О предоставлении денежных средств на приобретение жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.



    Дело       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Орда Пермского края                                                     24 февраля 2011 года

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Трясциной Т.Г.

с участием прокурора Вакутина И.Ю.

истца Никитиной Н.В.

представителя Администрации Ординского муниципального района Погореловой О.В.,

третьего лица представителя органа опеки и попечительства Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края Дьяконовой Л.А.

при секретаре Мишариной А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску Никитиной Н.В. к администрации Ординского муниципального района, Правительству Пермского края, о возложении обязанности по предоставлению денежных средств на приобретение жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

            Никитина Н.В. обратилась с иском к администрации Ординского муниципального района, о возложении обязанности по приобретению ей жилого помещения и предоставления вне очереди на условиях договора социального найма, к Правительству Пермского края о предоставлении администрации Ординского муниципального района денежных средств на приобретение указанного жилого помещения, обосновывая свои требования тем, что она является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения 18-летнего возраста она остался без попечения родителей, в связи с тем, что её отец В. умер 08 января 2005 года, мать - Т. на основании решения Ординского районного суда Пермской области от 18 апреля 2005 года была лишена в отношении её родительских прав.

С 20 июня 2005 года и до настоящего времени она состоит на учете на получение жилого помещения (л.д.10-13). Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Ординским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, сведения о зарегистрированных правах на Т. отсутствуют (л.д.14), т.е. жилыми помещениями на праве собственности она не обладает.

В судебном заседании Никитина Н.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Ординского муниципального района Погорелова О.В. иск признала, суду пояснила, что     Никитина Н.В. на основании распоряжения главы администрации района № 204-р от 20.06.2005 года состоит на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. Денежные средства из краевого бюджета им предоставляют. Им были выделены денежные средства 28.12.2010 года, которые необходимо было использовать до конца года, что за оставшиеся дни сделать было невозможно, все выделенные денежные средства они были вынуждены возвратить обратно. В марте 2011 года им должны прийти денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, при поступлении которых будут приобретать лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе Никитиной Н.В.

Представитель ответчика Правительства Пермского края Кессер М.Н. действующая по доверенности просит рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном возражении просит в удовлетворении заявленных Никитиной Н.В. требований отказать, т.к. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения
родителей;отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального
образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание
в виде лишения свободы.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Из искового заявления следует, что Никитина Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно распоряжения администрации Ординского района Пермской области от 01.09.2005 г. №296-р «О постановке на учет на получение жилья» Никитина Н.В. поставлена на регистрационный учет на получение жилья.

В адрес Правительства не представлены данные на родителей Никитиной Н.В. подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из УФРС, БТИ, ЦТИ). Также отсутствуют сведения на самого Никитину Н.В. из БТИ, ЦТИ.

В силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства.

В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Никитина Н.В. не имеет права на обеспечение жилой площадью, у Никитиной Н.В. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края по Ординскому муниципальному району Дьяконова Л.А. исковые требования Никитиной Н.В. поддерживает.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и на основании решения органа местного самоуправления.

Согласно п. 16 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 5,8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляются органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам.

Согласно п. 2 данного Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.

Судом установлено, что отец Никитиной Н.В. - В. умер 08 января 2005 года (л.д.23), мать Никитиной Н.В. - Т. по решению Ординского районного суда от 18 апреля 2005 года в отношении Никитиной Н.В. лишена родительских прав (л.д. 21-22), после чего Никитина Н.В. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласно постановления главы Ординского муниципального района от 20 июня 2005 года № 204-р Никитина Н.В. поставлена на регистрационный учет на получение жилого помещения (л.д.13).

Согласно копии паспорта Никитина Н.В. места жительства не имеет ( л.д. 17-18), имеет временную регистрацию по адресу <адрес> до 30 июня 2014 года (л.д. 19).

Согласно уведомления Ординского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Никитиной Н.В. на объекты недвижимого имущества (л.д. 14).

Согласно справки МП «БТИ Ординского района» Никитина Н.В. и её родители Т. и В. в Ординском районе Пермского края не имеет квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности, в приватизации жилья в Ординском муниципальном районе не участвовал (л.д.14, 49- 50).

Согласно данных Кунгурского филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» сведений о регистрации права собственности на Никитину Н.В., родителей Никитиной Н.В. - Никитина Н.В., Т. нет. ( л.д. 48).

Согласно уведомления Ординского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах родителей Никитиной Н.В. - Т. и В. на объекты недвижимого имущества (л.д. 45-47).

Суд считает доказанным, что Никитина Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Никитина Н.В. своего жилья не имеет, жилое помещение ей не предоставлено, у родителей Никитиной Н.В. в собственности жилье также отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд считает, что права Никитиной Н.В. нарушены, по закону при прекращении опеки и попечительства Никитина Н.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Суд возлагает на администрацию Ординского муниципального района обязанность по приобретению Никитиной Н.В. жилого помещения и предоставлению его вне очереди по договору социального найма, на Правительство Пермского края обязанность по предоставлению администрации Ординского муниципального района на приобретение указанного выше жилья Никитиной Н.В. денежных средств.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Ординского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края приобрести жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Никитиной Н.В..

Обязать Правительство Пермского края предоставить администрации Ординского муниципального района Пермского края денежные средства на приобретение жилого помещения для предоставления его по договору социального найма Никитиной Н.В..      

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>