Дело № 2-387/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Пустошка 26 августа 2011года Псковская область Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Васильева Н.А., при секретаре Филатовой В.Н., с участием истца Лаповой Г.Е., представителя истца - Стегний А.Б., представителя ответчика - Отдела Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе - Полещук Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаповой Г.Е. к Отделу Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе Псковской области о включении в стаж определённых периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Лапова Г.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пустошкинском районе Псковской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Отдела Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости не были засчитаны следующие периоды работы: - ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя детского дошкольного учреждения № <адрес>, так как детское дошкольное учреждение (ДДУ) без указания конкретного наименования Списком не предусмотрено; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - структурного подразделения Центра социального обслуживания населения, поскольку наименования «Реабилитационное отделение» и «Центр социального обслуживания населения» Списком не предусмотрены. Данное решение истец Лапова Г.Е. посчитала незаконным, в части отказа во включение в специальный стаж вышеперечисленных периодов и назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ 2-П от 29.01.2004 у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации. В периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В соответствии с данным Постановлением в специальный стаж педагогической деятельности засчитывались периоды работы в должности «воспитатель» в таких учреждениях как «детские сады» и «объединенные ясли-сады». В периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463, в специальный стаж включалась работа в должности «воспитатель» в детских дошкольных учреждениях всех типов. Должность «воспитатель» предусмотрена также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Учреждение «Детское дошкольное учреждение №» по направлениям деятельности соответствовало детскому дошкольному учреждению «сад-ясли». По мнению истца, периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ 2-П от 29.01.2004 у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации. Истец Лапова Г.Е. посчитала, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - структурного подразделения Центра социального обслуживания населения - подлежит включению в специальный педагогический стаж по следующим основаниям. Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность «воспитатель». Данным Списком предусмотрены также учреждения социального обслуживания населения, такие как: «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», «Социальный приют для детей и подростков», «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Должности «воспитатель», «старший воспитатель» предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Согласно Положению о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> Центр является учреждением социального обслуживания населения, осуществляющим на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе, молодым и многодетным семьям, одиноким с детьми, детям малообеспеченных семей, нуждающимся в социальной поддержке. Согласно п. 1.9. Положения о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> он может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков. Реабилитационное отделение создается для оказания социальной помощи детям из неблагополучных семей, беспризорным детям и подросткам, организации им временного проживания, оказания правовой медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства; организации дошкольного воспитания детей незащищенных категорий семей. Истец Лапова Г.Е. просила включить указанные периоды трудовой деятельности в специальный педагогический стаж и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика иск не признал. По его мнению, периоды работы в должности воспитателя ДДУ № и нахождение в отпусках по уходу за ребёнком не могут быть включены в специальный педагогический стаж, так как такое понятие, как « детское дошкольное учреждение» без указания конкретного наименования Списком не предусмотрено. Мотивируя отказ включить в специальный педагогический стаж период работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних - Центра социального обслуживания населения - ответчик сослался на пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, где определено, что к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, такой вид учреждения, как «реабилитационное отделение Центра социального обслуживания населения», отсутствует. Реабилитационное отделение являлось структурным подразделением Центра социального обслуживания населения. По списку от 06.09.1991 № 463 требуется, чтобы работа имела место именно в учреждении, предусмотренном Списком. Если она осуществлялась в структурном подразделении учреждения, то соответствующий период работы в стаж на досрочную пенсию не засчитывается за период после 31 июля 1992 года, то есть, после введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 12 которого предусмотрено, что учреждения образования являются юридическими лицами (л.д. №). В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, исключив требование о взыскании судебных расходов. Истец Лапова Г.Е. пояснила, что, работая в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, она осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией воспитателя. Она планировала и организовывала деятельность детей, их воспитание, проводила работу в течение полного рабочего дня, обеспечивающую создание условий и социально-психологической реабилитации детей, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, изучала индивидуальные особенности детей, проводила работу по профилактике поведения, взаимодействовала с родителями. Представитель ответчика исковые требования не признал, посчитав требования истца необоснованными. Суд, заслушав стороны, опросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям. Суд пришёл к выводу, что Лапова Г.Е., работая воспитателем в детском дошкольном учреждении № г. <адрес>, фактически работала и осуществляла педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении типа «ясли-сад». Наименование учреждения - детское дошкольное учреждение № - не определяло различие в условиях и характере её профессиональной деятельности в качестве воспитателя. Факт работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя в указанном учреждении (в том числе нахождении в отпусках по уходу за ребёнком) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никем не оспаривается и подтверждается записями в трудовой книжке истца, где указано, что Лапова Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ назначена воспитателем в ясли-сад №. Подпись руководителя учреждения заверена печатью детского дошкольного учреждения № (л.д. №). Судом установлено, что данное детское дошкольное учреждение находилось в ведомственном подчинении Районного отдела народного образования. В должные обязанности воспитателя Лаповой Г.Е. входили организация и проведение работы по всестороннему гармоничному развитию и воспитанию детей, подготовка их к обучению в школе. В соответствии с п. 1.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 № 781), работа в дошкольных образовательных учреждениях в должности воспитателя должна включаться в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установленные типовыми Положениями стандарты воспитания и содержания детей в детских дошкольных учреждениях типа «детский сад», «ясли-сад» полностью соблюдались в детском дошкольном учреждении № <адрес>. Данный факт подтверждается показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8 Из показаний указанных свидетелей следует, что детское дошкольное учреждение находилось по <адрес>. Оно размещалось в 3-х зданиях, его посещало до 80 детей в возрасте до 7 лет. В учреждении было четыре группы детей ясельного возраста и две - садовского. Учреждение работало с 7.30 до 19.30 часов. Воспитатель Лапова Г.Е. готовила детей к школе, заботилась об охране здоровья детей, проводила работу с родителями. В ДД.ММ.ГГГГ ДДУ № было реорганизовано в реабилитационное отделения для несовершеннолетних детей и подростков, которое с ДД.ММ.ГГГГ размесилось в двух зданиях по <адрес>. Суд считает показания указанных свидетелей правдивыми и достоверными. Суд выяснил в судебном заседании характер, специфику и условия осуществляемой Заслушав объяснения истца, опросив свидетелей, суд пришёл к Суд считает подлежащими удовлетворению и исковые требования о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды нахождения Лаповой Г.Е. в отпусках по уходу за ребёнком до достижения возраста полутора и трёх лет, так как согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент предоставления Лаповой Г.Е. отпусков в ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Указанные отпуска были предоставлены Лаповой Г.Е. до 6 октября 1992 года, то есть до даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Согласно пункту второму Постановления ВЦСПС и Совмина СССР от 22.08. 1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что подлежит включению в стаж работы по специальности период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года. Суд считает обоснованным требование истца Лаповой Г.Е. о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения её в учебных отпусках в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанным периодам предшествовала и непосредственно за ними следовал педагогическая деятельность. В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1957 № 1397, и утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953, предусматривался порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних учебных заведениях, если ему предшествовал и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность. Суд удовлетворяет требование Лаповой Г.Е. о включении в специальный педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты> по следующим основаниям. Суд установил, что наименования учреждений «Центр социального обслуживания населения (ЦСОН)» и «реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков» Списками не предусмотрены, однако работа, выполняемая истцом в указанный период времени в должности воспитателя по своему характеру и функциям являлась педагогической; направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних соответствовали направлениям деятельности такого учреждения, как «Социальный приют для детей и подростков». В результате дальнейшей реорганизации структурное подразделение ЦСОН - «Реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков» было реорганизовано в самостоятельное юридическое лицо - «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <данные изъяты>». Судом установлено, что период педагогической деятельности Лаповой Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков Центра социального обслуживания населения, не включенный ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 7 лет 8 дней. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2002 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (то есть 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года (в ред. Постановления Правительства РФ № 449 от 26 мая 2009 года). В разделе Списка «Наименование должности» в пункте 1 предусмотрена должность «воспитатель», в разделе «Наименование учреждений» в пункте 1.13 предусмотрены «учреждения социального обслуживания», в их числе «социальный приют для детей и подростков». В Списке профессий и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, и в Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 года, действовавших до издания Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, значилась должность «воспитатель», кроме того, в Списке от 22 сентября 1999 года присутствует наименование учреждения «социальный приют для детей и подростков». Согласно Списков в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком. Согласно Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как и ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение пенсии связывается с длительным осуществлением определенного вида деятельности, в рассматриваемом случае - педагогической деятельности в учреждениях для детей. Законодатель не ставит пенсионные права граждан данной категории в зависимость от ведомственной принадлежности и правового статуса учреждений для детей, в которых проходила их трудовая деятельность. В пункте втором Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П указывается, что законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающих из принципа равенства (статья 19. части 1 и 2). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Тот факт, что занимаемая истцом должность «воспитатель» в спорный период соответствует Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года (в ред. Постановления Правительства № 449 от 26 мая 2009 года), а также ранее действовавшим Спискам от 06 сентября 1991 года и от 22 сентября 1999 года, представителем ответчика не оспаривается. Отказ Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Пустошкинском районе засчитать Лаповой Г.Е. в специальный стаж период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивирован тем, что пунктом 13 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, определено, что к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, такой вид учреждения как «реабилитационное отделение для несовершеннолетних» Центра социального обслуживания населения отсутствует. Реабилитационное отделение являлось структурным подразделением Центра социального обслуживания населения. По списку от 06.09.1991 года № 463 требуется, чтобы работа имела место именно в учреждении, предусмотренном Списком. По мнению ответчика, если работа осуществлялась в структурном подразделении учреждения, то соответствующий период работы в стаж на досрочную пенсию за период после 31 июля 1992 года не засчитывается, то есть, после введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 12 которого предусмотрено, что учреждения образования являются юридическими лицами. Cуд считает указанные доводы ответчика ошибочными. То обстоятельство, что реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков - ЦСОН, где в должности воспитателя работала Лапова Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в ведомственном подчинении учреждения социального обслуживания населения, не отразилось на характере её педагогической деятельности. Согласно Типовому Положению о социальном приюте для детей и подростков, разработанному на основе Примерного положения, утвержденного приказом Министерства соцзащиты населения РФ № 64 от 06 мая 1994 года, следует, что социальный приют для детей и подростков является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной зашиты населения и осуществляет свою деятельность под руководством органов социальной зашиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции. Суд считает, что решение о не включении в специальный педагогический стаж периода работы Лаповой Г.Е. в качестве воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является дискриминационным, не соответствующим конституционному принципу равенства всех граждан перед Законом, так как ставит истца при работе в одинаковых условиях в неравные права (в части приобретения права на досрочное назначение пенсии) с другими лицами, кто начал аналогичную педагогическую деятельность после 1 ноября 1999 года. Сравнивая и анализируя должностные обязанности Лаповой Г.Е. как воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, предусмотренные должностной Инструкцией (л.д. №) и её должностные обязанности воспитателя в МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», указанные в Уставе учреждения, утверждённом педсоветом ДД.ММ.ГГГГ, суд пришёл к выводу, что цели и задачи указанного реабилитационного Отделения для несовершеннолетних - структурного подразделения учреждения социального обслуживания (ЦСОН) и Муниципального специализированно учреждения «<данные изъяты> социальный приют для детей» - являлись тождественными, что подтверждается показаниям свидетелей, Положением и Уставом, должностными инструкциями. Суд пришёл к выводу, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних предусматривало и реализовывало не только реабилитационные, но и воспитательные функции, характерные для учебно-воспитательных учреждений для детей. Суд установил, что Лапова Г.Е., работая в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Она планировала и организовывала жизнедеятельность детей, занималась их воспитанием, проводила работу в течение полного рабочего дня, обеспечивающую создание условий и социально-психологической реабилитацией, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, изучала индивидуальные особенности детей, взаимодействовала с родителями. Согласно Федеральному Закону РФ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания являются «социально реабилитационные центры для несовершеннолетних», «социальные приюты для детей и подростков» и др. (ст. 17 Закона). Следовательно, реорганизация и создание на базе детского дошкольного учреждения № реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения (ЦСОН) - являлось социально необходимым решением, получившим в дальнейшем правовую основу, направленным для обеспечения прав несовершеннолетних детей, оказавшихся в силу определённых, иногда по независящих от них причин, в сложном положении. Решение о создании Центра социального обслуживания было принято Администрацией <данные изъяты> района ДД.ММ.ГГГГ Согласно Положению о Центре социального обслуживания населения <данные изъяты> Центр являлся учреждением социального обслуживания населения, осуществлявшим на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе, молодым и многодетным семьям, детям из малообеспеченных семей. Согласно п. 1.9. Положения учреждение могло иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков (л.д. №). Согласно Положению о реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков оно создавалось для оказания социальной помощи детям из неблагополучных семей, беспризорным детям и подросткам, организации им временного проживания, оказания правовой медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства, организации дошкольного воспитания детей незащищенных категорий семей. Из показаний свидетелей ФИО9 и ФИО10., допрошенных в судебном заседании, следует, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних детей и подростков было фактически социальным приютом для детей и подростков. Оно располагалось в двух зданиях бывшего детсада по <адрес> В штате реабилитационного отделения для несовершеннолетних насчитывалось 20-25 человек, в том числе, восемь воспитателей и старший воспитатель. В реабилитационном отделении ежедневно пребывало до 50 детей и подростков, в том числе, одна группа детей численностью 20 человек в возрасте до 7 лет. Это были дети из малообеспеченных семей, которые содержались на полном обеспечении и находились в отделении в дневное время. Две группы детей общей численностью 30 человек находились на круглосуточном пребывании. Лапова Г.Е. работала воспитателем в группе детей с дневным пребыванием. Фактически, она работала с детьми дошкольного возраста. Лапова Г.Е. осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с должностной Инструкцией воспитателя. Она планировала и организовывала деятельность детей, их воспитание, проводила работу в течение полного рабочего дня, следила за посещаемостью детей, проводила с детьми занятия и мероприятия, способствующие их физическому развитию, организовывала выполнение детьми режима дня, отвечала за жизнь и здоровье воспитанников, готовила их к школе. Суд считает показания указанных свидетелей правдивыми и достоверными. Согласно п. 1.9. Положения реорганизация и ликвидация Отделения осуществлялась в соответствии с положениями, предусмотренными «Типовым Положением о социальном приюте для детей и подростков» (л.д. №). Основными задачами реабилитационного отделения для несовершеннолетних являлись: обеспечение временного круглосуточного и дневного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены; предоставление возможности посещать учебное заведение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации Суд пришёл к выводу, что характер работы воспитателя в реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков и характер работы воспитателя в учреждении, созданном ДД.ММ.ГГГГ на базе реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - ЦСОН - МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», не изменился. Суд считает, что, несмотря на то, что наименование «реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков - Центра социального обслуживания населения» - Списками не предусмотрено, работа, выполняемая Лаповой Г.Е. в указанный период времени в должности воспитателя по своему характеру и функциям являлась педагогической. Направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков соответствовали направлениям деятельности таких учреждений как «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и «Социальный приют для детей и подростков». В результате реорганизации ЦСОН его структурное подразделение реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков ДД.ММ.ГГГГ выделено в самостоятельное юридическое лицо - МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей», а в дальнем реорганизовано в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «<данные изъяты>». Свои исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии Лапова Г.Е. обосновывает тем, что весь спорный период, работая воспитателем в реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков - Центра соцзащиты населения - она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем, фактически просит установить тождественность выполняемых ею функций должности воспитателя социального приюта - данные должность и учреждение поименованы как Списком № 1067 от 22.09.1999, так и Списком № 781 от 29.10.2002; тождество работы в структурном подразделении учреждения - работе в учреждении, наделенном правами юридического лица и поименованного Списками. В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 № 197-О, определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 81-О, возможно установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Аналогичная правовая позиция изложена и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", где указано, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно мнению Конституционного Суда РФ, из положения п. 3 ст. 28 Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. Установлению такой тождественности указанная норма не препятствует: исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ. Конституционный Суд РФ определил, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы в указанных учреждениях может быть установлена судами общей юрисдикции (Определение от 18 июня 2004 года). Суд установил, что реабилитационное Отделение для несовершеннолетних детей и подростков в <адрес> являлось структурным подразделением юридического лица - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты>. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" данного Списка указаны учреждения социального обслуживания, в том числе, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют для детей и подростков. Судом установлено, что "Центр социального обслуживания населения <данные изъяты>» являлся учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим организационную и практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальной помощи. В соответствии с Положением Центр являлся юридическим лицом, мог иметь в своей структуре подразделения социального обслуживания, в том числе, реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков (л.д. №). В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № начальника Районного Управления образования <данные изъяты> детское дошкольное учреждение № реорганизовано в реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков. Воспитатель Лапова Г.Е. переведена на должность воспитателя в указанное реабилитационное отделение для детей ЦСОН (л.д. №). Отделение осуществляло свою деятельность на основании Положения, а воспитатели - должностных инструкций (л.д. №). Основными задачами отделения являлись: обеспечение временного круглосуточного и дневного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях, предоставление им на период пребывания в отделении возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную и иную деятельность. Согласно п. 1.9 Положения деятельность реабилитационного отделения осуществлялась в соответствии с Положениями, предусмотренными «Типовым Положением о социальном приюте для детей и подростков». Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков реорганизовано в МСУ « <данные изъяты> социальный приют для детей». Основными целями учреждения остались защита прав детей, недопущение их дискриминации, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному развитию. Воспитатель реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков Лапова Г.Е. в дальнейшем переведена на должность воспитателя в МСУ «<данные изъяты> социальный приют для детей». Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 1.13 раздела "Наименования учреждений" в данный Список включены учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют для детей и подростков. Суд считает, что периоды работы Лаповой Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты> подлежит включению в специальный педагогический стаж. Суд признаёт тождественными характер осуществляемой истицей педагогической работы и выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, целей и задач, а также направления деятельности реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков, в котором она работала, и учреждения типа социальный приют для детей и подростков, предусмотренного Списком. Суд учитывает, что при создании МСУ "<данные изъяты> социальный приют для детей» фактически имела место реорганизация в форме выделения существовавшего ранее реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков в самостоятельное юридическое лицо. При этом как следует из анализа Уставов и Положений, показаний свидетелей, фактически реабилитационное отделение для несовершеннолетних детей и подростков являлось социальным приютом для детей и подростков. Должностные обязанности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков ЦСОН - Лаповой Г.Е. соответствовали должностным обязанностям воспитателя МСУ «<данные изъяты> социального приюта для детей и подростков», то есть, несмотря на реорганизацию учреждения ДД.ММ.ГГГГ, в котором работала истица, характер ее трудовых функций и обязанностей не изменился, она, работая воспитателем, осуществляла педагогическую деятельность. При таких обстоятельствах само по себе отсутствие у реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков ЦСОН статуса юридического лица не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Суд пришёл к выводу, что требование Лаповой Г.Е. о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ является правомерным, так как согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец Лапова Г.Е. обратилась с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты>, имея свыше 25 лет специального педагогического стажа. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Лаповой Г.Е. к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области о включении в стаж определённых периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить полностью. Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области включить Лаповой Г.Е. в специальный стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя детского дошкольного учреждения № (<адрес>); - ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках; - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет; - ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя реабилитационного отделения для несовершеннолетних детей и подростков - Отдела социальной защиты населения - Центра социального обслуживания населения <данные изъяты> Признать за Лаповой Г.Е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья Н.А. Васильев Мотивированное решение составлено 31 августа 2011 года Судья Н.А. Васильев
воспитателем Лаповой Г.Е. работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, нагрузку, цели и задачи, а также направления деятельности детского дошкольного учреждения №.
выводу, что детское дошкольное учреждение № в <адрес> в период работы Лаповой Г.Е. в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически являлось детским дошкольным учреждением типа «детские ясли-сад». В указанный период работы деятельность детских дошкольных учреждений регламентировалась типовыми Положениями. В соответствии с пунктом 1 Положения о детском дошкольном учреждении, утвержденном Министерством просвещения РСФСР от 5 мая 1985 года, детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Согласно пункту 4 Временного Положения о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 119, дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Его основными функциями являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их
заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2.2. Положения о реабилитационном отделении для несовершеннолетних детей и подростков оно было предназначено для детей и подростков с 3 до 14 лет: добровольно обратившихся по личному заявлению ребенка, либо заявлению родственников, попечителей, соседей и др.; подкинутых, заблудившихся, личность которых установлена; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия.