(2-365/2011) об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



                                                                                                                         Дело № 2-365/2011                                                     

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

г. Опочка                                                                                                            7 июля 2011 года

Опочецкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Филипповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

                                              У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор <адрес> о признании бездействия администрации сельского поселения «Болгатовская волость» <адрес>, выразившегося в неустановлении порядка организации и проведения антикоррупционного мониторинга, незаконным и обязании её принять предусмотренные законом меры по определению порядка организации и проведения антикоррупционного мониторинга..

В заявлении указал, что в ходе проверки прокуратурой <адрес> исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что администрацией муниципального образования «Болгатовская волость» не принято мер, направленных на исполнение федерального и областного законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, не установлен порядок организации и проведения антикоррупционного мониторинга. Это влечёт за собой нарушение прав неопределённого числа граждан и законных интересов муниципального образования «Болгатовская волость».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Григорян Г.К. подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, и просил требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Глава сельского поселения «Болгатовская волость» Пиминова А.Ф. считала требования прокурора <адрес> законными обоснованными и не возражала против их удовлетворения судом.

Суд, выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, находит заявленные прокурором <адрес> требования, подлежащими удовлетворению.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статьей 1 Закона Псковской области от 17.07.2008 № 784-оз «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» установлено, что антикоррупционный мониторинг это деятельность по сбору и обобщению сведений о коррупционных факторах.

На основании положений ст. 12 указанного Закона области антикоррупционный мониторинг проводится в целях повышения эффективности антикоррупционной политики и направлен на:

1) изучение существующих коррупционных практик;

2) изучение механизмов коррупционных сделок (от разовых до
построения коррупционных сетей);

3) выявление условий, способствующих коррупции;

4) выявление ресурсов антикоррупции;

5) выявление рисков антикоррупции и очагов возможного
сопротивления антикоррупционной политике.

Антикоррупционный мониторинг осуществляется путем:

1) анализа действующих правовых актов;

2) изучения результатов применения мер предупреждения, пресечения
и ответственности за коррупцию;

3) изучения статистических данных;

4) изучения материалов прессы;

5) изучения материалов социологических опросов.

В целях организации антикоррупционного мониторинга руководители органов местного самоуправления обязаны:

1) организовывать сбор и обобщение информации о коррупционных
факторах, в том числе содержащейся в передачах или публикациях в
средствах массовой информации, а также в обращениях граждан или
организаций;

2) принимать меры по устранению выявленных коррупционных
факторов.

Организация и проведение антикоррупционного мониторинга осуществляется органами местного самоуправления в установленном ими порядке.

Как установлено судом порядок организации и проведения антикоррупционного мониторинга органами местного самоуправления муниципального образования «Болгатовская волость» не установлен, в связи с чем антикоррупционный мониторинг фактически не осуществляется.

Бездействием органа местного самоуправления нарушаются права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок, что не согласуется с целями принятия Закона Псковской области от 17.07.2008 № 784-оз «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления». Согласно требованиям части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное заявление предъявляется прокурором в защиту интересов неопределённого круга лиц, поскольку бездействие Администрации муниципального образования «Болгатовская волость» влечёт за собой нарушение прав неопределённого числа граждан и законных интересов муниципального образования «Болгатовская волость», что является недопустимым.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность деятельности Администрации муниципального образования, а направлены на ее понуждение в судебном порядке обеспечить законность в деятельности данного органа местного самоуправления, защитить установленные законом права граждан и законные интересы самого муниципального образования, предотвратить их нарушение в дальнейшем.

Руководствуясь ст. ст. 195 - 198 ГПК РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Болгатовская волость» <адрес> по установлению порядка организации и проведения антикоррупционного мониторинга незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Болгатовская волость» <адрес> принять предусмотренные законодательством меры по определению порядка организации и проведения антикоррупционного мониторинга.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд.

Судья:                                                                                                                           Иванов А.В.