12-389/2011 Шайхклисламов М.Ф. на постановление госудаственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 г. г. Уфа

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ Батршина Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по жалобе Шайхулисламова М.Ф. на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Шайхулисламов М.Ф. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указывая, что постановлением государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 4,1 ст.20.4 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

С вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Он работает <данные изъяты>

Согласно Договору от ДД.ММ.ГГГГ предприятие арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> у гр.Е.

Согласно п.2,1.3. договора аренды обязанность своевременно проводить мероприятия по поддержанию помещения и коммуникаций в соответствии с правилами пожарной безопасности возложена на арендодателя.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью первой ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных правилами, нормами, стандартами.

В силу действующего законодательства ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий ( п. 38 Правил).

Таким образом, лицом, ответственным за нарушение правил пожарной безопасности, может быть как арендодатель, так и арендатор.

При этом стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, поэтому к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

Поскольку по условиям договора аренды обязанность своевременно проводить мероприятия по поддержанию помещения и коммуникаций в соответствии в правилами пожарной безопасности возложена на арендодателя, он как руководитель предприятия, несет административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, в связи с чем он незаконно привлечен к ответственности.

Кроме вышеизложенного должностным лицом нарушен порядок привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

ДД.ММ.ГГГГ им, как директором <данные изъяты> от государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. получено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым установлен срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ

В тот же день - ДД.ММ.ГГГГ в отношении него составлены два протокола, , и с указанием нарушения - не демонтировал отделку стен и не выполнил пандус.

Составление протокола об административном правонарушении в день выдачи предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым установлен срок устранения нарушений является нарушением норм привлечения к административной ответственности, что в свою очередь влечет признание протоколов доказательствами, полученными с нарушением закона и невозможность их принятия судом в качестве надлежащих доказательств.

Просит постановление государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Шайхулисламов М.Ф. поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить.

Представитель ГУ МЧС России по РБ Суслов К.В. в судебном заседании пояснил, что доводы жалобы Шайхулисламова М.Ф. считает необоснованными, постановление государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Шайхулисламова М.Ф. к административной ответственности по ст. ст.20.4 КоАП РФ и наложении взыскания виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей является законным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в лице директора Шайхулисламова М.Ф. заключила с Е. договор аренды на временное пользование и владение нежилым помещением – офисом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, состоящим из 2 комнат.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору А. государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Акчуриным А.А. была проведена проверка <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой были выявлены следующие нарушения: на путях эвакуации (тамбур входной группы, лестничная клетка, коридор) для отделки стен и потолка используются горючие материалы с неизвестным показателем пожарной опасности (пластиковые панели), чем нарушены ППБ 01-03 п. 3, 53; СНиП 21-01-97* п. 6. 25*; на путях эвакуации перед выходом из торгового зала, в местах перепада высот не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6, чем нарушены ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.28*; отделка стен торгового зала выполнена из горючего материала, с неизвестным показателем пожарной безопасности (пластиковые панели), чем нарушены ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.85*.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица директора <данные изъяты> были составлены государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Акчуриным А.А. два протокола об административном правонарушении.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. в помещениях <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> установлено нарушение требований пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03), а именно: не демонтирована отделка стен торгового зала, выполненная из горючего материала (пластиковые панели) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.85*, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

С данным протоколом Шайхуслиламов М.Ф. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, ему разъяснены были права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. в помещениях <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> установлено нарушение требований пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03), а именно: не демонтирована горючая отделка стен и потолка на путях эвакуации (тамбур входной группы, лестничная клетка, коридор) (пластиковые панели). ППБ 01-03 п. 53; на путях эвакуации перед выходом из торгового зала в местах перепада высот не выполнен пандус с уклоном не более 1:6. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

С данным протоколом Шайхуслиламов М.Ф. был ознакомлен также своевременно ДД.ММ.ГГГГ, ему разъяснены были права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.

Как следует из объяснений Шайхусламова М.Ф. в протоколах об административном правонарушении , от ДД.ММ.ГГГГ, он не согласен с формулировкой нарушения, однако, факты, зафиксированные в протоколах об административном правонарушении он не оспаривал ни ДД.ММ.ГГГГ, ни в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

В связи с вышеизложенными фактами должностное лицо <данные изъяты> Шайхулисламов М.Ф. был постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору капитана внутренней службы Акчуриным А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03), а именно: не демонтировал отделку стен торгового зала, выполненную из горючего материала (пластиковые панели) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.85*, не демонтировал горючую отделку стен и потолка на путях эвакуации (тамбур входной группы, лестничная клетка, коридор) (пластиковые панели). ППБ 01-03 п. 53; на путях эвакуации перед выходом из торгового зала в местах перепада высот не выполнил пандус с уклоном не более 1:6. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*. На Шайхулисламова М.Ф. наложен административный штраф в сумме 15000 руб.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. … Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Довод Шайхулисламова М.Ф. о том, что государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору капитаном внутренней службы Акчуриным А.А. был нарушен порядок привлечения его к административной ответственности, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности <данные изъяты>, где срок для устранения нарушений определен ДД.ММ.ГГГГ, а постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору капитана внутренней службы Акчурина А.А. он был привлечен за невыполнение требований, содержащихся в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельным.

Так, вышеуказанным постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору капитана внутренней службы Акчурина А.А. <данные изъяты> Шайхулисламов М.Ф. был привлечен за невыполнение требований пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. по факту выявленных на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушений, о чем были составлены протоколы и . Тем более, что сам факт наличия данных нарушений, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и в протоколах об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за и , Шайхулисламов М.Ф. не отрицал. Формулировка изложения существа правонарушений в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которую оспаривает податель жалобы, не свидетельствует об отсутствии факта самих правонарушений, предусмотренных ст. 20.4 ч. 1, 4 КоАП РФ, выявленных в ходе проведенной гос. инспектором г. Уфы по пожарному надзору капитаном внутренней службы Акчуриным А.А.

Довод Шайхулисламова М.Ф. о том, что к ответственности за выявленные в ходе проверки нарушения по адресу: <адрес>, где располагалось и функционировало <данные изъяты> которого он является, должен был быть привлечен по ст. 20. 4 ч. 1, 4 КоАП РФ собственник помещения Е.. как арендодатель помещения в связи с условиями договора аренды данного помещения, суд также считает несостоятельным и не принимает во внимание по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности « от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Шайхулисламов М.Ф. является директором <данные изъяты> то есть руководителем данного предприятия (организации), в связи с чем ссылка его на п. 2.1.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которым на арендодателя возложена обязанность своевременно проводить мероприятия по поддержанию помещения и коммуникаций в соответствии с правилами пожарной безопасности и требованиям СЭН, являются несостоятельны.

Кроме того, отсутствует, как пояснил сам Шайхулисламов М.Ф., акт приема-передачи помещения по адресу: <адрес> от собственника и арендодателя помещения Е. арендатору Шайхулисламову М.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Шайхулисламова М.Ф. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 20. 4 ч. 1, 4 КоАП РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст. 20. 4 ч. 1, 4 КоАП РФ вынесено гос. инспектором г. Уфы по пожарному надзору капитаном внутренней службы Акчуриным А.А. законно и обоснованно и оснований для его отмены суд не находит.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору капитаном внутренней службы Акчуриным А.А. о привлечении к административной ответственности Шайхулисламова М.Ф. по ст. 20. 4 ч. 1, 4 КоАП РФ и наложении административного штрафа в сумме <данные изъяты> руб. оставить без изменения, а жалобу Шайхулисламова М.Ф. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение десяти дней через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы.

Судья Ю.А. Батршина