№ ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... **.**.**** года
...
Опочецкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Петровой Т.И., при секретаре Паршенковой Л.В.,
с участием прокурора Романенкова С.А.,
представителей ответчиков Леоновой Л.В., Короля А.В., Шандаевской М.И., Корогод О.В., Костина А.В., специалиста ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрациям МО «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость» и Администрации МО «Пустошкинский район» об обязании Администраций МО «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов и Администрацию МО «Пустошкинский район» - утилизацию и переработку бытовых отходов с территорий МО «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость»,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Псковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с исками:
- к Администрации муниципального образования «Пустошкинский район» и Администрации муниципального образования «Пустошка» об обязании Администрации МО «Пустошка» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а Администрации МО «Пустошкинский район» - утилизацию и переработку бытовых отходов с территории МО «Пустошка»;
- к Администрации муниципального образования «Пустошкинский район» и Администрации муниципального образования «Гультяевская волость» об обязании Администрации МО «Гультяевская волость» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а Администрации МО «Пустошкинский район» - утилизацию и переработку бытовых отходов с территории МО «Гультяевская волость»;
- к Администрации муниципального образования «Пустошкинский район» и Администрации муниципального образования «Пригородная волость» об обязании Администрации МО «Пригородная волость» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а Администрации МО «Пустошкинский район» - утилизацию и переработку бытовых отходов с территории МО «Пригородная волость».
В обоснование исков указал, что Псковской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления Пустошкинского муниципального района обязанностей в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, в ходе которой было установлено, что на территории муниципальных образований «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость» не приняты должные меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов, на основании лицензии. В населенных пунктах муниципальных образований «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость» не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют генеральная схема очистки населенного пункта, согласованный график на вывоз твердых бытовых отходов, отсутствует расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, отсутствует проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий.
На территории МО «Пустошкинский район» имеется одна несанкционированная свалка для размещения твердых бытовых отходов, которая находится в урочище .... Организация, осуществляющая обслуживание данной свалки, фактически отсутствует. Проверка данной свалки показала на многочисленные нарушения Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16. Так, отсутствуют документы на размещение свалки ТБО на обследуемой площадке с проведением геологических и гидрогеологических изысканий, не разработаны проекты предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В нарушение п. 2.3 и 2.4 Правил не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, принимаемых на свалку. В нарушение п. 4.2 Правил территория свалки не огорожена, не обвалована, отвод дождевой воды не со всей территории полигона. В нарушение п. 6.4 Правил нет программы производственного контроля состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума. Не соблюдается технология картового складирования с послойным уплотнением отходов, отсутствует запас грунта, песка, что предусмотрено п.п. 3.7 и 5.2 Правил. На выезде из полигона не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка (п.4.3 Правил). Нет специализированного юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, занимающегося данной деятельностью. Содержание свалки ТБО не отвечает СП 2.1.71038-01, что является нарушением ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в Пустошкинском районе.
Определением суда дела по указанным выше искам были объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и просил в обеспечение санитарно- эпидемиологических требований по сбору и вывозу твердых бытовых отходов обязать администрацию муниципального образования «Пустошка» оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров для мусора, а администрациям муниципальных образований «Гультяевская волость» и «Пригородная волость», кроме того, - заключить договор-график на вывоз твердых бытовых отходов, согласованный с органами Роспотребнадзора, в отношении муниципального образования «Пустошкинский район» иск об обязании обеспечить утилизацию и переработку бытовых отходов с территорий муниципальных образований «Пустошка», «Гультяевская волость» и «Пригородная волость» поддержал.
Представители ответчиков - МО «Пустошка» Леонова Л.В., «Гультяевская волость» Король А.В., «Пригородная волость» Шандаевская М.И. исковые требования признали, но просили предоставить отсрочку исполнения решения суда до **.**.**** года в связи с тем, что в зимнее время оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров невозможно.
Представитель ответчика -Администрации МО «Пустошкинский район» Корогод О.В. иск признала частично.
Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на основании ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ от «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.ст. 4, 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании п.п.2.1.1, 2.1.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) объектами очистки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; на территориях должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, которые должны быть открытыми, с водонепроницаемым покрытием, а на основании п. 1.8 этих же Правил планово-регулярную очистку территорий следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
Согласно актам проверок администраций городского поселения «Пустошка», сельских поселений «Гультяевская волость» и «Пригородная волость» от **.**.**** года, проведенных специалистами Роспотребнадзора (т.3л.д.9-10; т.1л.д. 9-10; т.2л.д. 9-10), были выявлены нарушения СанПин 42-128-4690-88, поскольку во всех поселениях отсутствовали площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров, а в сельских поселениях также отсутствовали договоры-графики на вывоз твердых бытовых отходов, согласованные с органами Роспотребнадзора, в связи с чем суд считает обоснованными требования прокурора о необходимости устранить указанные выше нарушения и считает иск в этой части подлежащим удовлетворению.
С учетом того, что оборудование площадок с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров, а также оплата по договорам с жилищной организацией на вывоз твердых бытовых отходов требует определенных денежных затрат, суд считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда в этой части на срок до **.**.**** года.
При решении вопроса по исковому требованию к Администрации муниципального образования «Пустошкинский район» в части обязания организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость», суд считает, что иск в этой части также подлежит удовлетворению, так как неисполнение в должной мере ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального образования, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно акту проверки от **.**.**** года, проведенной специалистом Роспотребнадзора, на территории Пустошкинского района в урочище Кашино имеется свалка твердых бытовых отходов. Организация, осуществляющая обслуживание данной свалки, фактически не существует. На данную свалку осуществляется вывоз мусора из города и волостей Пустошкинского района. В нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16, в администрации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на участок для полигона (п.2.2); отсутствует регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, учет поступающих отходов (п.2.3); список отходов не согласован с органами Роспотребнадзора (п.2.4); отсутствуют ограждение (осушительная траншея или вал), контрольно-дезинфицирующая установка (п.4.3) (т.3л.д.11-12),.
Требование прокурора в части обеспечения ответчиком - администрацией Пустошкинского района - организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципального образования, не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении данного вопроса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «Пустошка» в срок до **.**.**** года оборудовать на территории городского поселения площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров для сбора бытовых отходов.
Обязать администрацию муниципальных образований «Гультяевская волость» и «Пригородная волость» в срок до **.**.**** года оборудовать на территории своих сельских поселений площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и заключить с жилищной организацией договоры-графики на вывоз твердых бытовых отходов, согласованные с органами Роспотребнадзора.
Обязать Администрацию муниципального образования «Пустошкинский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований «Пустошка», «Гультяевская волость», «Пригородная волость» в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Т.И. Петрова