Дело № 2-142/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Опочка
Псковская область 05 апреля 2011 года
Опочецкий районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Ракшевской Е.В.
при секретаре Васильевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в Псковской области к ГППО «Псковавтотранс» в защиту
неопределенного круга лиц о признании деятельности ГППО «Псковавтотранс» на
автостанции г.Опочка нарушающей нормы закона «О защите прав потребителей»
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Опочецком … районах обратилось в суд с иском к ГППО «Псковавтотранс» в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что **.**.**** на автостанции г.Опочка, расположенной по адресу <адрес>, гражданину ФИО2 были проданы кассиром ФИО3, на автобус, следовавший по маршруту Опочка - Санкт-Петербург от станции Опочка до станции г.Псков, три билета в стоимость которых включена добровольная страховка в размере 15 рублей и при продаже билетов кассиром пассажиру не доведена информация о добровольном страховании.
На судебном заседании представитель ТО У «Роспотребнадзор» Иванова М.С. изменила свои требования и просила деятельность ГППО «Псковавтотранс» на автостанции г.Опочка при продаже автобусных билетов на междугородние автобусные маршруты следования, связанную с включением в стоимость билета - дополнительной услуги по добровольному страхованию жизни и здоровья пассажиров признать нарушающей нормы ФЗ « О защите прав потребителей» и обязать ГППО «Псковавтотранс» довести до сведения потребителей решение суда в средствах массовой информации и на информационном стенде на автостанции г.Опочка и дополнила, что в ходе проверки было установлено, что обязательное личное страхование пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется путем заключения договоров между транспортными предприятиями (перевозчиками) и страховщиками. Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации договоров между соответствующими транспортно-экспедиторскими предприятиями и страховщиками, имеющими лицензии на осуществление данного вида страхования.
Автостанция г.Опочки, принадлежащая ГППО «Псковавтотранс» в нарушение действующих норм закона осуществляет продажу билетов на междугородние автобусные маршруты на автостанции г.Опочка с включением в договор условий по добровольной страховке без надлежащего доведения информации о предоставляемой услуг2, тем самым навязывает дополнительную услугу пассажирам следующим междугородними маршрутами, данные действия со стороны перевозчика не допустимы и затрагивают интересы неопределенного круга потребителей.
Информация о добровольном страховании пассажиров на автостанции на стендах есть, но плохо читается из-за решетки в кассе и данной информации недостаточно на информационном стенде. Страховой взнос, страхования сумма по добровольному страхованию на стенде не указана.
Представитель ГППО «Псковавтотранс» Власова О.Н. требования не признала и суду пояснила, что по результатам проверки **.**.**** был составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника автостанции ФИО6 и постановлением от **.**.**** она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Билетному кассиру ФИО3 за нарушение правил добровольного страхования пассажиров объявлено замечание и она лишена премии за январь 2011 года на 50 %.
Считает, что данный случай является единственным фактом нарушения правил продажи билетов в отношении одного пассажира и по нему приняты необходимые меры для недопущения подобных случаев в дальнейшем.
Исходя из смысла ст.46 ГПК РФ целью подачи заявления в защиту неопределенного круга лиц является признание действий организации не законной в отношении всех потребителей, то есть предъявляемые иски направлены на пресечение массового нарушения прав потребителей.
Роспотребнадзор не установил того факта, что предприятием систематически или постоянно нарушается законодательство в части не предоставления гражданам свободы воли и надлежащей информации при заключении договора. Роспотребнадзор не установил вины предприятия - юридического лица, признав ответственным за нарушение только должностное лицо, ему необходимо было доказать событие административного правонарушения, что на отдельно взятой автостанции нарушаются права неопределенного круга потребителей.
На основании Договора № от **.**.**** в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» ими осуществляется дополнительная услуга по добровольному страхованию пассажиров. Кассиры на автостанциях осуществляют страхование пассажиров при продаже билетов на проезд в междугороднем сообщении и данную услугу не навязывают пассажирам.
Информация о добровольном страховании размещена на автостанции г.Опочки на стенде у кассы, разложены буклеты страховой компании возле кассы, кассиры проинструктированы о правилах предоставления услуги и в том числе о том, что услуга является добровольной и не может быть включена в договор без согласия пассажира. Цена услуги указана отдельной строкой в билете и не включается в стоимость оплаты за проезд без согласия пассажира.
На основании единственного случая нельзя признать деятельность всего предприятия по продаже билетов с включением дополнительной услуги - добровольного страхования незаконной. На основании изложенного, просит в иске Роспотребнадзора отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением начальника Территориального отдела Роспотребнадзор в Опочецком… районах от **.**.**** начальник автостанции г.Опочка ГППО «Псковавтотранс» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Согласно ст.10 Федерального закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Материалами дела и суд с выездом на автостанцию г.Опочка установил, что информация о добровольном страховании пассажиров от несчастных случаев доведена в полном объеме до пассажиров, которая размещена на информационном стенде, возле кассы по продаже билетов лежат буклеты «Страховой группы «Спасские ворота» по правилам страхования от несчастных случаев и болезней, здесь же размещены и другие необходимые сведения по добровольному страхованию жизни от несчастных случаев на автотранспорте, поэтому суд считает, что на автостанции г.Опочка достаточно необходимой информации для пассажиров, следовавших по междугородним и международным автобусным маршрутам. Билетные кассиры при продаже билетов на указанные маршруты спрашивают у каждого пассажира о согласии оплаты дополнительной услуги - добровольном страховании жизни.
По этим основаниям, в удовлетворении требований истца о признании деятельности ГППО «Псковавтотранс» на автостанции г.Опочка по продаже автобусных билетов на междугородние автобусные маршруты следования, связанную с включением в стоимость билета - дополнительной услуги по добровольному страхованию жизни и здоровья пассажиров следует отказать.
Однако, учитывая, что информация по добровольному страхованию жизни на автостанции г.Опочка доведена до пассажиров только на автостанции, суд считает необходимым обязать ответчика довести до сведения потребителей - пассажиров по междугородним, международным автобусным маршрутам о дополнительной услуге - добровольного страхования жизни от несчастных случаев на автотранспорте в средствах массовой информации - районной газете «Красный маяк».
На основании изложенного суд считает, что вина ответчика в нарушении требований закона доказана, истец вправе был потребовать от ответчика довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию в отношении неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Опочецком… районах о признании деятельности ГППО «Псковавтотранс» на автостанции г.Опочка при продаже автобусных билетов на междугородние автобусные маршруты следования, связанной с включением в стоимость билета - дополнительной услуги по добровольному страхованию жизни от несчастных случаев пассажиров, нарушающей нормы ФЗ « О защите прав потребителей» отказать.
Обязать ГППО «Псковавтотранс» в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей - пассажиров по междугородним и международным автобусным маршрутам о дополнительной услуге - добровольном страховании жизни от несчастных случаев на автотранспорте в средствах массовой информации, опубликовав его в районной газете «Красный маяк».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено **.**.****.
Судья: Е.В.Ракшевская