Дело № 2-310,2012 год. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Опочка 03 мая 2012 года. Псковская область Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Корнеевой А.В., при секретаре Волковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Опочецкого района в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Матюшкинская волость» об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Опочецкого района обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Матюшкинская волость» об обязании организовать на совей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. Иск обоснован следующими доводами: Прокуратурой района проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального образования «Матюшкинская волость» обязанностей, в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное полномочие также закреплено и в Уставе муниципального образования «Матюшкинская волость». В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, в последующих редакциях, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности. Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, на органы местного самоуправления возложена организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Матюшкинская волость» сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, договоры со специализированной организацией на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не заключались, нормативные правовые акты в данной сфере не принимались, места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления такого сбора не информируются. Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Матюшкинская волость» не обеспечивают организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в силу вышеуказанных требований законов, нарушая, тем самым, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание администрации муниципального образования «Матюшкинская волость» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В судебном заседании старший помощник прокурора Опочецкого района Григорян Г.К. иск поддержал. Представитель ответчика Гречиха В.П. иск признал. Последствия признания иска сторонам разъяснены и понятны. Суд принимает признание иска ответчиком. Права и интересы сторон не нарушены. Руководствуясь ст.173 ГПК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Матюшкинская волость» организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Псковского областного суда через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда. Судья: Корнеева А.В.