(2-387/2011) включение в стаж определенных периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



                                                                                                                         Дело № 2-387/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пустошка                                                                                                     26 августа 2011года

Псковская область

                                                                               

               Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Васильева Н.А., при секретаре Филатовой В.Н., с участием истца Лаповой Г.Е., представителя истца - Стегний А.Б., представителя ответчика - Отдела Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе - Полещук Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаповой Г.Е. к Отделу Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе Псковской области о включении в стаж определённых периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости,

                                                                         УСТАНОВИЛ:

Лапова Г.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе Псковской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Отдела Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости не были засчитаны следующие периоды работы:

- ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя детского дошкольного учреждения <адрес>, так как детское дошкольное учреждение (ДДУ) без указания конкретного наименования Списком не предусмотрено; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - структурного подразделения Центра социального обслуживания населения, поскольку наименования «Реабилитационное отделение» и «Центр социального обслуживания населения» Списком не предусмотрены.

    Данное решение истец Лапова Г.Е. посчитала незаконным, в части отказа во включение в специальный стаж вышеперечисленных периодов и назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», по следующим основаниям.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ 2-П от 29.01.2004 у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации.

     В периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В соответствии с данным Постановлением в специальный стаж педагогической деятельности засчитывались периоды работы в должности «воспитатель» в таких учреждениях как «детские сады» и «объединенные ясли-сады».

    В периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463, в специальный стаж включалась работа в должности «воспитатель» в детских дошкольных учреждениях всех типов.

    Должность «воспитатель» предусмотрена также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Учреждение «Детское дошкольное учреждение » по направлениям деятельности соответствовало детскому дошкольному учреждению «сад-ясли».

    По мнению истца, периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности по следующим основаниям.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ 2-П от 29.01.2004 у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации.

Истец Лапова Г.Е. посчитала, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - структурного подразделения Центра социального обслуживания населения - подлежит включению в специальный педагогический стаж по следующим основаниям.

Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность «воспитатель». Данным Списком предусмотрены также учреждения социального обслуживания населения, такие как: «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», «Социальный приют для детей и подростков», «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

    Должности «воспитатель», «старший воспитатель» предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

    Согласно Положению о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> Центр является учреждением социального обслуживания населения, осуществляющим на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе, молодым и многодетным семьям, одиноким с детьми, детям малообеспеченных семей, нуждающимся в социальной поддержке. Согласно п. 1.9. Положения о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> он может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков. Реабилитационное отделение создается для оказания социальной помощи детям из неблагополучных семей, беспризорным детям и подросткам, организации им временного проживания, оказания правовой медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства; организации дошкольного воспитания детей незащищенных категорий семей.

    Истец Лапова Г.Е. просила включить указанные периоды трудовой деятельности в специальный педагогический стаж и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика иск не признал. По его мнению, периоды работы в должности воспитателя ДДУ и нахождение в отпусках по уходу за ребёнком не могут быть включены в специальный педагогический стаж, так как такое понятие, как « детское дошкольное учреждение» без указания конкретного наименования Списком не предусмотрено. Мотивируя отказ включить в специальный педагогический стаж период работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних - Центра социального обслуживания населения - ответчик сослался на пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, где определено, что к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, такой вид учреждения, как «реабилитационное отделение Центра социального обслуживания населения», отсутствует. Реабилитационное отделение являлось структурным подразделением Центра социального обслуживания населения. По списку от 06.09.1991 № 463 требуется, чтобы работа имела место именно в учреждении, предусмотренном Списком. Если она осуществлялась в структурном подразделении учреждения, то соответствующий период работы в стаж на досрочную пенсию не засчитывается за период после 31 июля 1992 года, то есть, после введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 12 которого предусмотрено, что учреждения образования являются юридическими лицами (л.д. ).

    В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, исключив требование о взыскании судебных расходов.

Истец Лапова Г.Е. пояснила, что, работая в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, она осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией воспитателя. Она планировала и организовывала деятельность детей, их воспитание, проводила работу в течение полного рабочего дня, обеспечивающую создание условий и социально-психологической реабилитации детей, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, изучала индивидуальные особенности детей, проводила работу по профилактике поведения, взаимодействовала с родителями.

    Представитель ответчика исковые требования не признал, посчитав требования истца необоснованными.

    Суд, заслушав стороны, опросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.     

    Суд пришёл к выводу, что Лапова Г.Е., работая воспитателем в детском дошкольном учреждении г. <адрес>, фактически работала и осуществляла педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении типа «ясли-сад». Наименование учреждения - детское дошкольное учреждение - не определяло различие в условиях и характере её профессиональной деятельности в качестве воспитателя. Факт работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя в указанном учреждении (в том числе нахождении в отпусках по уходу за ребёнком) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никем не оспаривается и подтверждается записями в трудовой книжке истца, где указано, что Лапова Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ назначена воспитателем в ясли-сад . Подпись руководителя учреждения заверена печатью детского дошкольного учреждения (л.д. ).

     Судом установлено, что данное детское дошкольное учреждение находилось в ведомственном подчинении Районного отдела народного образования. В должные обязанности воспитателя Лаповой Г.Е. входили организация и проведение работы по всестороннему гармоничному развитию и воспитанию детей, подготовка их к обучению в школе. В соответствии с п. 1.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 № 781), работа в дошкольных образовательных учреждениях в должности воспитателя должна включаться в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установленные типовыми Положениями стандарты воспитания и содержания детей в детских дошкольных учреждениях типа «детский сад», «ясли-сад» полностью соблюдались в детском дошкольном учреждении <адрес>.

Данный факт подтверждается показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8 Из показаний указанных свидетелей следует, что детское дошкольное учреждение находилось по <адрес>. Оно размещалось в 3-х зданиях, его посещало до 80 детей в возрасте до 7 лет. В учреждении было четыре группы детей ясельного возраста и две - садовского. Учреждение работало с 7.30 до 19.30 часов. Воспитатель Лапова Г.Е. готовила детей к школе, заботилась об охране здоровья детей, проводила работу с родителями. В ДД.ММ.ГГГГ ДДУ было реорганизовано в реабилитационное отделения для несовершеннолетних детей и подростков, которое с ДД.ММ.ГГГГ размесилось в двух зданиях по <адрес>. Суд считает показания указанных свидетелей правдивыми и достоверными.

    Суд выяснил в судебном заседании характер, специфику и условия осуществляемой
воспитателем Лаповой Г.Е. работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, нагрузку, цели и задачи, а также направления деятельности детского дошкольного учреждения .

     Заслушав объяснения истца, опросив свидетелей, суд пришёл к
выводу, что детское дошкольное учреждение в <адрес> в период работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически являлось детским дошкольным учреждением типа «детские ясли-сад». В указанный период работы деятельность детских дошкольных учреждений регламентировалась типовыми Положениями. В соответствии с пунктом 1 Положения о детском дошкольном учреждении, утвержденном Министерством просвещения РСФСР от 5 мая 1985 года, детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Согласно пункту 4 Временного Положения о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 119, дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Его основными функциями являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Суд считает подлежащими удовлетворению и исковые требования о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды нахождения Лаповой Г.Е. в отпусках по уходу за ребёнком до достижения возраста полутора и трёх лет, так как согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент предоставления Лаповой Г.Е. отпусков в ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Указанные отпуска были предоставлены Лаповой Г.Е. до 6 октября 1992 года, то есть до даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

    Согласно пункту второму Постановления ВЦСПС и Совмина СССР от 22.08. 1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

    В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что подлежит включению в стаж работы по специальности период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года.

     Суд считает обоснованным требование истца Лаповой Г.Е. о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения её в учебных отпусках в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанным периодам предшествовала и непосредственно за ними следовал педагогическая деятельность. В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1957 № 1397, и утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953, предусматривался порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних учебных заведениях, если ему предшествовал и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность.

     Суд удовлетворяет требование Лаповой Г.Е. о включении в специальный педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты> по следующим основаниям.

    Суд установил, что наименования учреждений «Центр социального обслуживания населения (ЦСОН)» и «реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков» Списками не предусмотрены, однако работа, выполняемая истцом в указанный период времени в должности воспитателя по своему характеру и функциям являлась педагогической; направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних соответствовали направлениям деятельности такого учреждения, как «Социальный приют для детей и подростков». В результате дальнейшей реорганизации структурное подразделение ЦСОН - «Реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков» было реорганизовано в самостоятельное юридическое лицо - «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <данные изъяты>». Судом установлено, что период педагогической деятельности Лаповой Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков Центра социального обслуживания населения, не включенный ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 7 лет 8 дней.

    В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2002 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (то есть 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года (в ред. Постановления Правительства РФ № 449 от 26 мая 2009 года). В разделе Списка «Наименование должности» в пункте 1 предусмотрена должность «воспитатель», в разделе «Наименование учреждений» в пункте 1.13 предусмотрены «учреждения социального обслуживания», в их числе «социальный приют для детей и подростков».

    В Списке профессий и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, и в Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 года, действовавших до издания Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, значилась должность «воспитатель», кроме того, в Списке от 22 сентября 1999 года присутствует наименование учреждения «социальный приют для детей и подростков». Согласно Списков в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком.

    Согласно Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как и ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение пенсии связывается с длительным осуществлением определенного вида деятельности, в рассматриваемом случае - педагогической деятельности в учреждениях для детей. Законодатель не ставит пенсионные права граждан данной категории в зависимость от ведомственной принадлежности и правового статуса учреждений для детей, в которых проходила их трудовая деятельность.

    В пункте втором Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П указывается, что законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающих из принципа равенства (статья 19. части 1 и 2). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

    Тот факт, что занимаемая истцом должность «воспитатель» в спорный период соответствует Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года (в ред. Постановления Правительства № 449 от 26 мая 2009 года), а также ранее действовавшим Спискам от 06 сентября 1991 года и от 22 сентября 1999 года, представителем ответчика не оспаривается.

Отказ Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Пустошкинском районе засчитать Лаповой Г.Е. в специальный стаж период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивирован тем, что пунктом 13 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, определено, что к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, такой вид учреждения как «реабилитационное отделение для несовершеннолетних» Центра социального обслуживания населения отсутствует. Реабилитационное отделение являлось структурным подразделением Центра социального обслуживания населения. По списку от 06.09.1991 года № 463 требуется, чтобы работа имела место именно в учреждении, предусмотренном Списком. По мнению ответчика, если работа осуществлялась в структурном подразделении учреждения, то соответствующий период работы в стаж на досрочную пенсию за период после 31 июля 1992 года не засчитывается, то есть, после введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 12 которого предусмотрено, что учреждения образования являются юридическими лицами.

Cуд считает указанные доводы ответчика ошибочными. То обстоятельство, что реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков - ЦСОН, где в должности воспитателя работала Лапова Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в ведомственном подчинении учреждения социального обслуживания населения, не отразилось на характере её педагогической деятельности. Согласно Типовому Положению о социальном приюте для детей и подростков, разработанному на основе Примерного положения, утвержденного приказом Министерства соцзащиты населения РФ № 64 от 06 мая 1994 года, следует, что социальный приют для детей и подростков является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной зашиты населения и осуществляет свою деятельность под руководством органов социальной зашиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Суд считает, что решение о не включении в специальный педагогический стаж периода работы Лаповой Г.Е. в качестве воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является дискриминационным, не соответствующим конституционному принципу равенства всех граждан перед Законом, так как ставит истца при работе в одинаковых условиях в неравные права (в части приобретения права на досрочное назначение пенсии) с другими лицами, кто начал аналогичную педагогическую деятельность после 1 ноября 1999 года.      

     Сравнивая и анализируя должностные обязанности Лаповой Г.Е. как воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, предусмотренные должностной Инструкцией (л.д. ) и её должностные обязанности воспитателя в МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», указанные в Уставе учреждения, утверждённом педсоветом ДД.ММ.ГГГГ, суд пришёл к выводу, что цели и задачи указанного реабилитационного Отделения для несовершеннолетних - структурного подразделения учреждения социального обслуживания (ЦСОН) и Муниципального специализированно учреждения «<данные изъяты> социальный приют для детей» - являлись тождественными, что подтверждается показаниям свидетелей, Положением и Уставом, должностными инструкциями. Суд пришёл к выводу, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних предусматривало и реализовывало не только реабилитационные, но и воспитательные функции, характерные для учебно-воспитательных учреждений для детей.

Суд установил, что Лапова Г.Е., работая в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). Она планировала и организовывала жизнедеятельность детей, занималась их воспитанием, проводила работу в течение полного рабочего дня, обеспечивающую создание условий и социально-психологической реабилитацией, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, изучала индивидуальные особенности детей, взаимодействовала с родителями.     

    Согласно Федеральному Закону РФ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания являются «социально реабилитационные центры для несовершеннолетних», «социальные приюты для детей и подростков» и др. (ст. 17 Закона). Следовательно, реорганизация и создание на базе детского дошкольного учреждения реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения (ЦСОН) - являлось социально необходимым решением, получившим в дальнейшем правовую основу, направленным для обеспечения прав несовершеннолетних детей, оказавшихся в силу определённых, иногда по независящих от них причин, в сложном положении.

      Решение о создании Центра социального обслуживания было принято Администрацией <данные изъяты> района ДД.ММ.ГГГГ Согласно Положению о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> Центр являлся учреждением социального обслуживания населения, осуществлявшим на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе, молодым и многодетным семьям, детям из малообеспеченных семей. Согласно п. 1.9. Положения учреждение могло иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков (л.д. ). Согласно Положению о реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков оно создавалось для оказания социальной помощи детям из неблагополучных семей, беспризорным детям и подросткам, организации им временного проживания, оказания правовой медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства, организации дошкольного воспитания детей незащищенных категорий семей.

    Из показаний свидетелей ФИО9 и ФИО10., допрошенных в судебном заседании, следует, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних детей и подростков было фактически социальным приютом для детей и подростков. Оно располагалось в двух зданиях бывшего детсада по <адрес> В штате реабилитационного отделения для несовершеннолетних насчитывалось 20-25 человек, в том числе, восемь воспитателей и старший воспитатель. В реабилитационном отделении ежедневно пребывало до 50 детей и подростков, в том числе, одна группа детей численностью 20 человек в возрасте до 7 лет. Это были дети из малообеспеченных семей, которые содержались на полном обеспечении и находились в отделении в дневное время. Две группы детей общей численностью 30 человек находились на круглосуточном пребывании. Лапова Г.Е. работала воспитателем в группе детей с дневным пребыванием. Фактически, она работала с детьми дошкольного возраста. Лапова Г.Е. осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией воспитателя. Она планировала и организовывала деятельность детей, их воспитание, проводила работу в течение полного рабочего дня, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, готовила их к школе. Суд считает показания указанных свидетелей правдивыми и достоверными.

     Согласно п. 1.9. Положения реорганизация и ликвидация Отделения осуществлялась в соответствии с положениями, предусмотренными «Типовым Положением о социальном приюте для детей и подростков» (л.д. ). Основными задачами реабилитационного отделения для несовершеннолетних являлись: обеспечение временного круглосуточного и дневного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены; предоставление возможности посещать учебное заведение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации
кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их
заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2.2. Положения о реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков оно было предназначено для детей и подростков с 3 до 14 лет: добровольно обратившихся по личному заявлению ребенка, либо заявлению родственников, попечителей, соседей и др.; подкинутых, заблудившихся, личность которых установлена; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия.

    Суд пришёл к выводу, что характер работы воспитателя в реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков и характер работы воспитателя в учреждении, созданном ДД.ММ.ГГГГ на базе реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - ЦСОН - МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», не изменился.

Суд считает, что, несмотря на то, что наименование «реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков - Центра социального обслуживания населения» - Списками не предусмотрено, работа, выполняемая Лаповой Г.Е. в указанный период времени в должности воспитателя по своему характеру и функциям являлась педагогической. Направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков соответствовали направлениям деятельности таких учреждений как «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и «Социальный приют для детей и подростков». В результате реорганизации ЦСОН его структурное подразделение реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков ДД.ММ.ГГГГ выделено в самостоятельное юридическое лицо - МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», а в дальнем реорганизовано в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «<данные изъяты>».

Свои исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии Лапова Г.Е. обосновывает тем, что весь спорный период, работая воспитателем в реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков - Центра соцзащиты населения - она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем, фактически просит установить тождественность выполняемых ею функций должности воспитателя социального приюта - данные должность и учреждение поименованы как Списком № 1067 от 22.09.1999, так и Списком № 781 от 29.10.2002; тождество работы в структурном подразделении учреждения - работе в учреждении, наделенном правами юридического лица и поименованного Списками.

В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 № 197-О, определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 81-О, возможно установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Аналогичная правовая позиция изложена и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", где указано, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).     

Согласно мнению Конституционного Суда РФ, из положения п. 3 ст. 28 Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. Установлению такой тождественности указанная норма не препятствует: исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ. Конституционный Суд РФ определил, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы в указанных учреждениях может быть установлена судами общей юрисдикции (Определение от 18 июня 2004 года).

Суд установил, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних детей и подростков в <адрес> являлось структурным подразделением юридического лица - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты>. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" данного Списка указаны учреждения социального обслуживания, в том числе, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют для детей и подростков.

Судом установлено, что "Центр социального обслуживания населения <данные изъяты>» являлся учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим организационную и практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальной помощи. В соответствии с Положением Центр являлся юридическим лицом, мог иметь в своей структуре подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков (л.д. ).

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Районного Управления образования <данные изъяты> детское дошкольное учреждение реорганизовано в реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков. Воспитатель Лапова Г.Е. переведена на должность воспитателя в указанное реабилитационное отделение для детей ЦСОН (л.д. ). Отделение осуществляло свою деятельность на основании Положения, а воспитатели - должностных инструкций (л.д. ). Основными задачами отделения являлись: обеспечение временного круглосуточного и дневного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях, предоставление им на период пребывания в отделении возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную и иную деятельность. Согласно п. 1.9 Положения деятельность реабилитационного отделения осуществлялась в соответствии с Положениями, предусмотренными «Типовым Положением о социальном приюте для детей и подростков». Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков реорганизовано в МСУ « <данные изъяты> социальный приют для детей». Основными целями учреждения остались защита прав детей, недопущение их дискриминации, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному развитию. Воспитатель реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков Лапова Г.Е. в дальнейшем переведена на должность воспитателя в МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей».

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 1.13 раздела "Наименования учреждений" в данный Список включены учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют для детей и подростков.

Суд считает, что периоды работы Лаповой Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты> подлежит включению в специальный педагогический стаж. Суд признаёт тождественными характер осуществляемой истицей педагогической работы и выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, целей и задач, а также направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, в котором она работала, и учреждения типа социальный приют для детей и подростков, предусмотренного Списком.

Суд учитывает, что при создании МСУ "<данные изъяты> социальный приют для детей» фактически имела место реорганизация в форме выделения существовавшего ранее реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков в самостоятельное юридическое лицо. При этом как следует из анализа Уставов и Положений, показаний свидетелей, фактически реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков являлось социальным приютом для детей и подростков. Должностные обязанности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков ЦСОН - Лаповой Г.Е. соответствовали должностным обязанностям воспитателя МСУ «<данные изъяты> социального приюта для детей и подростков», то есть, несмотря на реорганизацию учреждения ДД.ММ.ГГГГ, в котором работала истица, характер ее трудовых функций и обязанностей не изменился, она, работая воспитателем, осуществляла педагогическую деятельность.

    При таких обстоятельствах само по себе отсутствие у реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков ЦСОН статуса юридического лица не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

    Суд пришёл к выводу, что требование Лаповой Г.Е. о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ является правомерным, так как согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец Лапова Г.Е. обратилась с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты>, имея свыше 25 лет специального педагогического стажа.

               На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лаповой Г.Е. к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области о включении в стаж определённых периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить полностью.

     Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области включить Лаповой Г.Е. в специальный стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы:

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя детского дошкольного учреждения (<адрес>);

- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет;

- ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты>

     Признать за Лаповой Г.Е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                                                          Н.А. Васильев

Мотивированное решение составлено 31 августа 2011 года

Судья                                                                                                          Н.А. Васильев