоснованными решений, действий/бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы у с т а н о в и л: С.Е.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит: - признать незаконными и необоснованными решения Администрации ГО г.Уфы и Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы о расширении парковочных мест, об уничтожении кустов и газонов во дворе дома <адрес>, и обязать устранить нарушения, приведя дворовую территорию в прежний вид; признать незаконным и необоснованным бездействие Администрации ГО г.Уфы, выразившееся в не издании закона о запрещении постоянной парковки во дворах, а также отсутствии контроля за ночными постоянными парковками во дворах, и обязать устранить нарушения. Заявленные требования С.Е.А. мотивировала тем, что она постоянно проживает по адресу: <адрес>. В последние годы Администрация ГО г. Уфа приняла решение, так называемое, по- мнению заявителя, «500 дворов» по расширению парковочных мест для транспортных средств за счет газонов, деревьев и кустов во дворах жилых домов. Ранее, до принятия данного решения Администрацией ГО г.Уфа, двор дома <адрес> имел газон с большим количеством деревьев, клумб, также во дворе была облагороженная детская площадка, беседка, скамейки. В настоящее время, в связи с реализацией решения Администрации ГО г.Уфы о расширении парковочных мест, во дворе дома <адрес> были спилены деревья, часть газона закатана под асфальт, детская площадка окружена припаркованными транспортными средствами, соответственно, и выхлопными газами. Заявитель считает, что такое количество автотранспортных средств, находящихся во дворе дома <адрес>, нарушат права граждан, поскольку загрязняется воздух. Кроме того, транспортные средства являются еще и шумовым загрязнением, а именно звуки мотора автомобиля, срабатывание сигнализаций в любое время нарушает покой и сон граждан, а так же влияет на психическое состояние человека. Как указывает С.Е.А. она многократно, в течение последних лет обращалась с жалобами в Администрацию ГО г. Уфа, Администрацию Оджоникидзевского района, но никакой реакции не последовало. Также С.Е.А. обращалась с жалобами и в Прокуратуру Орджоникидзевского района г. Уфы, которой было вынесено четыре предписания за незаконную вырубку деревьев во дворе дома <адрес> Тем не менее, администрация продолжает нарушать права граждан, хоть им и известно о наличии градостроительных норм, по которым часть двора может быть выделена под временную стоянку, в то время как постоянная стоянка автомобилей во дворах жилых домов запрещена законом. Неконтролируемое властями количество автотранспорта создает, к тому же, проблемы на дорогах, мешая муниципальному городскому транспорту совершать перевозки пассажиров. Автотранспорт производит большую долю загрязнений окружающей среды, при этом, владельцы транспортных средств несут лишь минимальные расходы по его содержанию. Между тем, Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Заявитель полагает, что государство обязано построить парковки вдали от жилых домов, а не в жилой зоне, уничтожая, при этом, зеленые насаждения. В судебном заседании С.Е.А. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, и просила его удовлетворить. Представитель Администрации городского округа город Уфа Закирьянова Л.М. с заявлением С.Е.А. не согласилась и просила в его удовлетворении отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве. Также представитель Администрации ГО г. Уфа пояснила, что ООО «ЖЭУ №», которое производило работы по капитальному ремонту дворовой территории дома заявителя, является юридическим лицом и, соответственно, отвечает по своим обязательствам самостоятельно. Заявителем С.Е.А. не представлено каких- либо доказательств того факта, что в результате действий или бездействий Администрации ГО г. Уфа ухудшилась экологическая обстановка, то есть не представлены заключения соответствующих органов: санитарно-эпидемиологическим или медицинским заключением. Представитель Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа РБ Хисматуллина Д.Ф. также просила суд отказать в удовлетворении заявления С.Е.А. ввиду его безосновательности, ссылаясь на то, что в компетенцию Администрации района не входит принятие оспариваемых заявителем решений. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления С.Е.А. по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают какую-либо обязанность или незаконно привлекают к ответственности. Статьей 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений. В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Однако на основании ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 (с учетом общих положений искового производства об обоснованности истцом факта либо угрозы нарушения его прав, свобод или законных интересов и необходимости приведения им же доказательств, подтверждающих эти обстоятельства (ст. 131 ГПК РФ) при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, гражданин освобожден от обязанности доказывания незаконности обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится, в том числе, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). В соответствии со ст. 1 Устава городского округа <адрес> Республики Башкортостан, принятым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 3/6 (с последующими изменениями) (далее- Устав), городской округ город Уфа Республики Башкортостан - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения городского округа, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. В силу пункт 26 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В городе Уфе порядок осуществления благоустройства и озеленения территории установлен Правилами охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26.02.2010 N 23/19 (ред. от 23.12.2010) (далее- Правила). В соответствии с указанными Правилами, которые являются обязательными для исполнения на территории городского округа всеми юридическими и физическими лицами, организация озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесов осуществляет Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ( УКХиБ). В силу п. 4.1, 4.2 Правил категорически запрещается самовольная вырубка древесно-кустарниковой растительности в зеленой зоне городского округа. Всем юридическим и физическим лицам запрещается самовольная обрезка, вырубка деревьев и кустарников, уничтожение газонов и цветников. Пунктами 4.11-4.13 Правил предусмотрено, что отвод лесных насаждений или отдельно стоящих деревьев под рубку, независимо от их местонахождения, производится УКХиБ. В случае обнаружения усыхания деревьев ответственные за сохранность зеленых насаждений лица должны в трехдневный срок в письменном или устном виде поставить в известность УКХиБ для принятия необходимых предупредительных лечебных мер. Пользователи территорий, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны производить снос сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих веток и т.д. только по разрешению УКХиБ в обусловленные сроки своими силами или по договору со специализированными организациями. Согласно Решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № « О структуре Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа и Администрация Орджоникидзевского района ГО город Уфа входят в структуру Администрации ГО город Уфа с наделением их правами юридических лиц. Согласно письма заместителя начальника Управления УКХиБ от ДД.ММ.ГГГГ № разрешений и актов на сокращение площади газона по адресу: <адрес> не выдавалось. В то же время, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе заместителя начальника УКХиБ Администрации г. Уфы, представителей МУП «Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа г. Уфа РБ» и заказчика- представителя ООО «ЖЭУ №» был составлен акт № о том, что на территории заказчика в Орджоникидзевском районе г. Уфы под капитальный ремонт дворовых территорий во дворе дома <адрес> в г. Уфе подлежат сносу деревья: ясень (возраст 24-28 лет), ясень (возраст 28-30 лет), клен (возраст 38-40 лет) по причине морозобойной трещины; три тополя (возрастом 68-70 лет, 62-64 года, 82-84 года) по причине стволовой гнили и перегноя, ели в количестве 2 штук возрастом до 4 лет и живая изгородь в количестве 32 погонных метров подлежат пересадке. ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа было выдано ООО «ЖЭУ №» разрешение № на производство работ в зоне зеленых насаждений согласно указанного выше акта в срок до 6 месяцев. Таким образом, суд приходит к выводу, что названное разрешение было выдано самостоятельным юридическим лицом- Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа в рамках предоставленных ему нормативными актами местного самоуправления полномочий другому юридическому лицу- Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №», которые, в силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учитывая изложенное, суд полагает, что факт нарушения посредством действия или бездействия Администрацией ГО город Уфа и Администрацией Орджонкидзевского района ГО город Уфа каких-либо прав заявителя, в том числе права на благоприятную окружающую среду, в ходе судебного разбирательства не установлен. Вопреки доводам заявителя, Администрациями города и района никаких решений по поводу сокращения площади газона либо вырубке зеленых насаждений во дворе жилого дома заявителя не принималось, поскольку обязанность принятия таких решений возложена на другие организации. При этом следует отметить, что согласно п. 4.17. Правил при сносе зеленых насаждений лица, осуществившие данный снос, обязаны восстановить сносимые зеленые насаждения на своей или прилегающей территории в очередной вегетационный период или перечислить восстановительную стоимость в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан для их восстановления и сохранения необходимого баланса зеленых насаждений на территории городского округа по согласованию с УКХиБ. Таким образом, Правилами предусмотрены компенсационные меры, направленные на поддержание существующего уровня экологической обстановки в городе путем высадки такого же количества деревьев, что были спилены. Далее. Как указывалось выше, статьей 4 Устава закреплен круг вопросов местного значения городского округа город Уфа. Между тем, регулирование муниципалитетом количества транспортных средств в городе либо ограничение такого количества к указанному кругу вопросов не относится, как не переданы такие полномочия органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Доводы заявителя С.Е.А. о том, что в результате бездействия Администрации ГО г. Уфа и Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы нарушается ее право на покой и тишину в ночное время, по- мнению суда, также несостоятельны. В силу ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 18.07.2011 N 430-з "Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время" не допускается совершение в ночное время действий, влекущих нарушение покоя граждан и тишины, в том числе использование (в том числе в транспортных средствах) звукопроизводящих устройств и (или) устройств звукоусиления, применение звуковых сигнальных устройств транспортного средства в случаях, не предусмотренных Правилами дорожного движения или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Статья 13.5. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях" от ДД.ММ.ГГГГ N 413-з предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время, однако функции за осуществлением контроля за соблюдением указанного закона возложены на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) (ст. 15.1 Кодекса), а не на Администрации города и района. Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Между тем, оснований полагать, что Администрацией ГО Г. Уфа или Администрацией Орджоникидзевского района ГО г. Уфа нарушаются права и свободы С.Е.А. либо данными органами приняты решения, совершены действия или наличествует бездействие, повлекшие нарушение прав заявителя, у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований С.Е.А. Руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ р е ш и л: в удовлетворении заявления С.Е.А. о признании незаконными решений, действий/бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы и устранении нарушений отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы. Судья: Н.А. Александрова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ