Дело № ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... **.**.**** года
...
Опочецкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Васильева Н.А., при секретаре Филатовой В.Н.,
с участием прокурора Псковской межрайонной природоохранной прокуратуры Романенкова С.А.; представителя Администрации сельского поселения «Алольская волость» Тимофеева М.И., представителя Администрации муниципального образования « Пустошкинский район» Фешкова В.Н., специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Алольская волость» и Администрации МО «Пустошкинский район» об обязании Администрации сельского поселения «Алольская волость» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов и Администрацию МО «Пустошкинский район» - утилизацию бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «Алольская волость»,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Псковской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Алольская волость» и Администрации МО «Пустошкинский район» об обязании Администрации сельского поселения «Алольская волость» организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов и Администрацию МО «Пустошкинский район» - утилизацию бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «Алольская волость».
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Псковской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления Пустошкинского муниципального района обязанностей в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, в ходе которой было установлено, что на территории сельского поселения «Алольская волость» не приняты должные меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением отходов, на основании лицензии. В населенных пунктах сельского поселения « Алольская волость» не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют генеральная схема очистки населенного пункта, согласованный график на вывоз твердых бытовых отходов, отсутствует расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, отсутствует проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий.
На территории муниципального образования «Пустошкинский район» имеется одна несанкционированная свалка для размещения твердых бытовых отходов, которая находится в урочище .... Организация, осуществляющая обслуживание данной свалки, фактически отсутствует. Проверка данной свалки показала на многочисленные нарушения Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16. Отсутствуют документы на размещение свалки ТБО на обследуемой площадке с проведением геологических и гидрогеологических изысканий, не разработаны проекты предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В нарушение п. 2.3 и 2.4 Правил не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, принимаемых на свалку. В нарушение п. 4.2 Правил территория свалки не огорожена, не обвалована, отвод дождевой воды не со всей территории полигона. В нарушение п. 6.4 Правил нет программы производственного контроля состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума. Не соблюдается технология картового складирования с послойным уплотнением отходов, отсутствует запас грунта, песка, что предусмотрено п.п. 3.7 и 5.2 Правил. На выезде из полигона не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка (п.4.3 Правил). Нет специализированного юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, занимающегося данной деятельностью. Содержание свалки ТБО не отвечает СП 2.1.71038-01, что является нарушением ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в Пустошкинском районе.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и просил обязать Администрацию сельского поселения «Алольская волость» в срок до **.**.**** года рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения, площадки для сбора мусора на территории муниципального образования «Алольская волость»; оборудовать на территории сельского поселения площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и заключить с жилищной организацией договоры-графики на вывоз твердых бытовых отходов, согласованные с органами Роспотребнадзора; Администрацию муниципального образования «Пустошкинский район» - организовать утилизацию бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования « Алольская волость», в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика сельского поселения « Алольская волость» Тимофеев М.И. исковые требования признал. Представитель ответчика МО «Пустошкинский район» Фешков В.Н. исковые требования признал.
Заслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, пояснения специалиста Роспотребнадзора, исследовав и оценив доказательства, суд принимает признание иска ответчиками, поскольку признание иска предусмотрено законом, не нарушает права и законные интересы граждан.
Суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными. Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ от «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.ст. 4, 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании п.п.2.1.1, 2.1.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) объектами очистки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; на территориях должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, которые должны быть открытыми, с водонепроницаемым покрытием, а на основании п. 1.8 этих же Правил планово-регулярную очистку территорий следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы
Судом установлено, что требования прокурора основаны на нормах действующего законодательства и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду..
Согласно актам проверок администраций МО «Пустошкинский район» и сельского поселения «Алольская волость» от **.**.**** года, проведенных специалистами Роспотребнадзора, были выявлены нарушения СанПин 42-128-4690-88, поскольку во всех поселениях отсутствовали площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров, а в сельских поселениях также отсутствовали договоры-графики на вывоз твердых бытовых отходов, согласованные с органами Роспотребнадзора, в связи с чем суд считает обоснованными требования прокурора о необходимости устранить указанные выше нарушения и считает иск в этой части подлежащим удовлетворению.
При решении вопроса по исковому требованию к Администрации муниципального образования «Пустошкинский район» в части обязания организовать утилизацию бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Алольская волость», суд считает, что иск в этой части также подлежит удовлетворению, так как неисполнение в должной мере ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального образования, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно акту проверки от **.**.**** года, проведенной специалистом Роспотребнадзора, на территории Пустошкинского района ... имеется свалка твердых бытовых отходов. Организация, осуществляющая обслуживание данной свалки, фактически не существует. На данную свалку осуществляется вывоз мусора из города и волостей .... В нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16, в администрации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на участок для полигона (п.2.2); отсутствует регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, учет поступающих отходов (п.2.3); список отходов не согласован с органами Роспотребнадзора (п.2.4); отсутствуют ограждение (осушительная траншея или вал), контрольно-дезинфицирующая установка (п.4.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию сельского поселения «Алольская волость» в срок до **.**.**** года рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения, площадки для сбора мусора на территории муниципального образования «Алольская волость»; оборудовать на территории сельского поселения площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и заключить с жилищной организацией договоры-графики на вывоз твердых бытовых отходов, согласованные с органами Роспотребнадзора.
Обязать Администрацию муниципального образования «Пустошкинский район» организовать утилизацию бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования « Алольская волость», в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Н.А. Васильев
Мотивированное решение изготовлено **.**.****
Судья Н.А. Васильев