Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (мотивированное ) с. Орда Пермского края 16 февраля 2010 года Ординский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Трясциной Т.Г. с участием и.о. заместителя прокурора Ординского района Чесноковой О.В. при секретаре Мишариной А.С. представителя ответчика Овчинниковой С.В. представителя третьего лица администрации Ординского района Подоскиной О.Н. представителя третьего лица Управления образования Ординского муниципального района Дворянских О.М. представителя третьего лица Муниципального учреждения «Отдел капитального строительства» Гончарук С.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по заявлению прокурора Ординского района о признании бездействия Муниципального образовательного учреждения «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» выразившегося в непринятии мер по приведению здания Шляпниковской школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности незаконным, обязании Муниципального образовательного учреждения «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» принять меры по приведению здания Шляпниковской школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности, у с т а н о в и л : Прокурор обратился с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа», просит признать бездействие по приведению здания школы в соответствии с нормативными требованиями, необходимым для осуществления образовательной деятельности незаконным и обязать МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» принять меры к приведению здания школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности. Свои требования прокурор мотивирует тем, что 23 сентября 2010 года между МОУ « Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» и ЗАО «ЕАско» заключен муниципальный контракт № 2/105 на выполнение подрядных работ по ремонту здания школы в с. Шляпники Ординского муниципального района. Согласно дополнительного соглашения № 2 к муниципальному контракту, подписанному сторонами, сроки производства работы были продлены до 20 декабря 2010 года. однако, до настоящего времени работы подрядчиком выполнены не в полном объеме, здание школы в эксплуатацию не сдано. Технический контроль за проведением ремонтно-строительных работ в соответствии с договором от 30.09.2010 года по муниципальному контракту № 2/105 возложен на муниципальное учреждение « Отдел капитального строительства». В связи с тем, что осуществление образовательной деятельности в помещениях, где ведутся строительные работы недопустимо в соответствии с СаНПиН 2.4.2.1178-02 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28 ноября 2002 года из-за проводимых в здании школы работ 156 учащихся школы и 20 сотрудников по решению управления образования администрации Ординского муниципального района ежедневно доставляются автотранспортом в другой населенный пункт на расстояние 20 км в с. Орда. В настоящее время нормальный учебный процесс сорван, а учащиеся Шляпниковской школы лишены возможности проходить обучение по месту своего жительства. Бюджет Ординского муниципального района несет необоснованные затраты на автотранспортные услуги по доставке учащихся и сотрудников из с. Шляпники в с. Орда в размере 50 000 руб. в месяц. В силу ст. 34, 86 Бюджетного кодекса РФ указанные расходы являются неэффективным использованием бюджетных средств и могли быть направлены на иные обязательства муниципального района в сфере образования, других образовательных учреждений района. В результате нарушения сроков выполнения муниципального контракта №2/105 по ремонту Шляпниковской школы бюджет муниципального района несет несвойственные расходы и неэффективно используются денежные средства, нарушаются права неопределенного круга лиц Ординского муниципального района. Представитель ответчика Овчинникова С.В. иск признала частично, пояснила, что школе были выделены средства на ремонт из краевого бюджета и из местного бюджета. Производство ремонтно-строительных работ не закончено до настоящего времени по вине подрядчика, подрядчик приступил к работам позднее, срок производства работы был продлен до 20 декабря 2010 года. Представитель третьего лица Управления образования администрации Ординского муниципального района Дворянских О.М. также иск признала частично, пояснила, что школа не бездействовала, директор школы прилагала усилия, чтобы ремонт был завершен вовремя. Учебный процесс прерывался с 17 декабря 2010 года, вынуждены были отправить детей на вынужденные каникулы, так как подрядчиком были нарушены порядок и график выполнения работ. Учебный процесс не сорван, с 17 января 2011 года организован подвоз школьников и обучение в Ординской школе. К концу года учебные программы будут выполнены. Представитель третьего лица Администрации Ординского муниципального района Подоскина О.Н. с иском согласилась частично, пояснила суду, что аукциона производство ремонтно-строительных работ в здании Шляпниковской школы проводился комитетом имущественных отношений. Подрядчик, победивший на аукционе, оказался недобросовестным, договор был подписан 23 сентября 2010 года, работы начались только 15 октября 2010 года, т.к. не был составлен акт передачи объекта для ремонта, акт подписан только в октябре 2010 года. С самого начала при производстве работ не было подвоза строительных материалов, отсутствовали сами рабочие. Законом не предусмотрено продления сроков договора, она предлагала на начальной стадии расторгнуть договор и сменить подрядчика. В настоящее время подрядчик утверждает, что им были выполнены дополнительные работы, требует оплаты. Однако выполнение дополнительных работ с заказчиком не было согласовано. Представитель третьего лица МУ «Отдел капитального строительства Гончарук С.Н. с иском согласился частично, суду показал, договор на осуществление функций технической контроля по ремонту школы между МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» и муниципальным учреждением «Отдел капитального строительства» был заключен 30 сентября 2010 года. К работе подрядчик приступил только 15 октября 2010 года. Представитель ОКСа выезжал в школу 2 раза в неделю. На день рассмотрения дела 60% работ выполнено, потрачено 75% денежных средств. В настоящее время требуется установка 20 оконных блоков, ремонт противопожарного выхода. На данные работы требуется вложение 1 млн. руб. Подрядчик не хочет вкладывать собственные средства, работы не ведутся. Выслушав стороны, исследовав документы в деле, заслушав заключение прокурора, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии с положениями устава МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» учредителем является администрация Ординского муниципального района. В силу п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ст. 32 указанного Закона образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. 23.09.10 года между МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» и ЗАО «ЕАско» заключён муниципальный контракт № 2/105 на выполнение подрядных работ по ремонту здания школы в с.Шляпники Ординского муниципального района. Согласно дополнительного соглашения № 2 к муниципальному контракту, подписанному обеими сторонами, сроки производства работ продлены до 20 декабря 2010 года, Иных соглашений относительно сроков производства работ между сторонами муниципального контракта №2/105 не имеется. Несмотря на это, до настоящего времени работы подрядчиком выполнены в неполном объёме, здание школы в эксплуатацию не сдано. В соответствии с договором от 30.09.10 технический контроль за проведением ремонтно-строительных работ по муниципальному контракту № 2/105 возложен на муниципальное учреждение «Отдел капитального строительства». Из-за проводимых в здании Шляпниковской школы ремонтно-строительных работ 156 учащихся и 20 сотрудников по решению управления образования администрации Ординского муниципального района ежедневно доставляются автотранспортом в другой населённый пункт на расстояние 20 км (с.Орда), т.к. в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02, утверждённых Постановлением Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.02, осуществление образовательной деятельности в помещениях, где ведутся строительные работы, недопустимо. В связи с этим в настоящее время нормальный учебный процесс сорван, а учащиеся Шляпниковской школы лишены возможности проходить обучение по месту своего жительства. Из-за производства ремонтно-строительных работ учебный процесс был приостановлен с 17 декабря 2010 года до 17 января 2011 года (пока не был организован подвоз школьников в Ординскую школу). Бюджет Ординского муниципального района несёт необоснованные затраты на автотранспортные услуги по доставке учащихся и сотрудников из с.Шляпники в с.Орда в размере 50.000 руб./мес. В силу стст.34, 86 Бюджетного кодекса РФ указанные расходы являются неэффективным использованием бюджетных средств и могли быть направлены на иные обязательства муниципального района в сфере образования, других образовательных учреждений района. Следовательно, в результате нарушения сроков выполнения муниципального контракта № 2/105 по ремонту Шляпниковской школы бюджет муниципального образования несёт несвойственные расходы и неэффективно используются денежные средства, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц-жителей Ординского муниципального района. В силу ч.З ст.32 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92 образовательное учреждение несёт ответственность за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников. В соответствии с ч.7 ст.51 указанного Закона ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. На основании ч.2 ст.37 указанного Закона в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, управлением образования администрации Ординского муниципального района. На основании ч.З ст.35 указанного Закона непосредственное управление муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор соответствующего образовательного учреждения. На основании чч.1-3 ст.39 указанного Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредителем, т.е. администрацией Ординского муниципального района, закреплён объект права собственности, здание Шляпниковской средней общеобразовательной школы, принадлежащее учредителю на праве собственности. Здание школы находится в оперативном управлении МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа». Последнее несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Причинами допущенных нарушений законодательства является бездействие должностных лиц МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа», не принявших меры по приведению здания Шляпниковской школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности. Директором школы направлялись письма подрядчику, однако данные меры были крайне недостаточными. Судом установлено, что необходимые меры со стороны заказчика к подрядчику не предпринимались. В результате непринятия мер со стороны заказчика к подрядной организации (ЗАО «ЕАско») здание Шляпниковской средней общеобразовательной школы не приведено в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности, что препятствует реализации гражданами, учащимися конституционного права на получение образования. Обязанностью государства в соответствии со ст. 2 Конституции РФ является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и детей. МОУ «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» нарушает требования федерального законодательства об образовании и интересы неопределённого круга лиц-жителей Ординского муниципального района Пермского края, т.к. согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, на территории Ординского муниципального района единообразное применение федеральных законов не обеспечивается. В результате выявленных нарушений законодательства для учащихся Шляпниковской средней общеобразовательной школы возникла угроза невыполнения требований законодательства об образовательной деятельности. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» выразившегося в непринятии мер по приведению здания Шляпниковской школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности незаконным, обязать Муниципальное образовательное учреждение «Шляпниковская средняя общеобразовательная школа» принять меры по приведению здания Шляпниковской школы в соответствие с нормативными требованиями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья : Т.Г. Трясцина. Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года