Дело № 2-280 . РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (мотивированное) с. Орда Пермского края 1 ноября 2011 года Ординский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н. с участием прокурора Шартдинова Р.М., представителя ответчика Рогожникова В.Ю., при секретаре Сазоновой Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску прокурора Ординского района к администрации Красноясыльского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Красноясыльского сельского поселения и возложении обязанности по принятию мер организации проектирования и строительства системы водоснабжения, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Красноясыльского сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации проектирования и строительства системы водоснабжения д. Климиха Красноясыльского сельского поселения Ординского муниципального района и возложении обязанности в срок до 01 января 2013 года путем принятия предусмотренных действующим законодательством мер организовать проектирование и строительство системы водоснабжения д. Климиха, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении водоснабжением жителей д. Климиха, в ходе которой было установлено, что, в д. Климиха зарегистрировано 128 жителей, 49 хозяйств. Центральная система водоснабжения данного населенного пункта отсутствует, имеющаяся скважина на сегодняшний день заброшена, водонапорная башня срезана на металлолом. Технических возможностей для проведения водопровода нет. Каких-либо других альтернативных источников водоснабжения по обеспечению безопасной, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям водой, нет. В соответствии с Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии со ст. 14 Закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения. Муниципальное образование «Красноясыльское сельское поселение» имеет статус сельского поселения, границы Красноясыльского сельского поселения утверждены Законом Пермской области от 10.11.2004 года № 1749-360 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Ординского района Пермской области». Согласно ст. 2 Устава Красноясыльского сельского поселения территория д. Климиха входит в состав Красноясыльского сельского поселения. Следовательно, организация водоснабжения в д. Климиха Ординского муниципального района, относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления Красноясыльского сельского поселения. В соответствии с Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Администрацией Красноясыльского сельского поселения мер по организации обеспечения д. Климиха бесперебойным, качественным, безопасным, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям водоснабжением не предпринимаются. По информации Администрации Красноясыльского поселения от 02.09.2011 № 754 водопровод в д. Климиха отсутствует, имеющаяся скважина на сегодняшний день заброшена, водонапорная башня срезана на металлолом, водоразборных колонок нет, общественные колодцы отсутствуют. Технических возможностей для проведения водопровода нет. Колодцы имеются не у всех жителей. Денежные средства в бюджете сельского поселения на обеспечение организации водоснабжения данного населенного пункта не заложены, социальная программа развития населенных пунктов не принята. Таким образом, жители данного населенного пункта лишены права на комфортные, благоприятные и безопасные санитарно-эпидемиологические условия проживания и жизнедеятельности. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие в бюджете Красноясыльского сельского поселения денежных средств на организацию водоснабжения населения д. Климиха не освобождает это муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В судебном заседании прокурор на своих требованиях настоял. Представитель администрации Красноясыльского сельского поселения, Совета депутатов Красноясыльского сельского поселения Рогожников В.Ю. с заявлением прокурора не согласен, суду пояснил, что действительно согласно полномочиям к вопросам местного значения относится водоснабжение и, действительно башня скважины была срезана. Ими составлен план на три года, план по капвложениям, в том числе по водоснабжению. План принят, на следующий год готовится проект по газоснабжению с. Красный Ясыл, и по водоснабжению жителей с. Опачевка так как жителей в с. Опачевка значительно больше, чем в д. Климиха и там такая же проблема. Чтобы включится в краевую программу по водоснабжению, нужен проект. На следующий год планируют сделать водоснабжение с. Опачевка, а потом уже перейти на менее населенные пункты, как Климиха и Андреевка. Заявления по поводу водоснабжения д. Климиха от жителей поступало, рассматривали на последнем Совете депутатов и решили те колодцы, которые существуют в д. Климиха почистить, привести в порядок, но это будет происходить в феврале, марте, т.к. уровень воды в это время падает до минимума. То, что просит прокурор, сделать до 2013 года не возможно из-за отсутствия денежных средств. Если мы потратим денежные средства на водопровод в д. Климиха, а в с. Опачевка делать не будем, то в Опачевке будет просто бунт. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения. Муниципальное образование «Красноясыльское сельское поселение» имеет статус сельского поселения, границы Красноясыльского сельского поселения утверждены Законом Пермской области от 10.11.2004 года № 1749-360 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Ординского района Пермской области», согласно Приложения № 7 которого, в состав территорий Красноясыльского сельского поселения Ординского муниципального района входит, в том числе д. Климиха. Следовательно организация водоснабжения в д. Климиха Ординского муниципального района относится к вопросам входящим в компетенцию органов местного самоуправления Красноясыльского сельского поселения. Как следует из ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе услуг по водоснабжению устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 3 Правил, коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг, а коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В судебном заседании установлено, что администрацией Красноясыльского сельского поселения мер по организации обеспечения д. Климиха бесперебойным, качественным, безопасным, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, водоснабжением, не предпринимается. Встановлено, что судебном заседании аодопровод в д. Климиха отсутствует, имеющаяся скважина на сегодняшний день заброшена, водонапорная башня срезана на металлолом, водоразборных колонок нет, общественные колодцы отсутствуют. Технических возможностей для проведения водопровода нет. Колодцы имеются не у всех жителей. Денежные средства в бюджете сельского поселения на обеспечение организации водоснабжения данного населенного пункта не заложены, социальная программа развития населенных пунктов не принята. Таким образом, жители данного населенного пункта лишены права на комфортные, благоприятные и безопасные санитарно-эпидемиологические условия проживания и жизнедеятельности. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие в бюджете Красноясыльского сельского поселения денежных средств на организацию водоснабжения населения д. Климиха не освобождает это муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В соответствии со ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с ч. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В соответствии со ст. 83, во взаимосвязи со ст. 6, 12 Бюджетного кодекса РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств, в рассматриваемом случае, выделение бюджетных средств на проектирование и строительство системы водоснабжения д. Климиха Красноясыльского сельского поселения Ординского муниципального района, должно осуществляться администрацией Красноясыльского сельского поселения в соответствующем финансовом году, т.е. с 1 января по 31 декабря 2012 года. Таким образом, исходя из изложенного, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Красноясыльского сельского поселения Ординского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации проектирования и строительства системы водоснабжения д. Климиха Красноясыльского сельского поселения Ординского муниципального района. Обязать администрацию Красноясыльского сельского поселения в срок до 01 января 2013 года путем принятия предусмотренных действующим законодательством мер организовать проектирование и строительство системы водоснабжения д. Климиха Красноясыльского сельского поселения Ордиснкого муниципального района. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: . . .