Дело № 2-122 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (мотивированное) с. Орда Пермского края 30 мая 2011 года Ординский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Трясциной Т.Г. с участием прокурора Ординского района Шартдинова Р.М. заявителя Бурыкина В.А. представителя заявителя - Хусаиновой О.В. при секретаре Мишариной А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по заявлению Бурыкина В.А. к администрации Ординского муниципального района о признании незаконным решения отказа администрации Ординского муниципального района Пермского края о предоставлении гарантии, предусмотренной ч.1, 2 ст. 42 Устава Ординского муниципального района Пермского края, У с т а н о в и л : Бурыкин В. А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Ординского муниципального района в предоставлении ему гарантий, предусмотренных ст. 42 Устава Ординского муниципального района, мотивируя тем, что он с 08 апреля 2006 г. по 03 апреля 2011 г. занимал выборную муниципальную должность главы Ординского муниципального района Пермского края. Его полномочия были прекращены на основании п. 6 ст. 35 Устава Ординского муниципального района Пермского края в связи с вступлением в должность вновь избранного главы муниципального района. Статьей 42 Устава Ординского муниципального района Пермского края установлены гарантии для главы Ординского муниципального района предусмотрено, что глава Ординского муниципального района, продолжает получать денежное содержание в размере назначенной им заработной платы (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности после окончания срока полномочий и при неизбрании его на должность на новый срок полномочий. Администрация Ординского муниципального района Пермского края отказала ему в выплате денежного содержания, предусмотренного указанной статьей устава. До настоящего момента он не устроился на новое место работы. В связи с длительной задержкой в выплате денежного содержания 10.05.2011 г. он был вынужден обратиться к ответчику с требованием предоставить письменный ответ по поводу отказа в выплате. Письмом от 17.05.2011 г. № 402 администрация Ординского муниципального района отказала Бурыкину В.А. в выплате денежного содержания. Он считает данный отказ незаконным. В судебном заседании Бурыкин В.А. и его представитель Хусаинова О.В. на своих требованиях настояли. Представитель администрации Ординского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав документы в деле, заслушав заключение прокурора, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Уставом Ординского муниципального района Пермского края, принятого 31.05.2005 года Земским Собранием Ординского района, предусмотрено, что глава района продолжает получать назначенную заработную плату до устройства на новое место работы в течение года в случае неизбрания его на должность после окончания срока полномочий. Согласно ст. 18 ФЗ от 28.08.1995 года № 154 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ред. от 2005 года), утратившего силу с 01.01.2009 года, действовавшего на момент принятия Устава Ординского района, предусматривалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 3 Закона Пермской области от 18 ноября 1997 года № 896-136 « О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области». Согласно ст. 10 Закона предусматривалось, что материально-финансовое обеспечение деятельности выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств местного бюджета, на условиях, предусмотренных законами пермской области и Уставом Ординского муниципального района. В п. 2 ст. 10 Закона указано, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение 1 года в случае неизбрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления, либо изменением административно -территориального устройства муниципального образования; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей. Если уровень заработной платы лица. освобожденного от должности выборного должностного лица при неизбрании на должность по окончании срока его полномочий, либо при упразднении должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления, или изменения административно-территориального устройства муниципального образования, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой им должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования. Данный Закон Пермской области от 18.11.1997 года № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области» утратил силу с 01.01.2006 года в связи с принятием закона Пермского края от 29.12.2005 года № 2804-632. В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального Закона от 06.10. 2003 года № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральными законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством признать нормы нормативного правого акта, включая нормы устава муниципального образования, противоречащими Федеральному законодательству и соответственно недействующими вправе только суд. На момент сложения Бурыкиным В.А. своих полномочий главы района нормы установленные ст. 42 Устава Ординского муниципального района действовали, данные нормы никем не оспаривались в установленном законом порядке. Судебного решения о признании норм противоречащими федеральному законодательству не выносилось. Правовых оснований для признания данных норм незаконными нет. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 42 Устава Ординского муниципального района принятого решением Земского Собрания Ординского района от 31. 05.2005 года № 52 (в редакции решения Земского Собрания Ординского района от 12. 07.2005 года № 55, решений Земского Собрания Ординского муниципального района от 20.03.206 года № 012, от 27.06.2006 года № 52, от 04.12.2007 года № 100, от 27.12.2008 года № 139, от 03.02.2010 года № 122, от 07.05.2010 года № 165): 1. Глава Ординского муниципального района, председатель Земского Собрания, работающий на постоянной основе, продолжают получать денежное содержание в размере назначенной им заработной платы ( с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности в следующих случаях: 1) после окончания срока полномочий и при неизбрании его на должность на новый срок полномочий; 2) при упразднении должностей в связи с изменением административно-территориального деления, реорганизацией и ликвидацией района. 2. В случае если на новом месте работы указанное должностное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней заработной платы (с учетом индексации) в течение года после освобождения его от должности ему выплачивается за счет районного бюджета разница в заработной плате. (в ред. решения Земского Собрания Ординского района от 12.07.2005 N 55). Судом установлено, что Бурыкин В.А. был избран на выборную муниципальную должность главы Ординского муниципального района 22 марта 2006 года.(л.д.20) Уставом Ординского муниципального района оговорены статус и полномочия главы района (ст. 36 Устава), определены гарантии (ст. 42 Устава). 04 апреля 2011 года Бурыкин В.А. освобожден от занимаемой должности в связи с неизбранием на должность. Решением Земского собрания от 01 апреля 2011 года № 290 в Устав внесены изменения, п.1,2 ст. 42 Устава признаны утратившими силу. Согласно ч.2 решения Земского собрания о данное решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Согласно внесенных изменений ст. 42 Устава Ординского муниципального района Пермского края не предусматривает предоставляемые ранее главе Ординского муниципального района гарантии в виде получения заработной платы до устройства на новое место работы в течение года в случае неизбрания на должность после окончания срока его полномочий. Данное решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю 03 мая 2011 года (л.д. 40-41 ). Указанные изменения были опубликованы в общественно-политической газете «Верный путь» 17 мая 2011 года № 40 ( л.д.40-41 ). Срок полномочий Бурыкина В.А. закончился 04 апреля 2011 года. 10 мая он официально обратился в администрацию Ординского муниципального района с просьбой дать письменный ответ по поводу отказа в выплате денежного содержания. В выплате денежного содержания Бурыкину В.А. было отказано. ( л.д.7). Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. В соответствии с ч. 8 ст. 44 названного закона Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. На момент возникновения у Бурыкина В.А. права на выплату денежного содержания и на момент его обращения в администрацию изменения, внесенные в Устав Ординского муниципального района решением Земского Собрания 01 апреля 2011 года в силу не вступили. Судебного решения о признании данных норм противоречащими федеральному законодательству ранее не выносилось. Изменения в Устав в редакции от 01.04.2011 года не могут ухудшать положение заявителя в силу ст. 54 Конституции РФ акты, ухудшающие положение, обратной силы не имеют. Суд считает, что социальные гарантии, установленные в период полномочий Бурыкина В.А. на выборной должности, полностью распространяются на заявителя и сохраняются до окончания срока его полномочий. Являясь высшим должностным лицом муниципального образования, истец наделен Уставом Ординского муниципального района определенным статусом главы района, а также собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ч.1 ст.44 указанного Федерального Закона определено основное содержание устава муниципального образования, которым, кроме прочего, должны определяться: наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Гарантии выборного должностного лица отдельно в перечне составляющих содержание Устава района не указаны, на основании чего, суд пришел к выводу, что такие гарантии входят в содержание полномочий выборного должностного лица. При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на социальную гарантию в виде денежного вознаграждения. Полномочия заявителя, как главы Ординского муниципального района, были прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Ординского муниципального района, на основании чего суд считает, что имело место неизбрание на должность после окончания срока полномочий истца, являющееся одним из оснований для предоставления указанной гарантии. На данный момент Бурыкин В.А. не трудоустроен, источников доходов не имеет. Согласно заключения государственно-правового управления Законодательного Собрания Пермского края от 31 марта 2011 года № 93 на проект решения Земского собрания Ординского муниципального района « О внесении изменений в Устав Ординского муниципального района» и протест прокурора лица избранные на выборные должности в органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в соответствии с актами, устанавливающими возможность и порядок их избрания. Правовое положение этих лиц. Их права и обязанности определяются не нормами Трудового Кодекса РФ, их правовое положение, в том числе и гарантии, должны определяться специальными законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц согласно ст. 172 ТК РФ. гарантии, предоставляемые указанным лицам, не относятся к предмету трудового законодательства. А относятся к предмету законов о статусе указанных лиц, которым могут предусматриваться гарантии иного рода, т.е. дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 6 ТК РФ. Федеральный закон, регулирующий вопросы статуса лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления, отсутствует, отсутствует и соответствующий закон Пермского края. В отсутствие федерального и регионального законов, регулирующих вопросы статуса выборных лиц местного самоуправления, такое регулирование вправе осуществить сами органы местного самоуправления. Данные гарантии не обеспечиваются государством, поскольку установлены муниципальным правовым актом, финансируются за счет средств местного бюджета, обеспечиваются самостоятельно органами местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч.5 ст. 20 ФЗ № 131 органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ, установленные уставом социальные гарантии не противоречат ФЗ № 131 и ч-3 ст.136 БК РФ. При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении гарантии, предусмотренной ч.1,2 ст.42 Устава Ординского муниципального района, не соответствующими закону, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика в пользу Бурыкина В.А. государственную пошлину в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным отказ Администрации Ординского муниципального района Пермского края о предоставлении Бурыкину В.А. гарантии, предусмотренной ч.1,2 ст. 42 Устава Ординского муниципального района Пермского края. Взыскать с администрации Ординского муниципального района в пользу Бурыкина В.А. государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней. Судья : подпись. Копия верна. Судья : Т.Г. Трясцина Мотивированное решение составлено 03 июня 2011 года.