О возложении обязанности по устранению допущенных нарушений по содержанию и ремонту дорог.



Дело № 2-317         .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Орда Пермского края          1 декабря 2011 года

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н.

с участием прокурора Новокрещенных А.С.,

представителя администрации Ординского муниципального района Честиковой Э.А.,

представителя Земского Собрания Ординского муниципального района Соловьева В.Л.,

при секретаре Окунцевой Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску прокурора Ординского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ординского муниципального района по содержанию и ремонту автомобильной дороги незаконным и возложении на администрацию Ординского муниципального района обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Ординского муниципального района по содержанию и ремонту автомобильной дороги Орда-Ашап незаконным и возложении на администрацию Ординского муниципального района обязанности в срок до 1 октября 2012 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести участки автодороги «Орда-Ашап» с 13 км 300 м по 13 км 500 м, с 16 км 780 м по 16 км 800 м в соответствие с требованиями государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. ГОСТ Р50597-93», обосновывая свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности муниципальных автомобильных дорог, а также соблюдении законодательства надлежащего содержания объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Ординском муниципальном районе были выявлены грубые нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания автомобильных дорог, а именно: на участке автодороги «Орда-Ашап» с 13 км 300 м по 13 км 500 м, с 16 км 780 м по 16 км 800 м предельные размеры отдельных просадок и выбоин превышают допустимые (нарушение требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).

В соответствии с приказом агентства по управлению имуществом Пермского края от 01.11.2008 года № СЭД-31-02-441 «О передаче имущества в муниципальную собственность» автодорога «Орда-Ашап» передана в собственность Ординского муниципального района. Указанная автодорога связывает три сельских поселения (Ашапское, Карьевское, Красноясыльское) с районным центром Ординского муниципального района - с. Орда, является маршрутом следования рейсовых автобусов.

Указанные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу здоровью и жизни участников дорожного движения, а также их имуществу.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Под дорожной деятельностью, в соответствии с Законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах», понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ).

Перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлена ГОСТом Р 50597-93.

Исходя из изложенных правовых норм, именно администрация Ординского муниципального района несет обязанность по содержанию и приведению автодороги «Орда - Ашап» в нормативное состояние. Однако меры по приведению автодороги в нормативное состояние администрацией Ординского муниципального района не принимаются. Денежные средства на проведение работ по ремонту автомобильной дороги в бюджете Ординского муниципального района не заложены. Администрация района не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеуказанной автомобильной дороги, чем нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Ординского муниципального района.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Честикова Э.А. иск не признала, суду пояснила, что дорогу Орда-Ашап по муниципальному контракту обслуживает «Пермавтодор», денежные средства ими по контракту заложены в бюджете и выплачиваются своевременно. Никаких предписаний со стороны ГИБДД по содержанию дороги им не поступало. Бездействия с их стороны нет.

Представитель Земского Собрания Соловьев В.Л. суду пояснил, что все изменения вносятся в бюджет, с инициативой выходит глава района. В этом году на дорожную деятельность были выделены деньги на 1 км автодороги Орда-Ашап, но на другой участок. Если бы инициатива о выделении денежных средств была, деньги бы выделили.

Свидетель Г. суду пояснил, что он выезжал в составе комиссии для обследования автодороги Орда-Ашап. Выбоины на указанных участках имеются по глубине около 7 см, что не соответствует ГОСТу, по ширине также не соответствуют ГОСТу. Данная дорога находится в ведении муниципального района. ГИБДД неоднократно выносились предписания в адрес администрации района.

Свидетель Г.С. суду пояснил, что 10.11.2011 года он в составе комиссии выезжал на обследование автодороги Орда-Ашап. Замеры проводились с помощью спичечного коробка, что недопустимо в соответствии с ГОСТ. Для чего проводились замеры, не знает.

Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 34 Закона № 257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Устава Ординского муниципального района, к вопросам местного значения Ординского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом агентства по управлению имуществом Пермского края от 01.11.2008 № СЭД-31-02-441 «О передаче имущества в муниципальную собственность» автодорога «Орда Ашап» передана в собственность Ординского муниципального района. Указанная автодорога связывает три сельских поселения (Ашапское, Карьевское, Красноясыльское) с районным центром Ординского муниципального района - с. Орда, является маршрутом следования рейсовых автобусов.

В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В ходе проведенного обследования муниципальной автомобильной дороги Орда-Ашап, выявлены следующие нарушения требований, предъявляемых к нормативному состоянию автомобильных дорог:

на участке автодороги «Орда Ашап» с 13 км 300 м по 13 км 500 м выявлены выбоины, превышающие установленные требования ГОСТ Р 50597-93 (длина х ширина х глубина): 300 см х 40 см х 8 см; 60 см х 300 см х 5,5 см; 290 см х 55 см х 6,5 см; 100 см х 40 см х 6 см; 100 см х 50 см х 7 см; 65 см х 50 см х 9 см; 100 см х 90 см х 6,5 см; 100 см х 40 см х 7 см; 100 см х 60 см х 8 см; 100 см х 60 см х 6 см; 65 см х 50 см х 6 см;

на участке автодороги «Орда Ашап» с 16 км 780 м по 16 км 800 м с левой стороны от обочины дороги выявлена выбоина: 180 см х 85 см х 7 см.

Указанные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 создают повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу здоровью и жизни участников дорожного движения, а также их имуществу.

Администрация Ординского муниципального района несет обязанность по содержанию и приведению автодороги «Орда - Ашап» в нормативное состояние, однако администрация района не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеуказанной автомобильной дороги, чем нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Ординского муниципального района.

Доводы представителя администрации Ординского муниципального района о том, что бездействие с их стороны отсутствует, суд во внимание не принимает в связи со следующим. Работы по содержанию автодороги Орда-Ашап в соответствии с муниципальным контрактом от 29.12.2010 года принимает на себя ОАО «Пермавтодор». Два раза в год (весной и осенью) проводится обследование автомобильной дороги, о чем составляется акт. Согласно акта от 12-13.05.2011 года, на автодороге Орда-Ашап, в том числе на рассматриваемом по настоящему делу участке, были выявлены недостатки, а именно: дорожная одежда находится в неудовлетворительном состоянии, частые трещины, просадка, выбоины, отсутствуют обочины. Установлено: провести капитальный ремонт; срок выполнения - май-август 2011 года (исполнитель Ординский участок ДРСУ-6 филиала ОАО «Пермавтодор»). Согласно акта от 08-09.09.2011 года на этом же участке дороги выявлены те же нарушения, срок выполнения которых установлен май-июнь 2012 года. Изложенное свидетельствует о том, что заказчиком - администрацией Ординского муниципального района не контролируется надлежащее исполнение подрядчиком муниципального контракта, при наличии замечаний по качеству содержания автодорог и безопасности движения, администрацией района не выносятся предписания в адрес подрядчика, предусмотренные п. 7.5, 4.7 указанного контракта.

Исходя из изложенного, заявление прокурора обоснованно, бездействие администрации Ординского муниципального района по содержанию и ремонту автомобильной дороги Орда-Ашап является незаконным.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Придя к выводу о незаконности бездействия администрации Ординского муниципального района по содержанию и ремонту автомобильной дороги Орда-Ашап суд возлагает на администрацию Ординского муниципального района обязанность устранить нарушения законодательства и привести указанные выше участки дороги Орда-Ашап в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93.

С учетом климатических и сезонных особенностей местности, суд считает возможным установить срок устранения допущенных нарушений до 1 октября 2012 года.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Ординского муниципального района по содержанию и ремонту автомобильной дороги «Орда - Ашап».

Обязать администрацию Ординского муниципального района в срок до 01 октября 2012 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести участки автодороги «Орда - Ашап» с 13 км 300 м по 13 км 500 м, с 16 км 780 м по 16 км 800 м в соответствии с требованиями государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. ГОСТ Р50597-93».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: .

.