Апелляционное решение о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края компенсацию расходов за приобретение твердого топлива за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.



Председательствующий по делу:

Мировой судья судебного участка № 53

Намнанова В.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нижний Цасучей 31 августа 2011 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Кореневой Н.Р.,

при секретаре Поляковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыреновой Г.Б. к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению образования администрации муниципального района «Ононский район», обществу с ограниченной ответственностью «Ононавтотранс», МОУ «Кулусутайская средняя общеобразовательная школа» о взыскании задолженности по оплате затрат на приобретение твердого топлива,

по апелляционной жалобе представителя ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семёновой А.В.,

на решение мирового судьи судебного участка № 53 Ононского района Забайкальского края от 11 апреля 2011 года, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования Цыреновой Г.Б. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края в части.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Цыреновой Г.Б. 9331 рублей 20 копеек задолженность по обеспечению твердым топливом.

При отсутствии или недостаточности денежных средств у Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взыскание задолженности по обеспечению твердым топливом в сумме 9331 рублей 20 копеек в пользу Цыреновой Г.Б. произвести с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны.

В остальной части исковых требований в удовлетворении отказать.

В удовлетворении исковых требований Цыреновой Г.Б. к Министерству образования Забайкальского края, Управлению по делам образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному образовательному учреждению «Кулусутайская средняя общеобразовательная школа» отказать,

у с т а н о в и л :

Истица Цыренова Г.Б. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению по делам образования администрации муниципального района «Ононский район», ООО «Ононавтотранс», МОУ «Кулусутайская СОШ» о взыскании денежной компенсации, связанной с затратами на приобретение твердого топлива за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, ссылаясь на следующее. Она работает учителем в МОУ Кулусутайской СОШ, проживает в сельской местности, пользуется печным отоплением и имеет право на обеспечение дровами или денежную компенсацию за приобретение топлива, однако, в 2008 году данная льгота ей не была предоставлена, денежная компенсация за приобретение твердого топлива ей до сих пор не выплачена

Истица просила взыскать с ответчиков денежную компенсацию за приобретение дров за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года в сумме 14323 рубля 20 копеек.

В ходе рассмотрения дела истица Цыренова Г.Б. исковые требования уменьшила, просила взыскать с ответчиков в её пользу компенсацию за приобретение дров за 2008 года в размере 11010 рублей 82 копейки, указав, что расчет денежной компенсации должен быть произведен исходя из размера занимаемой ею жилой площади, стоимости 1 куб. метра с учетом НДС твердого топлива и применения норматива потребления твердого топлива на 1 кв.м в размере 0, 6.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Мировым судьей постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семенова А.В., действующая на основании доверенности от 26.04.2011 г ( л.д. 57) просит решение мирового судьи отменить, указывая, что в соответствии с положениями Закона Законом Читинской области от 20.02.2008 г. № 1089 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам образованных учреждений в Читинской области» возмещение расходов осуществляется организациями независимо от форм собственности и индивидуальным предпринимателям, обеспечившим предоставление данных услуг. Возмещение расходов осуществляется за счет средств областного бюджета. В настоящее время финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Финансовый орган денежные средства на указанные цели направляет в уполномоченный орган. Денежные средства на возмещение расходов по обеспечению твердым топливом непосредственно педагогическим работникам, в уполномоченный орган финансовым органом не направлялись, и поэтому задолженность по обеспечению твердым топливом не могла быть взыскана с Министерства социальной защиты населения. Полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является финансовый орган в лице Министерства финансов Забайкальского края, которое исполняет в силу положения судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета края.

Истица Цыренова Г.Б., извещенная о проведении судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, о чем представила суду письменное заявление.

Представитель ответчика ООО «Ононавтотранс» Сухих В.Н., действующий на основании прав по должности, исковые требования не признал, поскольку денежные средства на обеспечение учителей указанными льготами им с бюджета края не поступали, не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

Представитель ответчика МОУ «Кулусутайская СОШ» Жамсаранова С.Н. исковые требования не признала, против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Забайкальского края не возражала.

Представители ответчиков - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Управления по делам образования администрации муниципального района «Ононский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили.

Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, возражений против доводов апелляционной жалобы не имеет, о чем направил в адрес суда письменное заявление.

Суд, с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчиков - МОУ «Кулусутайская СОШ», ООО «Ононавтотранс», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362-364 ГПК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ст. 363 ГПК РФ нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд не применил закон, подлежащий применению; суд применил закон, не подлежащий применению; суд неправильно истолковал закон.

Такие нарушения допущены мировым судьей при рассмотрении указанного гражданского дела и при точном изложении в решении правовых норм, их толкование и применение судом нельзя признать правильным.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истица Цыренова Г.Б. является педагогическим работником, в спорный период работала в сельской местности в МОУ «Кулусутайская средняя общеобразовательная школа».

Согласно справки администрации сельского поселения «<адрес>» истица Цыренова Г.Б. проживает в с. <адрес> в доме с печным отоплением, общая площадь которого 87, 4 кв.м., с отапливаемой площадью 48, 6 кв. м. ( л.д. 6).

Согласно имеющихся в материалах дела сведений в 2008 году истица Цыренова Г.Б. входила в число льготополучателей коммунальных услуг из числа педагогических работников, как работник МОУ «Кулусутайская СОШ» ( л.д.41).

Таким образом, истица имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела у мирового судьи и при апелляционном рассмотрении.

Судом установлено, что вышеуказанные меры социальной поддержки в 2008 году истице не предоставлялись, денежная компенсация за приобретение твердого топлива ей не выплачивалась. Доказательств того, что истица была обеспечена твердым топливом либо ей была выплачена денежная компенсация за приобретение твердого топлива за 2008 год, ответчиками суду не представлено.

Статьей 18 Закона Читинской области от 01.10.1997 г. № 98 ЗЧО «Об образовании», действовавшего в оспариваемый период, утратившим силу с 17.05.2009 года) педагогическим работникам учреждений образования области, независимо от статуса и организационно-правовых форм учреждения, гарантировалось право на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанные льготы предоставляются организациями независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающими предоставление данных услуг. Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), освещение организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется за счет средств областного бюджета по фактически произведенным и документально подтвержденным ими расходам в порядке, устанавливаемом законом области.

Законом Читинской области от 20.02.2008 N 1098-ЗЧО "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам образовательных учреждений в Читинской области" предусмотрено, что возмещение указанных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета. Размер возмещения расходов не может превышать фактически произведенных и документально подтвержденных организациями и индивидуальными предпринимателями расходов. Возмещение расходов осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Администрацией Читинской области (далее - уполномоченный орган).

Данный закон утратил силу со дня вступления в силу 19.10.2009 года Закона Забайкальского края от 05.10.2009 года № 247 –ЗЗК "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), согласно которого, педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае возмещение указанных расходов осуществляется организациям независимо от форм собственности (далее - организации), индивидуальным предпринимателям, предоставляющим данные услуги. Финансовое обеспечение указанных расходов, осуществлялось за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги по отоплению возмещаются документально подтвержденные расходы по реализации твердого топлива для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством. Расходы по оплате твердого топлива, не связанные с отоплением жилой площади, занимаемой педагогическим работником, не возмещаются и оплачиваются педагогическим работником самостоятельно.

Возмещение расходов осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края

Согласно п. 10.4.4. Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края министерство осуществляет возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с топлением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам образовательных учреждений.

Таким образом, компенсация затрат на расходы, связанных с предоставлением педагогическим работникам указанных расходов в оспариваемый период осуществлялась за счет средств бюджета Читинской области, позднее – Забайкальского края. Денежные средства на указанные расходы должны были быть направлены финансовым органом в уполномоченный орган.

При таком положении требования истцы могли быть удовлетворены мировым судьей за счет средств Министерства социальной защиты населения Забайкальского края лишь при доказанности перечисления в уполномоченный орган денежных средств из бюджета Читинской области, позднее- Забайкальского края.

Между тем, таких доказательств представителем Министерства финансов Забайкальского края в суд не представлено и в материалах дела не имеется, несмотря на то, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, у мирового судьи не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истицы за счет средств Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и возложения субсидиарной ответственности на Министерство финансов Забайкальского края при недостаточности или отсутствии денежных средств у Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

Определяя размер денежной компенсации за приобретение твердого топлива, подлежащий взысканию в пользу истицы, мировой судья правильно определил её размер в сумме 9331 рублей 20 копеек, применив стоимость предельно-допустимой цены за один кв.м. твердого топлива в спорный период в сумме 320 рублей, утвержденной постановлением главы муниципального района Ононский район от 24.12.2007 года, норматив потребления тепловой энергии в пересчете на твердое натуральное топливо- дрова сосновые в размере 0, 6 кв. м, с учетом размера отапливаемой истцом жилой площади, который подтвержден документально.

Фактические затраты истицы на приобретение твердого топлива в спорный период подтверждаются материалами дела: договором на приобретение дров, квитанциями об оплате их стоимости.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 №12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского является исполнительные органом государственной власти Забайкальского края, является финансовым органом края и исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета края.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края и об удовлетворении иска к Министерству финансов Забайкальского края за счет средств казны края.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

Решил:

Решение мирового судьи судебного участка №53 Ононского района Забайкальского края от 11 апреля 2011 года по иску Цыреновой Г.Б. к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению по делам образования администрации муниципального района «Ононский район», ООО «Ононавтотранс», МОУ «Кулусутайская средняя общеобразовательная школа» о взыскании денежной компенсации, связанной с затратами на приобретение твердого топлива за период 01.01.2008 года по 31.12.2008 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Цыреновой Г.Б. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу Цыреновой Г.Б. компенсацию расходов за приобретение твердого топлива за период с 01.01.2008 по 31.12 2008 в размере 9331 рублей 20 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требования Цыреновой Г.Б. отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: Н.Р. Коренева