(мотивированное) 24 февраля 2011 года Ординский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н., при секретаре Окунцевой Ю.М., с участием истца Накаряковой Р.Л., представителя истца Власовой О.Г., представителей ответчика Отдела Пенсионного фонда РФ по Ординскому району Беляковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску Накаряковой Р.Л. к Отделу Пенсионного фонда РФ в Ординском районе о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Накарякова Р.Л. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии, обосновывая свои требования тем, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа в связи с не включением периода работы в должности медицинской сестры в отделении специализированной помощи на дому при Центре социального обслуживания населения Ординского района с 25.06.1996 г. по 1.04.2005 г. (8 лет 9 месяцев 7 дней) в льготный стаж. С данным решением Комиссии Накарякова Р.Л. не согласна по следующим основаниям. В постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. № 8-П, определении Конституционного Суда РФ от 6.03.2003 г. № 107-О, постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П и постановлении Конституционного Суда РФ от 3.06.2004 г. №-П отмечено, что распространение норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством, означает по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и приводит к нарушению конституционного принципа равенства прав граждан, так как не обеспечивает равные условия реализации гражданами приобретенного ими права по отношению к гражданам, реализовавшим такое право в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Следовательно, в настоящее время при исчислении продолжительности специального стажа могут применяться нормативные правовые акты, ранее дававшие право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, поэтому у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, должны сохраняться ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав. На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. В связи с этим следует отметить, что Накарякова Р.Л. приступила к работе в качестве медицинской сестры в отделение специализированной помощи при Центре социальной помощи населению с 25.06.1996 года и проработала до 1.04.2005 года, а поскольку время работы в должности медицинской сестры в Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на основании Постановления Правительства РФ от 29.02.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначаются трудовые пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то весь этот стаж должен быть засчитан в качестве специального. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Также следует отметить, что на основании трудового договора, заключенного Центром социального обслуживания населения Ординского района и Накаряковой Р.Л. последняя обязана была оказывать пенсионерам на дому медицинские процедуры на основании назначений лечащего врача, экстренную доврачебную помощь, то есть те же самые мероприятия, которые осуществляет медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Стаж работы медицинского персонала в сельской местности учитывается по схеме 1 год за 1 год и 3 месяца, то есть период работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 г. по 1.04.2005 г. - 8 лет 9 месяцев 7 дней х 1,25 = 10 лет 11 месяцев 7 дней. При включении указанного периода работы в специальный стаж, льготный стаж Накаряковой Р.Л. будет составлять 31 год 6 месяцев 2 дня, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании Накарякова Р.Л. и ее представитель заявленные требования поддержали. Представитель ответчика Белякова Н.А., с иском не согласна, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством специальный стаж работы Накаряковой Р.Л. составляет 20 лет 06 мес. 25 дней, что не дает права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью по пп.20 п. 1 ст.27 Закона № 173 -ФЗ. Период работы с 25.06.1996 года по 1.04.2005 года - 8 лет 9 месяцев 7 дней - работа медицинской сестрой в Центре социального обслуживания населения не включена в специальный стаж, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком, в соответствии с которым определяется специальный стаж. Основными видами деятельности Центра является оказание своевременной, квалифицированной и социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, многодетным семьям и другим группам населения, также коммерческая и хозяйственная деятельность. По своей организационно правовой форме Центр к учреждениям здравоохранения не относится. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Работа выполняемая истицей в спорный период, выполнялась в условиях неполного рабочего дня, также не была связана с особыми условиями труда, что подтверждается справкой, уточняющей условия работы, такая справка Накаряковой Р.Л. не представлена. Свидетель П. суду пояснила, что с 1995 года по 2006 год работала в ЦСОН заведующей отделением медико-социальной помощи на дому. Накарякова Р.Л. работала в данном отделении в с. Медянка. На одного медика обходилось по 6 инвалидов на ставку, 3 человека на 0,5 ставки, но нагрузка была большая. Накарякова Р.Л. работала больше, чем на ставку. Она могла прийти к больному и три раза в день, т.к. пациенты были тяжелые, престарелые, старше 80 лет. В обязанности медиков входило: сопровождение больных в ЦРБ, выписка рецептов, приобретение лекарств в аптеке, доврачебная помощь, обязательное посещение престарелых инвалидов 3 раза в неделю, но если делались инъекции, то ходили каждый день, помогали принимать таблетки, т.к. престарелые не контролировали прием лекарств, смена нательного белья, если были лежачие, ставили клизмы, банки, измеряли давление. Больным после инсультов делали массаж. Эти услуги были направлены на поддержание жизни и здоровья больных. Больные, которых они брали на попечение, были только одинокие престарелые, нуждающиеся в медицинской помощи, после инфарктов, инсультов, онко-больные. Работали с главным врачом ЦРБ, она сообщала о тяжелобольных, которых выписывают домой. Работающие у них медики направлялись на повышение квалификации, связанной с медицинской деятельностью. Суд, заслушав стороны, свидетеля П., исследовав представленные суду доказательства, приходит к следующему. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Судом установлено, что Накарякова Р.Л. с 25.06.1996 года по 01.04.2005 года работала медицинской сестрой в отделении специализированной помощи на дому в Центре социального обслуживания населения Ординского района. Решением комиссии отдела Пенсионного фонда РФ в Ординском районе от 11 ноября 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Накаряковой Р.Л. отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен вышеназванный период ее работы. Решением Комиссии специальный стаж Накаряковой Р.Л. составляет 20 лет 06 месяцев 25 дней. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В период работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 года по 01.04.2005 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 и Список и Правила, утвержденные п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 в соответствии с которыми работа в должности медицинской сестры засчитывается в льготный стаж. В указанный период истица работала медицинской сестрой в отделении специализированной помощи на дому в Центре социального обслуживания населения. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что, работая медицинской сестрой в Центре социального обслуживания населения, Накарякова Р.Л., имея соответствующее медицинское образование (л.д. 65 копия удостоверения, л.д. 9 пенсионного дела копия диплома), выполняла функции медицинского работника лечебного учреждения, а именно: оказание экстренной доврачебной помощи, проведение пенсионерам медицинских процедур на основании назначений лечащего врача, (клизмы, банки, измерение давление, введение лекарственных препаратов - подкожных и внутримышечных инъекций, массаж). Эти услуги были направлены на поддержание жизни и здоровья больных. При этом истица работала на 2 ставки, выполняла работу в течение полного рабочего дня, что подтверждается копиями лицевых счетов (л.д. 32-64), архивной справкой (л.д. 11 пенсионное дело), показаниями свидетеля П., объяснениями самой истицы, которая показала, что до работы в Центре социального обслуживания населения она работала фельдшером на ФАПе. Выполняемая ею работа медсестры в Центре не отличалась от работы на ФАПе, только круг пациентов был уже - престарелые одинокие. Согласно свидетельства о государственной регистрации Центра социального обслуживания населения, деятельностью учреждения является оказание своевременной квалифицированной помощи престарелым гражданам. Накарякова Р.Л. работала в отделении специализированной помощи на дому. Целью их деятельности являлось поддержание жизни и здоровья одиноких престарелых граждан, нуждающихся в медицинской помощи. Суд считает установленным в судебном заседании, что выполняемая истицей работа, является тождественной работе медицинского персонала учреждений здравоохранения, т.е. работе, выполнение которой включается в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Таким образом, период работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 года по 01.04.2005 года в отделении специализированной помощи на дому в Центре социального обслуживания населения подлежит включению в специальный стаж. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостилицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Период работы Накаряковой Р.Л. с 25.06.1996 года по 1.04.2005 года - 8 лет 9 месяцев 7 дней подлежит включению в специальный стаж по схеме 1 год за 1 год и 3 месяца: 8 лет 9 месяцев 7 дней х 1,25 = 10 лет 11 месяцев 16 дней. С учетом включения в специальный стаж периода выполнения истицей работы медицинской сестры специальный стаж Накаряковой Р.Л. на момент обращения в отдел Пенсионного фонда РФ в Ординском районе (25.10.2010 года согласно заявления) составляет 31 год 6 мес. 11 дней, что дает ей право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, т.к. составляет более 25 лет, предусмотренных п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, исковые требования Накаряковой Р.Л. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Накаряковой Р.Л. удовлетворить. Включить Накаряковой Р.Л. в специальный стаж период работы с 25.06.1996 года по 1.04.2005 года (10 лет 11 месяцев 16 дней) работу в Центре социального обслуживания населения в должности медицинской сестры. Назначить Накаряковой Р.Л. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 25 октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись Т.Н. Тутынина Копия верна судья: Мотивированное решение составлено 1 марта 2011 года.