Дело № 2-443, 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Опочка 23 ноября 2010 года.
Псковская область
Опочецкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Корнеевой А.В.,
при секретаре Дьяконовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Опочецкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Опочка» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Опочецкого района Псковской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Опочка» о признании действий Администрации городского поселения «Опочка» по отключению уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время суток незаконным и обязании Администрации городского поселения «Опочка» обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог, находящихся в их собственности до 01 января 2011 года.
В обоснование иска представитель прокуратуры Опочецкого района Псковской области Шкирман Г.Ю. в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Опочецкого района в августе 2010 года в ходе проведения надзорных мероприятий соблюдения на территории муниципального образования городское поселение «Опочка» требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» установлено, что Администрацией муниципального образования городское поселение «Опочка» не выполняются требования названного закона в части организации уличного освещения. Согласно ст.4 указанного закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона « О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации, в соответствии с которым установлены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения. Так, пунктами 4.6.1., 4.6.3., 4.6.4., 4.6.5. ГОСТ 50597-93 определено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение- в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Согласно требованиям, содержащимся в названных пунктах ГОСТ 50597-93 допускается частичное ( до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. По смыслу вышеуказанных норм законодательства, отключение уличного освещения в ночное время суток допускается только при выходе из строя электроосветительных установок, либо повреждений электропроводов. Отключение уличного освещения в ночное время суток, в связи с недостаточностью финансовых средств, не допускается. В нарушение названных требований законодательства, уличное освещение на территории города Опочка в августе 2010 года, на основании телефонограммы главы Администрации городского поселения «Опочка», ежесуточно, с целью экономии денежных средств, осуществлялось с 23 час.30 мин. до 02 час.30 мин., при этом указанное отключение уличного освещения не связано с выходом из строя электроустановок, обеспечивающих подачу электричества, либо с выходом из строя электроосветительных приборов, осуществляющих освещение проезжих частей города. Обязанность по обеспечению уличного освещения возложена на органы местного самоуправления. Согласно п.21 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится в пункте 21 статьи 4 Устава муниципального образования городское поселение «Опочка», из которого следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация освещения улиц. В силу пункта 3 части 1 и части 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, расположенные на территории городского поселения «Опочка» являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения ( за исключением автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург-Псков-Невель до границы с республикой Беларусь), участок 407-412 км. По ул.Механизаторов, Шоссейная, которая в силу требований части 7 статьи 5 ФЗ №257-ФЗ и Постановления Правительства РСФСР от 24.12.1991 года №62 «Об утверждении перечней Федеральных дорог в РСФСР» является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, и автомобильных дорог «Подъезд к г.Опочка» от пересечения с М-20 408 км. По ул.Коммунальная до пересечения с ул.Ленина, по ул.Ленина до д.Пашкино; «Опочка-Красногородск» от пересечения с ул.Ленина по ул.Коммунальная, Красногородская; «Опочка-Полоцк» от пересечения с ул.Красногородская по ул.Гагарина до д.Песчивка; «Новоржев-Опочка» от пересечения с ул.Ленина по ул.Калинина, ул.Дзержинского, ул.Романенко, ул.Стученко до д.Шлепетня; «Опочка-Варыгино» до пересечения с ул.Красногородская по ул.Пролетарская; «Опочка-Лобово-Мякишево» от пересечения с ул.Ленина по ул.2-ая Ленинская; «Объезд город Опочка» от пересечения «Опочка-Полоцк» 2 км. до пересечения «Подъезд к г.Опочка» 5 км., которые в силу положений ч.8 ст.5 ФЗ №257-ФЗ и Постановления Администрации Псковской области от 21.10.2008 г. №284 « Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения» является автомобильной дорогой общего регионального значения. Согласно ч.8 ст.6 ФЗ №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Таким образом, обязанность по освещению автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах муниципального образования городского поселения «Опочка», возложена на Администрацию городского поселения «Опочка», за исключением улиц, обязанность по освещению, которых возложена на соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти. Действия Администрации городского поселения «Опочка» приводят также и к нарушениям законодательства о пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями статьи 20 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Согласно п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Ненадлежащее освещение автомобильных дорог г.Опочка не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан.
Представитель ответчика- Глава Администрации городского поселения «Опочка» Семин А.В. в судебном заседании иск признал.
Представитель третьего лица- Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела внутренних дел «Опочецкий» ФИО10 поддержал требования прокурора Опочецкого района, полагал, что ненадлежащее уличное освещение негативно влияет на обеспечение общественной безопасности, в том числе, безопасности дорожного движения.
Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству ФИО6 не оспаривала, что по территории города Опочка проходят дороги федерального и регионального значения, оплата расходов электроосвещения их организацией не производится в связи с отсутствием линий электропередач на балансе.
Представитель третьего лица- ОАО «Псковэнергосбыт»- Опочецкого межрайонного отделения ОАО «Псковэнергоагент» ФИО7 в судебном заседании пояснил, что продажа электрической энергии Администрации городского поселения «Опочка» производится в соответствии с договором энергоснабжения № от 01.09.2006 г. Условия договора соблюдаются. В приложении № к указанному договору имеется перечень энергопринимающих устройств ( объектов) потребителя, его местонахождение.
Заместитель Главы Администрации Опочецкого района ФИО8 в судебном заседании пояснила, что в бюджете на 2011 год запланировано на уличное освещение-2500000 рублей, норматив по данной статье расходов - 2320000 рублей, остальное- дотация.
Суд принимает признание иска ответчиком. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Права и интересы сторон не нарушены.
Стороной ответчика не оспаривалось, что обеспечение надлежащего уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в их собственности, относится к компетенции городского поселения «Опочка».
Данная обязанность следует из положений Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе и организация освещения улиц.
В п.21 ст.4 Устава муниципального образования «Опочка» содержится аналогичное положение. К вопросам местного значения относится: организация освещения улиц.
В суд предоставлен перечень муниципального имущества муниципального образования «Опочецкий район», передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования «Опочка», с указанием наименования имущества.
Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуницального значения ( статьи 5, 6 названного закона).
Статьями 13,17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, содержание которых осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 раздела 4 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них- приложение к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 года №160- в состав работ по обустройству дорог ( подпункт 4 «к») входят работы по поддержанию в порядке линий электроосвещения дорог, плата за расход электроэнергии на освещение.
Таким образом, Администрация городского поселения «Опочка» является собственником дорог местного значения.
Имеется договор энергоснабжения № от 01.09.2006 года, заключенный между поставщиком ОАО «Псковэнергосбыт» и потребителем Администрацией городского поселения «Опочка».
В приложении № к договору № от 01.09.2006 г. указан перечень энергопринимающих устройств ( объектов) потребителя, по которым производится расчет за электроэнергию.
Согласно пунктам 4.6.1., 4.6.3, 4.6.4. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», установленных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при снижении естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед/ч.
Согласно поручения Администрации городского поселения «Опочка» от 01.07.2010 г. № с 01 июля 2010 года отключение уличного освещения производится с 00.00 ч. до 03.00 ч., с последующим корректированием времени.
Согласно поручения Администрации городского поселения «Опочка» от 01.09.2010 г. № с 01 сентября 2010 года отключение уличного освещения производится с 01.00 ч. до 05.00 ч.
На основании изложенного, руководствуясь ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13,17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.173 ГПК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать действия Администрации городского поселения «Опочка» по отключению в ночное время уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Опочка», незаконными, и обязать Администрацию городского поселения «Опочка» обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимыми по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения, в срок до 01 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья: Корнеева А.В.